Именем Российской Федерации
14 сентября 2016 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Федченко Е.В.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Рапен" о признании недействующими пунктов 1.1, 2.4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы",
установил:
В целях реализации полномочий города Москвы по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закона города Москвы от 26 ноября 2008 года N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" Правительством Москвы принято постановление от 25 декабря 2012 года N800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее по тексту - постановление), опубликованное в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72, том 1, 28 декабря 2012 года.
Постановление действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 15 апреля 2013 года N236-ПП, от 01 июля 2013 года N424-ПП, от 29 октября 2013 года N710-ПП, от 01 июля 2014 года N364-ПП, от 24 декабря 2014 года N816-ПП, от 24 февраля 2015 года N71-ПП, от 20 октября 2015 года N678-ПП, от 24 мая 2016 года N272-ПП, от 01 июля 2016 года N386-ПП.
Пунктом 1.1 названного постановления предусмотрено, что с 1 января 2014 года предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
В случае, если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления (то есть по результатам принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления).
Пунктом 2.4 постановления предусмотрено, что по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы с даты, указанной в соответствующем уведомлении Департамента городского имущества города Москвы, но не ранее чем через два месяца с даты направления такого уведомления.
ООО "Рапен" обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом его уточнения) к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 1.1 постановления в части установления условия оказания имущественной поддержки в виде определения минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в год субъекту малого предпринимательства, арендующему объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящийся в имущественной казне города Москвы; признании недействующим пункта 2.4 постановления в части предоставления мер имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде установления ставки арендной платы на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы.
Административный истец мотивировал свои требования тем, что оспариваемые положения не соответствуют пункту 4 части 3 статьи 6, пунктам 2, 3, 4 части 1 статьи 14, статье 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", частям 1 и 2 статьи 1, частям 2, 3 статьи 3, статье 11, пунктам 2, 3, 4 части 1, части 4 статьи 16, статьям 18 и 19 Закона города Москвы N60 от 26 ноября 2008 года "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства", пунктам 3, 6, 7, 8, 9 части 1, части 3 статьи 10, пунктам 1, 2, 7, 8 части 1, части 2 статьи 15, частям 1, 2, 3 статьи 19, статье 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-Ф3 "О защите конкуренции".
По мнению административного истца оспариваемые пункты постановления в части установления предельного значения площади арендуемого субъектом малого предпринимательства помещения не более 300 кв.м, при которой устанавливается ставка арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в год, и установление арендной ставки субъектам малого предпринимательства, не указанным в пункте 1 настоящего постановления, на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы нарушают права и законные интересы ООО "Рапен" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишают его права на обеспечение благоприятных условий для развития, включая и льготные ставки арендной платы, создают неравные условия исчисления арендной платы по сравнению с другими участниками рынка, арендующими помещения площадью менее 300 кв.м, влекут вытеснение с рынка ООО "Рапен", устанавливают по отношению к административному истцу дискриминационные условия (необоснованно высокую цену финансовой услуги), препятствуют осуществлению его деятельности и влекут причинение ему значительного ущерба. По указанию административного истца оспариваемые пункты постановления также нарушают законодательство о защите конкуренции и о развитии малого предпринимательства, поскольку свидетельствуют о выборочном предоставлении имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, действующим на одном и том же товарном рынке.
Представитель административного истца по доверенности Холопов Д.В. в судебное заседание явился, заявленные требования с учетом уточнений поддержал. Дополнительно пояснил, что оспариваемые пункты постановления нарушают основополагающие принципы равенства субъектов малого предпринимательства и доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
Представители административного ответчика Правительства Москвы Стужина Т.А. и Забелян С.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, представив письменные возражения. Ссылались на то, что оспариваемое в части постановление не противоречит закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принято в пределах компетенции и полномочий Правительства Москвы и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Обжалуемым постановлением утвержден перечень случаев предоставления субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в год.
В частности пунктом 1.1 постановления определено, что с 1 января 2014 года субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, имущественная поддержка предоставляется в том случае, если площадь арендуемого помещения не превышает 300 кв.м.
Кроме того, абзацем вторым пункта 1.1 постановления предусмотрено, что в случае, если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
Пунктами 1.2-1.3.2 постановления предусмотрены иные условия предоставления имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, не связанные с площадью арендуемого помещения (а именно в зависимости от вида осуществляемой деятельности либо от факта использования труда инвалидов).
Согласно пункту 2.1 постановления ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
В том случае, если субъект малого предпринимательства, арендующий по действующему договору аренды объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне города Москвы, не подпадает под критерии, указанные в пункте 1 настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы с даты, указанной в соответствующем уведомлении Департамента городского имущества города Москвы, но не ранее чем через два месяца с даты направления такого уведомления (пункт 2.4 постановления).
