Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Демидчик Н.В.
судей Адушкиной И.В.
Елиной Т.А.
при секретаре Вечкановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 ноября 2016 г.
в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Семиной О.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 августа 2016 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Эрькина В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округа Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что решением ответчика "N" от 09 октября 2015 года ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включены следующие периоды ее работы: с 23 апреля 1991 г. по 11 октября 1993 г., с 04 августа 1996 г. по 25 мая 1998 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 05 мая 1997 г. по 02 июня 1997 г.) в должности медицинской сестры по контролю за занимающимися физкультурой и спортом в Республиканском врачебно-физкультурном диспансере. С решением ответчика не согласилась.
Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управления Пенсионной фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 09 октября 2015 г. в части не включения в специальный стаж периодов работы с 23 апреля 1991 г. по 11 октября 1993 г., с 04 августа 1996 г. по 25 мая 1998 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 05 мая 1997 г. по 02 июня 1997 г.) в должности медицинской сестры по контролю за занимающимися физкультурой и спортом в Республиканском врачебно-физкультурном диспансере; обязать ответчика включить в специальный стаж спорные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права, с 23 августа 2015 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 августа 2016 г. исковые требования Эрькиной В.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Семина О.А. считала решение суда незаконным, подлежащим отмене. Оспариваемые истцом периоды работы, в том числе курсы повышения квалификации, не могут быть включены в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку должность медицинской сестры по контролю за занимающимися физкультурой и спортом в Республиканском врачебно-физкультурном диспансере не предусмотрена Списками от 1991 года, 1999 года и 2002 года, данная должность не связана с осуществлением медицинской деятельности.
В своих возражениях истец Эрькина В.В. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя ГУ -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копыловой О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Эрькиной В.В., ее представителя Шукшиной И.А. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 17 августа 2015 г. Эрькина В.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 09 октября 2015 г. "N" истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 25 лет 8 месяцев 16 дней.
В специальный стаж Эрькиной В.В. не засчитаны периоды ее работы: с 23 апреля 1991 г. по 11 октября 1993 г., с 04 августа 1996 г. по 25 мая 1998 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 05 мая 1997 г. по 02 июня 1997 г.) в должности медицинской сестры по контролю за занимающимися физкультурой и спортом в Республиканском врачебно-физкультурном диспансере, поскольку вышеуказанная должность не предусмотрена Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N464, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 и Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования Эрькиной В.В. о назначении досрочной страховой пенсии подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-ФЗ от 17 декабря 2001 г., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в разделе "Наименование должностей" в пункте - средний медицинский персонал значится должность - медицинская сестра.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N1066 от 22 сентября 1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившего в силу с 01 ноября 1999 г., в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
Согласно пункту 1 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения, засчитывалась лечебная и иная работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Согласно статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Из копии трудовой книжки на имя Эрькиной В.В. следует, что она на основании приказа "N" от 23 марта 1991 г. по Республиканскому врачебно-физкультурному диспансеру переведена на должность медицинской сестры по контролю за занимающимися физкультурой и спортом с 23 апреля 1991 г., приказом "N" от 26 мая 1998 г. переведена на должность старшей медицинской сестры отделения врачебного контроля с 26 мая 1998 г.
Указанные обстоятельства также подтверждены архивной справкой "N" от марта 2015 года, штатными расписаниями медицинского, фармацевтического и педагогического персонала Республиканского врачебно-физкультурного персонала на 1992-1998 годы в структурном подразделении "Отделение врачебного контроля" предусмотрено 4,5 ставки "медсестры по контролю", карточками-справками по начислению заработной платы.
Из справки "N" от 29 августа 2016 г., выданной ГАУЗ Республики Мордовия "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер", следует, что деятельность ГАУЗ Республики Мордовия "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" в период 1991-1999 годов осуществлялась в соответствии с Положением о врачебно-физкультурном диспансере, до 1996 года утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 декабря 1985 г. N 1672 "О задачах органов и учреждений здравоохранения по широкому использованию физкультуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения, профилактики заболеваний"; с 1996 года до 2001 года - приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по физкультуре и туризму от 19 июля 1996 г. N292/257 "О совершенствовании врачебно-физкультурной службы Российской Федерации"; с 1994 года по 2002 год - на основании Устава Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер", утвержденного Министерством здравоохранения Республики Мордовия (приказ от 08 августа 1994 г.N200), Государственным комитетом Республики Мордовия по управлению государственным имуществом (приказ от 13 сентября 1994 г. N 103-у), зарегистрированного постановлением главы администрации г. Саранска от 16 октября 1994 г. N1411.
