Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Михеева С.Н., Ревенко Т.М.,
при секретаре Прозоровской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 08 ноября 2016 года гражданское дело по иску Колегова АВ к Администрации Черновского района городского округа "Город Чита", Администрации городского округа "Город Чита" о признании права пользования жилым помещением и заключении договора найма служебного жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа "Город Чита" Печак О.Ю.,
на решение Черновского районного суда г. Читы от 02 сентября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Колегова АВ к Администрации Черновского района городского округа "Город Чита", Администрации городского округа "Город Чита" о признании права пользования жилым помещением и заключении договора найма служебного жилого помещения удовлетворить.
Признать за Колеговым АВ право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Россия, "адрес".
Обязать Администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" заключить с Колеговым АВ договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, "адрес".
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., выслушав истца Колегова А.В., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Колегов А.В. является военнослужащим, проходит военную службу в в/ч N. В очереди на получение служебного жилого помещения состоит в 4 отделе ФГКУ "Востокрегионжилье". Решением 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" N 45 от 20 мая 2016 года ему было выделено жилое помещение по адресу "адрес". Согласно приказу МО РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года распределение поступающих в войсковую часть жилых помещений между военнослужащими производится 4 отделом ФГКУ "Востокрегионжилье", оформляется решением о предоставлении жилого помещения. Все необходимые документы для оформления данной жилой площади истцом были сданы в 4 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье". Ранее в данном жилом помещении проживал военнослужащий Макртумян Л.Ю., который выехал из жилого помещения. Спорное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинской КЭЧ района на праве оперативного управления, в настоящее время оно передано в собственность городского округа "Город Чита". Начальником 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" на имя главы администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" была выдана выписка из решения N 45 от 20 мая 2016 с просьбой оформить договор найма служебного жилого помещения на военнослужащего Колегова А. В ... Однако за исх. N от 25.05.2016 года администрация Черновского административного района городского округа "город Чита" отказала истцу в выдаче договора найма служебного жилого помещения, сославшись на то, что данная квартира является муниципальной собственностью, а жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранными на выборные должности в органы местного самоуправления. Истец просил суд признать за ним право пользования жилым помещением по адресу: "адрес"; обязать администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" заключить с ним договор найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес".
Определениями суда от 22 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Чита" и в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - ФГКУ "Востокрегионжилье" (л.д. 27-28). В качестве соответчика привлечена администрация городского округа "Город Чита" (л.д.29-30).
Судом постановленоприведенное выше решение (л.д. 90-94).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Печак О.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ, служебный жилищный фонд создается и содержится собственником специально для обеспечения своих работников жилищно-бытовыми условиями и только на период действия трудового договора (контракта). Таким образом, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранным на выборные должности в органы местного самоуправления. Поскольку военнослужащие связаны трудовыми правоотношениями с федеральными органами государственной власти (Министерством обороны РФ, МВД, ФСБ или др.), предоставление им служебных жилых помещений возможно только из жилищного фонда Российской Федерации, закрепленного за соответствующим федеральным органом государственной власти. Кроме того, согласно п. 3 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487), жилищный договор (т.е. договор служебного найма жилого помещения) заключается между Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими.
В судебное заседание представители Администрации Черновского района городского округа "Город Чита", Администрации городского округа "Город Чита", Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа "Город Чита", ФГКУ "Востокрегионжилье" не явились, о времени рассмотрения жалобы извещены (л.д.114-117).
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что Колегов А.В. является военнослужащим, проходит военную службу в войсковой части N. В связи с прохождением службы 4-м отделом ФГКУ "Востокрегионжилье" Колегову А.В. предложено в качестве служебного жилое помещение, расположенное по адресу "адрес" (л.д.8) сообщением N от 29.04.2016 г..
Жилое помещение находится в муниципальном жилищном фонде, ранее предоставлялось другому военнослужащему. Администрация Черновского административного района городского округа "Город Чита" от заключения договора найма служебного жилого помещения с истцом отказалась, сославшись на отсутствие таких полномочий (л.д.7).
В отзыве на исковое заявление представитель 4-го отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" с требованиями истца о признании за ним права пользования жилым помещением согласился, в отношении возложения обязанности заключения с Колеговым А.В. договора найма служебного жилого помещения на администрацию Черновского административного района ГО "Город Чита" мнение не высказал (л.д.19).
Суд первой инстанции исковые требования Колегова А.В. удовлетворил, признал за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", а также возложил на администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" заключить с договор найма служебного жилого помещения.
Судебная коллегия находит, что право пользования за истцом должно быть признано на условиях найма специализированного жилого помещения в связи со следующим.
Порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями установлен специальным законом - Федеральным законом "О статусе военнослужащих" N76-ФЗ.
Согласно положениям статьи 15 названного Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, проходя военную службу по контракту, заключенному после 1 января 1998 г., получить жилое помещение в период прохождения службы на ином праве, кроме как по договору специализированного найма жилого помещения, Колегов А.В. не может.
Принадлежность помещения к муниципальному жилищному фонду не влияет на названные правоотношения, поскольку орган местного самоуправления, как представитель собственника муниципального жилищного фонда, не может повлиять на процесс предоставления жилого помещения, ранее занимаемого военнослужащим, другому военнослужащему.
Так, согласно ч.5 статьи 15 названного выше Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Колегов А.В. относится к лицам, подлежащим обеспечению служебным жилым помещением на весь срок службы, поэтому мнение администрации городского округа "Город Чита", администрации Черновского административного округа в отношении предоставления жилья Колегову А.В. для проживания, может быть учтено только в части наличия у Колегова А.В. такого права.
При таких обстоятельствах с решением суда о признании за истцом права пользования жилым помещением судебная коллегия соглашается, одновременно находит необходимым дополнить решение суда в данной части указанием на то, что данное право Колегова А.В. основано на найме служебного жилого помещения.
Вместе с тем выводы суда о возложении на орган местного самоуправления обязанности заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения являются ошибочными, основанными на неправильном определении юридически значимых обстоятельств и ошибочном применении норм материального права к данным правоотношениям.
Условия и порядок заключения договора найма служебного жилого помещения определены Постановлением Правительства Российской Федерации N487 от 04.05.1999 г., которым утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 3 Положения жилищный договор заключается между Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1550 от 18 ноября 2010 года утверждена Инструкция об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями.
Согласно п.2.1. приведенной выше Инструкции, задачи по организации в Министерстве обороны РФ деятельности по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, в том числе и по заключению договоров найма служебного жилого помещения, возлагаются на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455 (в редакции Приказов от 5 апреля 2011 г. N 453 и 22 марта 2012 г. N 606) в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N512, а также Инструкции о предоставлении военнослужащим жилого помещения по договору социального найма, и Инструкции о предоставлении военнослужащим служебного жилого помещения, уполномоченным органом Министерства обороны РФ по исполнению приведенных выше нормативно-правовых актов определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице специализированных организаций, в том числе и ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения".
В Забайкальском крае Департамент жилищного обеспечения МО РФ осуществляет свою деятельность через Восточное региональное управление жилищного обеспечения ( ФГКУ "Востокрегионжилье"), 4-й отдел которого привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Приведенными выше положениями Закона, а также нормативно-правовых актов, изданных в его исполнение, прямо предписано, что договоры найма служебного жилого помещения с военнослужащими заключаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена служба, или уполномоченным органом, на что обоснованно сослался представитель ответчика в отзыве на исковое заявление.
В соответствии с положениями статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, что свидетельствует о том, что права и обязанности по договору возникают для его участников.
Для органа местного самоуправления никаких юридических последствий из соглашения о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма не наступает.
Приказом Минобороны РФ N1280 от 30 сентября 2010 года утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации служебных жилых помещений.
Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают со структурным подразделением уполномоченного органа договор найма служебного жилого помещения.
Администрация Черновского административного района не относится к структурным подразделениям уполномоченных органов и не может быть понуждена к заключению соглашения, которым не затрагиваются права органа местного самоуправления.
Кроме того, стороны договора найма служебного жилого помещения, заключаемого с военнослужащим, прямо указаны в приведенном выше Федеральном законе "О статусе военнослужащих", орган местного самоуправления к ним не относится.
Таким образом, выводы суда о возложении на ответчика в лице администрации Черновского административного района обязанности заключить с военнослужащим Колеговым А.В. договор найма служебного жилого помещения противоречат приведенным выше положениями Федерального закона N76-ФЗ, а также изданным в его исполнение нормативно-правовым актам, определившим круг лиц, обязанных оформить договор найма служебного жилого помещения с военнослужащим.
Решение суда в данной части подлежит отмене, а в иске Колегову А.В. к администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" следует отказать.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черновского районного суда г. Читы от 02 сентября 2016 года в части изменить. Признать за Колеговым АВ право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", на условиях договора найма служебного жилого помещения. В части возложения обязанности на администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" заключить с Колеговым А.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", решение суда отменить, в удовлетворении иска Колегову А.В. в данной части отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа "Город Чита" Печак О.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.