Исходя из системного толкования приведенных норм, оспариваемое постановление устанавливает основания предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в зависимости как от площади арендуемого помещения, так и от вида осуществляемой субъектом малого предпринимательства деятельности либо от факта использования субъектом малого предпринимательства труда инвалидов.
В том же случае, если площадь арендуемого помещения составляет более 300 кв.м, а субъект малого предпринимательства не использует труд инвалидов и не осуществляет виды деятельности, закрепленные в пунктах 1.2-1.3.1 постановления, то арендная ставка устанавливается на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы.
Судом установлено, что ООО "Рапен" является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается выпиской из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы и лицами, участвующими в деле, не оспаривается (т. 1, л.д. 42-43).
Как следует из материалов дела, 25 ноября 2004 года между Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) и ООО "Рапен" заключен договор аренды N02-652/04 нежилого помещения площадью 396,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 32 (т. 1, л.д. 17-28). Срок действия договора аренды дополнительным соглашением от 17 декабря 2009 года установлен по 16 октября 2014 года, при этом сторонами согласована уточненная площадь арендуемого помещения в размере 402,3 кв.м (т. 1, л.д. 29-41).
30 декабря 2015 года между Департаментом и ООО "Рапен" на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 24 марта 2015 года, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2015 года, постановления Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2015 года заключен договор купли-продажи ранее арендуемого административным истцом нежилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 402,3 кв.м с кадастровым номером 77:02:0001019:1284 (т. 1, л.д. 44-48), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 февраля 2016 года сделана соответствующая запись (т. 1, л.д. 49).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N800-ПП "О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" ООО "Рапен" с 01 января 2013 года по 30 июня 2014 года была предоставлена имущественная поддержка в виде арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв.м арендуемого помещения в год как субъекту малого предпринимательства, имеющему аккредитацию предприятия социального питания (на основании пункта 1.3.1 постановления).
Как следует из пояснений административного ответчика (т. 1, л.д. 180-188), поскольку у административного истца истек срок действия свидетельства об аккредитации предприятия социального питания, в связи с чем основания для предоставления ООО "Рапен" меры имущественной поддержки на основании пунктов 1.3.1, 2.1 постановления отпали, при этом площадь арендуемого помещения составляет более 300 кв.м, а соответственно отсутствуют и основания для предоставления административному истцу мер имущественной поддержки на основании пункта 1.1 постановления, ООО "Рапен" с 01 июля 2014 года по вышеуказанному договору аренды установлена ставка арендной платы в размере 12 596 рублей за 1 кв.м в год.
Указанное подтверждается и уведомлением Департамента об изменении ставки арендной платы на 2014 год с 01 июля 2014 года (т. 1, л.д. 54). Уведомлением от 24 декабря 2014 года о ставке арендной платы на 2015 год Департамент сообщил административному истцу, что арендная плата за период с 01 января 2015 года составит 13 855 рублей 60 копеек за 1 кв.м в год.
Начисления арендной платы по договору аренды от 19 апреля 2000 года N01-00667/00 прекращены с 30 декабря 2015 года, в связи с заключением договора купли-продажи нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0001019:1284.
В настоящее время в Арбитражном суде города Москвы рассматривается исковое заявление Департамента городского имущества города Москвы о взыскании с ООО "Рапен" задолженности по арендной плате за период с 01 октября 2014 года по 30 ноября 2015 года.
Таким образом, расчет арендной платы за арендуемое административным истцом помещение как субъекту малого предпринимательства, арендующему помещение площадью более 300 кв.м и не попадающему под критерии, установленные пунктом 1.1 постановления, был произведен на основании пункта 2.4 постановления, чем безусловно затрагиваются права ООО "Рапен", а Общество вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наличие полномочий у Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки устанавливаются положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В силу статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности.
Во исполнение приведенных законоположений на территории города Москвы как субъекта Российской Федерации принят Закон города Москвы от 26 ноября 2008 года N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", согласно статье 5 которого к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся: участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве; разработка и реализация городских программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом региональных социально-экономических и других особенностей; формирование и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании пункта 1 статьи 26.12 этого же Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение такой поддержки с учетом региональных социально-экономических особенностей; вопросы управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, а также принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации находится в ведении субъекта Российской Федерации.
Из пунктов 3 и 4 статьи 20 Устава города Москвы (Закон г. Москвы от 28 июня 1995 года) следует, что имущество, являющееся собственностью города Москвы, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, входит в казну города Москвы. От имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной Уставом города и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 статьи 44 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" установлено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Из положений статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N49 "Об основах управления собственностью города Москвы" следует, что от имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы.
