Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Габидуллиной А.Г., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Логуновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ - М.ФМ на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 31 августа 2016 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать П.Т.А., В.Р.Э., В.Д.Р., В.М.Р., К.В.А. членами семьи П.И.Г., проживающей по адресу: "адрес".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ - М.ФМ в поддержку апелляционной жалобы, возражения П.И.Г., П.Т.А., В.Д.Р. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.И.Г., П.Т.А., действующая в интересах своей несовершеннолетней дочери В.М.Р., В.Р.Э., К.В.А., В.Д.Р. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету города Арск Арского муниципального района РТ, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ о признании членом семьи. В обоснование иска указано, что П.И.Г. является вдовой П.Е.М. - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 28 марта 2007 года П.И.Г. зарегистрирована в жилом доме по адресу: "адрес", площадью 22,6 кв.м., принадлежащем на праве собственности ее дочери П.Т.А. В доме зарегистрированы по месту жительства шесть человек: П.И.Г., ее дочь П.Т.А., зять В.Р.Э., и трое внуков: К.В.А., В.Д.Р., В.М.Р. П.И.Г. вселена в указанную квартиру в качестве члена семьи своей дочери. Норма площади жилого помещения на одного члена семьи из шести человек составляет 3,77 кв.м. Все истцы проживают одной полноценной семьей и ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет. Для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, на приобретение жилья в Республике Татарстан, на всех совместно проживающих по вышеуказанному адресу лиц, просили признать В.Р.Э., К.В.А., В.Д.Р., В.М.Р. членами семьи П.И.Г.
В судебном заседании П.И.Г., П.Т.А., В.Р.Э., К.В.А., В.Д.Р. исковые требования уточнили, просили признать П.Т.А., В.Р.Э., К.В.А., В.Д.Р., В.М.Р. членами семьи П.И.Г.
Представитель Исполнительного комитета города Арск Арского муниципального района РТ - М.А.Ф. исковые требования истицы просил удовлетворить.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ - М.ФМ просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановилрешение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе указывается, что П.И.Г. как вдова П.Е.М. сама непосредственно является членом семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Из представленных в Министерство документов учетного дела усматривается, что на момент смерти П.Е.М., П.Т.А., В.Р.Э., К.В.А., В.Д.Р., В.М.Р. совместно с ним постоянного не проживали. Кроме того, умерший участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС П.Е.М. при жизни не обращался в суд о признании указанных родственников членами своей семьи. В связи с чем, для реализации права на жилье П.И.Г. как члена семьи, умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные граждане не могут быть признаны членами ее семьи. Право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рассматриваемом случае имеет только член семьи самого федерального льготника П.Е.М. - П.И.Г.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии со ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991г. N1244-1, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В силу п.3 ч.1 ст. 13 указанного закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N153 (в ред. от 05.07.2016г.) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п.1).
Этим же Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
В соответствии с п.п. "е" п.5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п.п. "а" п. 17 данных Правил применительно к условиям подпрограммы, членами семьи гражданина - участника подпрограммы, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В силу п.п. "в" п. 18 этих же Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п.п. "е" п. 5 настоящих Правил, выдачу жилищных сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
Согласно вышеуказанным нормам необходимым условием для получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы, является признание лица в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.
В силу требований ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, данным в п.п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из материалов дела усматривается, что П.Е.М. - супруг П.И.Г. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Он умер "дата".
Постановлением исполнительного комитета Новокинерского сельского поселения N 9 от 28 мая 2014 года П.И.Г. как вдова участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
П.И.Г. с 22 августа 2008 года проживает и зарегистрирована в жилом доме по адресу: "адрес".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 16-АА N 202160 от 14 декабря 2006 года указанный жилой дом на праве собственности принадлежит дочери П.И.Г. - П.Т.А.
Согласно выписке из похозяйственной книги в указанном доме в настоящее время зарегистрированы: П.И.Г., ее дочь - П.Т.А., зять - В.Р.Э., внуки: В.Д.Р., В.М.Р., К.В.А.
Общая площадь дома составляет 22,6 кв.м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил их того, что П.Т.А., В.Р.Э., В.Д.Р., В.М.Р., К.В.А. проживают вместе с П.И.Г. по адресу: "адрес", являются членами ее семьи, ведут общее совместное хозяйство.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что П.И.Г. не имеет самостоятельного права на обеспечение жильем в соответствии с нормами Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года, поскольку является членом семьи участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Субъективное право на обеспечение жильем предоставлено П.И.Г. в силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года.
Согласно положениям п.п. "е" п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N153, П.И.Г., как имеющая право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года, отнесена к категории граждан- участников подпрограммы, наделенных правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Пункт 17 Правил определяет категории граждан, признаваемые применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы.
Поскольку П.И.Г. является гражданином - участником подпрограммы, суд обоснованно определилП.Т.А., В.Р.Э., В.Д.Р., В.М.Р., К.В.А. членами семьи П.И.Г. применительно к положениям п. 17 Правил.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к иной оценке представленных доказательств и иному толкованию закона, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 31 августа 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.