Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-718/2016 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Лираль-Ложистик" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года,
установил:
Закрытое акционерное общество "Лираль-Ложистик" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2014 года кадастровой стоимости равной рыночной: нежилого здания площадью 2 237,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:1065, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 2, стр. 23, в размере ***руб.; земельного участка площадью 120 970 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, в размере ***руб.; земельного участка площадью 81 671 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:39, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, в размере ***руб., ссылаясь на то, что является собственником указанных объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001023:1065 установлена на основании Постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" и составила ***руб.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001023:36, 77:09:0001023:39 установлена на основании Постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в городе Москве" и составила по состоянию на 01.01.2014 года ***руб. соответственно.
Административный истец считает установленные кадастровые стоимости указанных объектов недвижимости завышенными, в связи с чем, полагает возможным воспользоваться своим правом на определение кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчеты общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки собственности "МОРФ" N 08/10/15-1, N 08/10/15-2, N 12/10/15-1.
В судебное заседание представители административного истца по доверенности Ломидзе Т.У., Зорина Т.В. явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, представили возражения на заключение судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Петлинский П.В. просил в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 г. N 1555-О из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Следовательно, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из того, что административный истец является собственником нежилого здания и земельных участков, а соответственно плательщиком налога на имущество и на землю, который подлежит исчислению, исходя из кадастровой стоимости, суд считает, что истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
По смыслу части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, административный истец как собственник нежилого здания и земельных участков вправе в силу вышеприведенных требований закона обратиться в суд с исковым заявлением об установлении его кадастровой стоимости соответствующей рыночной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом, проверка достоверности установленной в отношении данных объектов недвижимости кадастровой стоимости равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В пункте 3 ст. 424 ГК РФ дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является собственником нежилого здания площадью 2 237,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:1065, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 2, стр. 23; земельного участка площадью 120 970 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2; земельного участка площадью 81 671 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:39, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001023:1065 утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" и составила ***руб.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001023:36, 77:09:0001023:39 утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в городе Москве" и составила по состоянию на 01.01.2014 года ***руб. соответственно.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости закрытое акционерное общество "Лираль-Ложистик" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 25 декабря 2015 года. Решениями Комиссии от 21 января 2016 года в удовлетворении данного заявления отказано.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости равной рыночной, истец представил отчеты об оценке N 08/10/15-1, N 08/10/15-2, N 12/10/15-1, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки собственности "МОРФ", в соответствии с которыми рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2014 года определена: нежилого здания площадью 2 237,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:1065, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 2, стр. 23, в размере ***руб.; земельного участка площадью 120 970 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, в размере ***руб.; земельного участка площадью 81 671 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:39, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, в размере ***руб.
На отчеты об оценке получены Положительные экспертные заключения Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков" из содержания которых следует, что указанные выше отчеты об оценке соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков".
Проверив представленные административным истцом отчеты об оценке спорных объектов недвижимости на соответствие законодательству об оценочной деятельности, у суда возникли вопросы, требующие специальных знаний в области оценочной деятельности, в связи с чем, по ходатайству административного истца определением суда от 11 мая 2016 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, проведение которой поручено закрытому акционерному обществу "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы закрытого акционерного общества "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си" от 19 мая 2016 года по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость составляет: нежилого здания площадью 2 237,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:1065, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 2, стр. 23, - ***руб.; земельного участка площадью 120 970 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, - ***руб., земельного участка площадью 81 671 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:39, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, - ***руб.
На поставленный судом вопрос о соответствии представленных отчетов об оценке N 08/10/15-1, N 08/10/15-2, N 12/10/15-1, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки собственности "МОРФ", требованиям законодательства об оценочной деятельности, экспертами дан отрицательный ответ. При этом в заключении судебной экспертизы экспертами подробно изложены допущенные оценщиками нарушения требований Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки при проведении оценки конкретно по каждому из подходов и сделан вывод о невозможности подтвердить рыночную стоимость оцениваемых объектов в рамках представленных отчетов.
Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 N73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", определяющих правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного выше закона, в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Из содержания статьи 25 Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также ст. 82 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
Заключение эксперта должно состоять из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки N 1, 2, 3, 7, утверждённым приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части, подлежащей применению при производстве судебных экспертиз, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, обоснованным отказом от затратного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В заключении эксперта подробно описаны объекты исследования, установлены все их качественные и количественные характеристики, в качестве ценообразующих факторов отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают объекты оценки; корректировки приведены по всем значимым элементам сравнения; обоснованы исходные данные и расчетные величины, используемые при реализации процедур и методов определения рыночной стоимости земельных участков, нежилого здания и помещения. Приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, в пределах соответствующей специальности и квалификации, имеющими длительный стаж работы в области оценочной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы представителей закрытого акционерного общества "Лираль-Ложистик", Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что заключение судебной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны доказательствах, письменные возражения административного истца подписаны лицом, компетентность которого в сфере оценочной деятельности не подтверждена документально, обоснованных возражений со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц не представлено.
Ссылки представителей административного истца о нарушении положений ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки не могут быть приняты судом во внимание, поскольку производство судебных экспертиз регламентировано Федеральным Законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а федеральные стандарты оценки (ФСО) применяются при производстве экспертизы только в части, регламентирующей подходы и методы оценки.
Также административный истец ошибочно трактует понятия судебный эксперт и эксперт, который состоит в Экспертном совете РОО и проводит экспертизу отчетов по заявке СРО.
Таким образом, исходя из того, что правильность заключения судебной экспертизы надлежащими доказательствами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, сторонами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, суд не находит оснований сомневаться в правильности выводов экспертов, проводивших судебную оценочную экспертизу, в связи с чем, с учетом изложенного выше, устанавливает кадастровую стоимость равную рыночной нежилого здания площадью 2 237,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:1065, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 2, стр. 23, в размере ***рублей; земельного участка площадью 120 970 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, в размере ***рублей; земельного участка площадью 81 671 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:39, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, в размере ***рублей.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость равную рыночной нежилого здания площадью 2 237,2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:1065, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 2, стр. 23, в размере *** рублей, подлежащую применению на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость равную рыночной земельного участка площадью 120 970 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, в размере ***рублей, подлежащую применению на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость равную рыночной земельного участка площадью 81 671 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001023:39, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, в размере ***рублей, подлежащую применению на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения закрытого акционерного общества "Лираль-Ложистик" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве считать 25 декабря 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001023:1065, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 2, стр. 23, земельных участков с кадастровым номером 77:09:0001023:36, 77:09:0001023:39, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл.2, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.