Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В.,
при секретаре Камеристовой К.И.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора (адрес), действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации (адрес) в лице УЖКХ администрации (адрес) незаконным и обязании администрации (адрес) обеспечить надлежащее водоснабжение по (адрес) и (адрес),
по апелляционной жалобе администрации (адрес) на решение Октябрьского районного суда (адрес) от (дата).
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что по результатам проверки деятельности администрации г.Орска Оренбургской области выявлены нарушения исполнения требований жилищно-коммунального законодательства, установлено, что в поселке Круторожино г.Орска отсутствует Централизованное водоснабжение, при этом вода в колодцах пропадает, скважины мелеют.
На протяжении длительного времени - с 2012 года по настоящее время, администрация города Орска не рассматривала вопрос о финансировании строительства водовода в поселке Круторожино, жителям поселка периодически сообщалось, что бюджет очередной год сформирован, и при формировании бюджета на следующий год будет рассмотрен вопрос о финансировании строительства водовода. Однако, фактически при формировании бюджета на 2013, 2014, 2015, 2016 годы данный вопрос не рассматривался.
Кроме того, администрация г.Орска на обращение жителей в ответе от 10 октября 2014 NС-1365 уведомила заявителей, что в 2015 году будет рассмотрен вопрос о подготовке данных документов с целью получения областных денежных средств на строительство сетей и водозаборов в 2016 году. Однако по прошествии более года в ответе от 09 декабря 2015 N ЛП-40 администрация сообщила, что вопрос по разработке проектно-сметной документации в 2015 году рассмотрен не был, бюджет на 2016 год сформирован и данная статья затрат в нем отсутствует.
Полагают, что бездействие администрации г. Орска выражается в необеспечении на протяжении длительного времени жителей поселка Круторожино надлежащим питьевым водоснабжением, при том, что еще в 2012 году ОАО "Орское карьероуправление" было готово принять долевое финансовое участие данного вопроса, а в июле 2014 года Министерство строительства, коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области выразило готовность рассмотреть в установленном порядке предложенный администрацией г.Орска проект по капитальному ремонту либо строительству водопроводной системы в данном поселке с целью оказания финансовой помощи в решении вопросов водоснабжения, нарушает право жителей на обеспечение жизненноважными объектами инфраструктуры. Необоснованное бездействие администрации г.Орска подтверждается также неиспользованием согласия ОАО "Орское карьероуправление" на долевое финансовое участие в решении данного вопроса, которое можно было использовать для подготовки проектной документации и проведении экспертизы.
С учетом изменения исковых требований, просили суд признать незаконным бездействие администрации г.Орска в лице УЖКХ администрации г.Орска и обязать администрацию г.Орска обеспечить надлежащее водоснабжение по (адрес) и (адрес).
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 июля 2016 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области удовлетворены в полном объёме.
Суд признал незаконным бездействие администрации г.Орска и УЖКХ администрации г.Орска.
Обязал администрацию г.Орска и УЖКХ администрации г.Орска. в срок до 01 октября 2017 года обеспечить надлежащее водоснабжение по (адрес) и (адрес).
Администрация г. Орска Оренбургской области с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, считает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считает установленными, а также имеет место несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. Кроме того не привлечены судом к участию в деле жильцы (адрес) и (адрес).
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель административного истца прокурор Трофимов А.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика администрации г. Орска Оренбургской области, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского поселения или округа водоснабжения населения. Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального Закона N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 3.1.5 Положения об УЖКХ последнее наделено правами юридического лица; является отраслевым (функциональным) органом администрации города Орска, наделенным полномочиями по организации в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
Судом первой инстанции установлено, что проверкой, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Орска по обращению Г.А., действующего в интересах жителей поселка Круторожино в (адрес), в деятельности УЖКХ администрации (адрес) выявлены нарушения исполнения требований жилищно-коммунального законодательства, установлено, что в поселке Круторожино (адрес) отсутствует Централизованное водоснабжение, при этом вода в колодцах пропадает, скважины мелеют.
Также установлено, что на протяжении длительного времени с 2012 года по настоящее время, администрация города Орска не рассматривала вопрос о финансировании строительства водовода в поселке Круторожино, жителям поселка периодически сообщалось, что бюджет на очередной год сформирован, и при формировании бюджета на следующий год будет рассмотрен вопрос о финансировании строительства водовода. Однако, фактически при формировании бюджета на 2013, 2014, 2015, 2016 годы данный вопрос не рассматривался.
Кроме того, администрация г.Орска на обращение жителей в ответе от 10 октября 2014 года NС-1365 уведомила заявителей, что в 2015 году будет рассмотрен вопрос о подготовке данных документов с целью получения областных денежных средств на строительство сетей и водозаборов в 2016 году. Однако по прошествии более года в ответе от 09 декабря 2015 года N ЛП-40 администрация сообщила, что вопрос по разработке проектно-сметной документации в 2015 году рассмотрен не был, бюджет на 2016 год сформирован и данная статья затрат в нем отсутствует.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что на протяжении длительного времени жители поселка Куторжино не были обеспечены надлежащим питьевым водоснабжением, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об имеющемся бездействии со стороны администрации г. Орска.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку представленными в дело доказательствами подтвержден факт не принятия ответчиком мер к организации водоснабжения по (адрес) и (адрес).
Довод о том, что в резолютивной части решения судом не определены конкретные действия по обеспечению водоснабжения по указанным улицам отклоняется судебной коллегией, поскольку выбор варианта организации водоснабжения относится к компетенции органа местного самоуправления.
Довод апелляционной жалобы о том, что (адрес) не входит в состав городской черты города Орска, также не нашел своего подтверждения. Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от (дата) N-п "Об утверждении каталога наименований улиц и площадей муниципального образования "Город Орск" утвержден перечень улиц г. Орска, согласно которому (адрес) и у. Степановская относятся к (адрес).
Довод о том, что прокурор неправомерно обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, основан на неправильном толковании норм процессуального права.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Поскольку административным ответчиком нарушаются права жителей указанных улиц на обеспечение жизненноважными объектами инфраструктуры, настоящие исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц правомерно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.