Положением о врачебно-физкультурном диспансере (к приказу Минздрава СССР от 29 декабря 1985 г. N1672) установлено, что он является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для осуществления медицинского обеспечения спортсменов и организационно-методического руководства постановкой врачебного контроля и лечебной физкультуры в учреждениях здравоохранения. Штаты врачебно-физкультурных диспансеров устанавливаются по действующим штатным нормативам и типовым штатам.
Положением о врачебно-физкультурном диспансере (к приказу Минздравмедпрома Российской Федерации и Госкомитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 19 июля 1996 г. N 292/257) установлено, что он является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, организационно-методического руководства постановкой врачебного контроля, использования лечебной физкультуры и других немедикаментозных средств и методов восстановительного лечения во взрослых и детских лечебно-профилактических учреждениях.
В соответствии с этими положениями на медицинскую сестру отделения врачебного контроля (медсестру по контролю за занимающимися физической культурой и спортом) Эрькину В.В. возлагались следующие функциональные обязанности: проводить работу совместно с врачом по диспансеризации прикрепленного контингента спортсменов и физкультурников; объяснять спортсменам порядок прохождения медицинского осмотра, подготовки к лабораторным, функциональным исследованиям; производить инструментальные исследования (антропометрия, измерения АД, определение остроты зрения, слуха) и аккуратно записывать результаты во врачебно-контрольные карты спортсменов; своевременно и качественно выполнять профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом; владеть техникой снятия ЭКГ, проведения простейших лабораторных исследований (анализ крови на 3 показателя, общий анализ мочи); принимать участие в бригадных выездах в районы с целью осмотра учащихся детско-юношеских спортивных школ, летние оздоровительные лагеря; участвовать в медицинском обслуживании спортивных мероприятий (учебно-тренировочных сборов и занятий, соревнований); оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях; поддерживать санэпид режим в отделении; вести утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию; систематически повышать свою квалификацию; проводить санитарно-просветительную работу среди спортсменов и населения; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования медицинской этики и деонтологии.
Основываясь на законодательстве, регулирующем отношения по пенсионному обеспечению работников здравоохранения в настоящее время, а также действовавшим в период осуществления истцом медицинской деятельности, суд пришел к правомерному выводу о том, что периоды работы истца: с 23 апреля 1991 г. по 11 октября 1993 г., с 04 августа 1996 г. по 25 мая 1998 г. в должности медицинской сестры по контролю за занимающимися физкультурой и спортом в Республиканском врачебно-физкультурном диспансере, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, поскольку, несмотря на то, что Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г., должность "медицинская сестра по контролю за занимающимися физкультурой и спортом" не предусмотрена, однако, данная должность относится к среднему медицинскому персоналу, тогда как Списками предусмотрены следующие должности: "врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности".
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что спорные период работы истца в должности медицинской сестры по контролю за занимающимися физкультурой и спортом подлежат исключению из специального стажа ввиду отсутствия наименования данной должности в Списках, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости.
Не может быть признан обоснованным довод апеллятора о том, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 05 мая 1997 г. по 02 июня 1997 г. не может быть засчитан в специальный стаж.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Это же было предусмотрено и ранее действующей ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Исходя из указанной нормы права, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N186 от 05 июня 1998 г. "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" для медицинских работников прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Указанные курсы относятся к профессиональной деятельности истца, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний. В данный период ей выплачивалась заработная плата, отчислялись страховые взносы.
Поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истицей сохранялось место работы, производилась выплата заработной платы, производились необходимые отчисления в пенсионный фонд, суд первой инстанции обоснованно признал, что данный период подлежит включению в специальный стаж истца.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения и сводятся к несогласию с оценкой установленных судом доказательств, которым дан надлежащий анализ и правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемого судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Семиной О.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.