Судья Московского городского суда Исюк И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Кодирова Б.Б. по доверенности Большаковой Н.А. на постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 03 августа 2016 года, которым
гражданин республики *********** Кодиров Б.Б., **************** года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере ************ рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда иностранного гражданина за пределы Российской Федерации,
установил:
03 августа 2016 года инспектором службы УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве в отношении гражданина республики *********** Кодирова Б.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, дело передано в Басманный районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе защитник Кодирова Б.Б. по доверенности Большакова Н.А. просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях Кодирова Б.Б. состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что требования миграционного законодательства Кодиров Б.Б. не нарушал, поскольку был поставлен на миграционный учет, имел патент на осуществление трудовой деятельности, однако на момент задержания его миграционная карта находилась на оформлении в УФМС России по г. Москве в связи с необходимостью продления срока его пребывания.
В судебное заседание Кодиров Б.Б., защитник Большакова Н.А. явились, жалобу поддержали.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, полагаю постановление судьи Басманного районного суда Москвы подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные чч.1, 1.1, 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 03 августа 2016 года в 11 часов 20 минут на станции метро "******" по адресу: *************, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства, был выявлен гражданин республики ********* Кодиров Б.Б., который не имел при себе документов (миграционной карты), требуемых в соответствии со ст.ст.2, 10 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации. Действия иностранного гражданина Кодирова Б.Б. квалифицированы по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Кодирова Б.Б. подтверждены совокупностью представленных по делу доказательств: протоколом ММ N ********* от 03 августа 2016 года об административном правонарушении с приложением N 1; протоколом ММ N ************* о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 03 августа 2016 года; рапортом должностного лица от 03 августа 2016 года о выявлении иностранного гражданина без документов (миграционной карты); письменными объяснениями Кодирова Б.Б.; справкой проверки по учетам, досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ и сведениями миграционной службы, иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о нарушении Кодировым Б.Б. режима пребывания в РФ, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8. КоАП РФ.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение установленного санкцией ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Защитником Кодирова Б.Б. по доверенности Большаковой Н.А. в обоснование доводов о том, что Кодиров Б.Б. законно находится в Российской Федерации в материалы дела представлены следующие документы: трудовой договор N ******** от 14 июня 2016 года, заключенный между ООО "*******" (юридический адрес: ***********) и гражданином республики ******** Кодировым Б.Б.; справка о приеме уведомления в органы ОУФМС России по району Отрадное г. Москвы; уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства; копия патента на право осуществления трудовой деятельности в г. Москве, выданного Кодирову Б.Б.; копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; копия свидетельств добровольного медицинского страхования; копия свидетельства о постановке на учёте физического лица в налоговом органе; ответ на заявление УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве.
В материалах дела также представлены сведения о проверке гражданина Республики Узбекистан Кодирова Б.Б. по учетам базы данных АС ЦБДУИГ ФМС России, подтверждающие указанные выше обстоятельства пребывания Кодирова Б.Б, на территории РФ.
В материалах дела к жалобе приложена копия миграционной карты Кодирова Б.Б. от 05 апреля 2016 года ******N ****** с отметкой ОУФМС по г. Москве в СВАО от 02 августа 2016 года о постановке Кодирова Б.Б. на миграционный учет до 08 октября 2016 года.
Согласно ответу начальника отдела по вопросам миграции по СВАО ГУ МВД России по г. Москве Коновальцевой И.В. представитель юридического лица ООО "******" обращался в Отдел по вопросам миграции по СВАО ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации гражданину Республики ********* Кодирову Б.Б., ********* года рождения, на основании заключенного трудового договора, действующего патента на работу в городе Москве с уплаченным налогом в виде фиксированного авансового платежа. При обращении был представлен оригинал документа (миграционной карты ***** N******) подтверждающего право на пребывание на территории РФ Кодирова Б.Б. для проставления в нем отметки о продлении срока временного пребывания на основании приказа ФМС России от 29.06.2015 года N 321 "Об утверждении порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации". Данный документ находился в подразделении Отдела по вопросам миграции по СВАО ГУ МВД России по г. Москве в период с 02 августа 2016 года по 05 августа 2016 года.
Как указано в п.4 ст.5 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
В настоящее время действует Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 29.06.2015 N 321 (далее - Порядок).
Так, согласно п.3 Порядка для продления срока временного пребывания в соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме.
Пункт 5 указанного Порядка предписывал также иностранному гражданину или принимающей его стороне одновременно с заявлением представлять:
а) документ, удостоверяющий личность;
б) документы, подтверждающие изменение условий, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешен въезд в Российскую Федерацию, либо отсутствие у иностранного гражданина возможности покинуть территорию Российской Федерации в установленный Федеральным законом срок, и их копии.
В случае принятия решения о продлении в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину или лицу без гражданства в Российской Федерации (п. 11 Порядка).
Согласно ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
При вышеизложенных обстоятельствах по данному делу об административном правонарушении, с учетом приведенных выше правовых норм, правовой позиции, выраженной в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, а также конкретных обстоятельств конкретного дела, данных о личности Кодирова Б.Б., назначение Кодирову Б.Б. установленного санкцией ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской не отвечает требованию соразмерности, в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При таких обстоятельствах постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 03 августа 2016 года, вынесенное в отношении Кодирова Б.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Кодирову Б.Б. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Жалобу защитника Кодирова Б.Б, по доверенности Большаковой Н.А. удовлетворить частично.
Постановление судьи Басманного районного суда Москвы от 03 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, вынесенное в отношении Кодирова Б.Б., - изменить, исключить из него указание на назначение Кодирову Б.Б. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.
Судья Московского городского суда И.В. Исюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.