При этом статьей 21 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N49 установлено, что порядок определения платы за пользование объектами собственности города Москвы устанавливается Правительством Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 года N53 "Об имущественной казне города Москвы" объекты имущественной казны могут передаваться в аренду в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Порядок передачи объектов имущественной казны в аренду устанавливается Правительством Москвы.
Пунктом 7 статьи 19 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 года N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" предусмотрено, что порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается Правительством Москвы.
В соответствии со статьей 11 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области экономического развития города Москвы (пункт 1 статьи 11); организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти (пункт 2 статьи 11); обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики (пункт 9 статьи 11); устанавливает ставки арендной платы, других платежей за пользование недвижимым имуществом города Москвы, сроки и размеры отчислений части прибыли государственных унитарных предприятий города Москвы, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также порядок распределения доходов казенных предприятий города Москвы (пункт 10 статьи 11).
Таким образом, Правительство Москвы как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Согласно части 1 статьи 19 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N800-ПП опубликовано в установленном порядке в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72, том 1, 28 декабря 2012 года. Таким образом, постановление Правительства Москвы 25 декабря 2012 года N800-ПП опубликовано в установленном порядке.
Проверяя соответствие пунктов 1.1, 2.4 постановления федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Как было указано выше, разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства являются расходными обязательствами города Москвы как субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 3 статьи 6 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
Пунктами 2, 3, 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статьей 18 приведенного Закона установлен порядок оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Среди прочего, данной нормой установлено, что оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, при этом имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом согласно части 4.1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В развитие предписаний федерального законодателя на территории города Москвы как субъекта Российской Федерации принят Закон города Москвы от 26 ноября 2008 года N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве".
Частями 1, 2 статьи 1 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 года N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" установлено, что субъектами малого и среднего предпринимательства в городе Москве признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства является деятельность органов государственной власти города Москвы и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными и городскими программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частями 2, 3 статьи 3 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 года N60 закреплены основные цели и принципы государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства, в частности к основным целям государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства отнесено: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок города Москвы, рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. Одним из основных принципов государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства является обеспечение равных прав и возможностей при получении субъектами малого и среднего предпринимательства государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики.
В соответствии со ст. 11 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 года N60 к мерам для создания общих условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства отнесено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства льготных ставок арендной платы в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами города Москвы.
Как предусмотрено пунктами 2, 3, 4 части 1 статьи 16 Закона города Москвы "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающих критериям, предусмотренным федеральными и городскими программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; предоставление поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 4 этой же нормы закреплено, что в городских программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства могут устанавливаться дополнительные условия, дающие субъектам малого и среднего предпринимательства право на приоритетную поддержку со стороны органов исполнительной власти города Москвы за счет средств бюджета города Москвы; формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, учитывающие соответствие направления их деятельности одному из приоритетных видов деятельности, установленных в городе Москве для субъектов малого и среднего предпринимательства, участие в реализации городских программ социально-экономического развития.
Статьями 18 и 19 Закона города Москвы "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" к одной из форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства отнесена имущественная поддержка, которая предоставляется органами исполнительной власти города Москвы в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества города Москвы, в том числе нежилых помещений на возмездной основе (в том числе на льготных условиях).
Исходя из совокупного толкования приведенных норм, принимая во внимание, что меры, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе меры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства являются расходными обязательствами г. Москвы как субъекта Российской Федерации, а также учитывая, что положения Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не содержат конкретных условий предоставления в аренду государственного имущества, предоставляя их выбор (на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях) а также определение критериев предоставления имущества в аренду (в том числе в зависимости от видов осуществляемой субъектами малого и среднего предпринимательства деятельности по признаку их социальной значимости) субъектам Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (в настоящем случае - у города федерального значения Москвы) права самостоятельно определять перечень оснований предоставления имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы.
Стоит отдельно отметить, что статья 11 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 года N60, на соответствие которой в том числе просит проверить оспариваемый нормативный правовой акт административный истец, к мерам для создания общих условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства относит предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства льготных ставок арендной платы не в безусловном порядке, а лишь в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами города Москвы, что с учетом взаимосвязанных положений статей 16, 18, 19 названного закона означает возможность предоставления льготных ставок арендной платы не всем субъектам малого предпринимательства, а лишь тем из них, которые отвечают критериям, установленным в пределах своей компетенции субъектом Российской Федерации.
Таким образом, положения обжалуемого постановления, предусматривающие, что мера имущественной поддержки предоставляется только субъектам малого предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности, а также субъектам малого предпринимательства, которые такой деятельностью не занимаются, но арендуют помещения площадью до 300 кв.м, вышеизложенным нормам Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и нормам Закона города Москвы от 26 ноября 2008 года N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" не противоречат.
Соответственно, установленный пунктом 2.4 постановления порядок определения арендной платы на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, перечень которых определен в рамках самостоятельной компетенции субъекта Российской Федерации, положениям Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Закона города Москвы от 26 ноября 2008 года N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" также не противоречит.
