Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Боровского М.В. в интересах Экремоглу С. на постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г., которым Экремоглу Селахаттин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации,
установил:
28 сентября 2016 г. в отношении гражданина Республики Турция Экремоглу С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Пресненский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное судебное постановление защитником Боровским М.В. в интересах Экремоглу С. подана жалоба в Московский городской суд, в которой заявитель просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ. В обоснование жалобы указал на то, что в установленный визой срок Экремоглу С. намеревался выехать за пределы российской Федерации, но опоздал на рейс самолета, далее незамедлительно приобрел билет на ближайший рейс на 27 сентября 2016 г. Однако ввиду истечения срока действия визы, пройти таможенный контроль Экремоглу С. не представилось возможным. В связи с этим Экремоглу С. в этот же день обратилсяь в посольство Республики Турции, где его направили в ОМВД по району Пресненский г. Москвы, однако сотрудники полиции незамедлительно вменили ему в вину нарушение ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В судебное заседание защитник Боровский М.В. в интересах Экремоглу С. явился, жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал. Пояснил, что с назначенным наказанием не согласен в части административного выдворения Экремоглу С. за пределы российской Федерации, указав на оплату назначенного штрафа.
Экремоглу С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, о причинах не явки не сообщил. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Экремоглу С.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Боровского М.В., прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 3 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушения, предусмотренные чч. 1, 1.1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 28 сентября 2016 г. в 09 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Баррикадная, д. 4, станция метро "Баррикадная", при проверке соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Турции Экремоглу С., прибывший на территорию Российской Федерации 10 сентября 2016 г. на основании визы, который по истечении установленного визой срока пребывания (26 сентября 2016 г.), уклонилсяь от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Действия Экремоглу С. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Экремоглу С. подтверждаются: рапортом сотрудника полиции; протоколом об административном правонарушении; письменными объяснениями Экремоглу С.; сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России; протоколом об административном задержании; копией паспорта на имя Экремоглу С.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Указанные выше доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Экремоглу С. по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно.
Приведенные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Экремоглу С. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку на момент совершения правонарушения последний по истечении установленного срока пребывания в Российской Федерации не выехал за пределы Российской Федерации.
Вопреки доводу жалобы о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении, выводы суда мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Утверждение о том, что Экремоглу С. не смог своевременно выехать за пределы Российской Федерации, поскольку 26 сентября 2016 г. опоздал на рейс самолета, служить основанием к отмене обжалуемого постановления судьи не может. Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в действиях Экремоглу С. состава вмененного административного правонарушения, судом не установлено. Доказательств наличия причин объективно препятствующих Экремоглу С. в установленный визой срок покинуть территорию Российской Федерации заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, действия Экремоглу С. по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно.
Ссылка на возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ, основанием к отмене обжалуемого судебного постановления также не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения Экремоглу С. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
Порядок привлечения Экремоглу С. к административной ответственности не нарушен.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного Экремоглу С. наказания.
Санкция ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает административный штраф с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на сферу административной ответственности.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность Экремоглу С.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение Экремоглу С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ч. 3 ст. 3.1 КоАП РФ, так как несоразмерно предусмотренным в указанной статье целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г. подлежит изменению путем исключения указания на назначение Экремоглу С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Турции Экремоглу Селахаттин, изменить, исключить указание на назначение Экремоглу Селахаттин административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г. оставить без изменения, жалобу защитника Боровского М.В. в интересах Экремоглу С. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.