Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-428/2016 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хай-Тек" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Хай-Тек" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2014 года кадастровой стоимости равной рыночной: нежилого здания площадью 3 850,6 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:1156, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 12, стр. 1, в размере ***руб.; земельного участка площадью 14 428 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, вл. 12, в размере ***руб., ссылаясь на то, что является собственником указанных объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003003:1156 установлена на основании постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" и составила ***руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003003:36 установлена на основании постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в городе Москве" и составила по состоянию на 01.01.2014 года ***руб.
Административный истец считает установленные кадастровые стоимости указанных объектов недвижимости завышенными, в связи с чем, полагает возможным воспользоваться своим правом на определение кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчет об оценке N9/15 от 15.05.2015 закрытого акционерного общества "Финансовый консультант".
В судебное заседание представитель административного истца по доверенности Кузнецов Е.В. явился, заявленные требования поддержал, представил возражения на заключение судебной экспертизы в части определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровую стоимость которого просил определить на основании представленного отчета об оценкеN9/15 от 15.05.2015 закрытого акционерного общества "Финансовый консультант". Требования об установлении кадастровой стоимости здания уточнил, просил определить ее на основании судебной оценочной экспертизы в размере ***руб.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Лисицкий Д.И. просил в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с указанной статьей, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 г. N 1555-О из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Следовательно, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из того, что административный истец является собственником нежилого здания и земельного участка, а соответственно плательщиком налога на имущество и на землю, который подлежит исчислению, исходя из кадастровой стоимости, суд считает, что истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
По смыслу части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, административный истец как собственник нежилого здания и земельного участка вправе в силу вышеприведенных требований закона обратиться в суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости соответствующей рыночной на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость. При этом, проверка достоверности установленной в отношении данных объектов недвижимости кадастровой стоимости равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В пункте 3 статьи 424 ГК РФ дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является собственником нежилого здания площадью 3 850,6 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:1156, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 12, стр. 1; земельного участка площадью 14 428 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, вл. 12.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003003:1156 установлена на основании постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" и составила ***руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003003:36 установлена на основании постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в городе Москве" и составила по состоянию на 01.01.2014 года ***руб.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости общество с ограниченной ответственностью обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 5 августа 2015 года. Решениями Комиссии от 25 августа 2015 года в удовлетворении данного заявления отказано.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости равной рыночной, истец представил отчет об оценке N9/15 от 15.05.2015 закрытого акционерного общества "Финансовый консультант", согласно которого по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость нежилого здания площадью 3 850,6 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:1156, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 12, стр. 1, составила ***руб.; земельного участка площадью 14 428 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, вл. 12, - ***руб.
На отчет об оценке получено экспертное заключение Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - некоммерческое партнерство "Общество профессиональных экспертов и оценщиков" из содержания которого следует, что указанный выше отчет об оценке соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Проверив представленный административным истцом отчет об оценке объектов недвижимости на соответствие законодательству об оценочной деятельности, у суда возникли вопросы, требующие специальных знаний в области оценочной деятельности, в связи с чем, по ходатайству административного истца определением суда от 31 марта 2016 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Эталонъ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 15 апреля 2016 года по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость составляет: нежилого здания площадью 3 850,6 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:1156, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 12, стр. 1, ***руб.; земельного участка площадью 14 428 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, вл. 12, - ***руб.
На поставленный судом вопрос о соответствии представленного отчета об оценке N9/15 от 15.05.2015 закрытого акционерного общества "Финансовый консультант" требованиям законодательства об оценочной деятельности, экспертами дан отрицательный ответ. При этом в заключении судебной экспертизы экспертом подробно изложены допущенные оценщиками нарушения требований Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки при проведении оценки конкретно по каждому из подходов, что свидетельствует о невозможности установления кадастровой стоимости равной рыночной земельного участка на основании представленного указанного выше отчета об оценке.
Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 N73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", определяющих правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного выше закона, в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки N 1, 2, 3, 7, утверждённым приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части, подлежащей применению при производстве судебных экспертиз, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
В заключении эксперта подробно описаны объекты исследования, установлены все их качественные и количественные характеристики, в качестве ценообразующих факторов отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают объекты оценки; корректировки приведены по всем значимым элементам сравнения; обоснованы исходные данные и расчетные величины, используемые при реализации процедур и методов определения рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания.
Приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, в пределах соответствующей специальности и квалификации, имеющими длительный стаж работы в области оценочной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что заключение судебной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны доказательствах, обоснованных возражений со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц не представлено.
В судебном заседании допрошен эксперт Скатов М.А., проводивший судебную оценочную экспертизу, который подтвердил выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы, в том числе о несоответствии представленного отчета об оценке, подготовленного ЗАО "Финансовый консультант" требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Таким образом, исходя из того, что правильность заключения судебной экспертизы надлежащими доказательствами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, сторонами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, суд не находит оснований сомневаться в правильности выводов экспертов, проводивших судебную оценочную экспертизу, в связи с чем, с учетом изложенного выше, устанавливает по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость равную рыночной: нежилого здания площадью 3 850,6 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:1156, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 12, стр. 1 в размере ***руб.; земельного участка площадью 14 428 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, вл. 12, в размере ***руб.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость равную рыночной нежилого здания площадью 3 850,6 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:1156, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 12, стр. 1 в размере ***рублей, подлежащую применению на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость равную рыночной земельного участка площадью 14 428 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003003:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, вл. 12, в размере ***рублей, подлежащую применению на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Хай-Тек" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве считать 5 августа 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003003:1156, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 12, стр. 1; земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003003:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, вл. 12, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.