При этом в рамках выделенных постановлением групп субъектов малого предпринимательства каждому из таких субъектов предоставлен равный доступ к имущественной поддержке в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в год арендуемого помещения, какие-либо дополнительные условия предоставления имущественной поддержки для отдельных субъектов малого предпринимательства как арендующих помещения площадью до 300 кв.м, так и занимающихся социально-значимыми видами деятельности, обжалуемым постановлением не предусмотрены, что в полной мере отвечает принципам равного доступа субъектов малого предпринимательства к участию в соответствующих программах и доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого предпринимательства, закрепленным в пункте 4 части 3 статьи 6 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 N60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве".
Не имеется оснований утверждать и о противоречии пунктов 1.1, 2.4 постановления положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пунктам 3, 6, 7, 8, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", о противоречии которым оспариваемого в части нормативного правового акта заявляет административный истец, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
При этом, исходя из положений статьи 4 приведенного закона, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации хозяйствующими субъектами по смыслу положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ не признаются.
Иными словами, положения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" направлены на ограничение конкуренции путем запрета совершения определенных действий (бездействия) занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту при осуществлении последним деятельности, направленной на извлечение прибыли или получение дохода, и не распространяются на вопросы предоставления мер имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства со стороны государственных органов субъектов Российской Федерации.
Часть 3 статьи 10 названного Закона закрепляет порядок установления федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правил недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, что также не относится к правомочиям Правительства Москвы в рамках осуществления деятельности по управлению собственностью города Москвы и обеспечения экономической, финансовой, ценовой и тарифной политики в отношениях с субъектами малого предпринимательства.
Согласно пунктам 1, 2, 7, 8 части 1, части 2 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона; создание дискриминационных условий. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (статья 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции").
Как было указано выше, оспариваемое постановление устанавливает основания предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м арендуемого помещения. Оспариваемое в части постановление не регулирует вопросы создания хозяйствующих субъектов, а, следовательно, не вводит каких-либо ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов; не устанавливает запретов в отношении осуществления отдельных видов деятельности, в отношении производства определенных видов товаров.
Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N800-ПП не устанавливает условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара (что, например, могло бы иметь место в случае запрета осуществления деятельности по организации общественного питания на территории города Москвы предприятиям, не подпадающим под определенные критерии).
Не может обжалуемое постановление рассматриваться и как предоставляющее в нарушение положений Федерального закона "О защите конкуренции" государственных преференций субъектам малого предпринимательства и тем самым нарушающее права административного истца в результате выборочного предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, действующим на одном и том же товарном рынке.
Так, порядок предоставления государственных преференций установлен главой 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ.
При этом государственной или муниципальной преференцией является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (статья 4 приведенного Закона).
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 19 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ государственные преференции могут быть предоставлены на основании правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации исключительно в целях, определенных данной статьей, в том числе в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Запрещается использование государственной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям. Государственная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи (в том числе в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя; в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Между тем согласно порядку, установленному статьей 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющий намерение предоставить государственную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению, среди прочего, прилагаются: перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения; наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции; бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация; нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.
Соответственно, положения статей 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ регулируют вопросы предоставления государственной преференции отдельному (конкретному) хозяйствующему субъекту, в отношении которого в антимонопольный орган необходимо представлять документацию, отражающую его финансовую деятельность, учредительные документы. Данный вывод согласуется и с понятием государственных преференций, закрепленным в статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которому преференцией является предоставление преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
В такой ситуации, исходя из сферы регулирования Федерального закона "О защите конкуренции", а также понятия, оснований и порядка предоставления государственных и муниципальных преференций к ним в любом случае не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства.
С учетом того, что обжалуемое постановление устанавливает имущественную поддержку в виде пониженной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м в год неопределенному кругу субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, и вводит порядок расчета ставки арендной платы на основании заключения независимого оценщика в отношении всех иных субъектов малого предпринимательства, не подпадающих под критерии, установленные пунктом 1 постановления, круг которых также не является определенным, положения пунктов 1.1 и 2.4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N800-ПП не подпадают под понятие преференций, закрепленное в Федеральном законе от 26 июля 2006 года N135-ФЗ.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт принят высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы в пределах его компетенции, а также в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, без нарушения прав и свобод заявителя, акт был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания его в оспариваемой части недействующим.
Таким образом, суд отказывает ООО "Рапен" в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления Правительства Москвы N800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" в части пунктов 1.1, 2.4.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы административного истца по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего административного искового заявления возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск ООО "Рапен" к административному ответчику Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы N800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" в части пунктов 1.1, 2.4 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Согласовано и опубликовано: дата
Судья: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.