Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д.,
судей Алексеева Д.В., Спиридонова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике к Гаврилову А.И. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
поступившее по апелляционной жалобе Гаврилова А.И. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 08 июля 2016 года, которым постановлено:
Административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике удовлетворить частично.
Взыскать с Гаврилова А.И. в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике задолженность по налогам и пени на общую сумму 12147 руб. 97 коп., в том числе:
земельный налог - 11242 рубля,
пени по налогу - 905 руб. 97 коп.
В остальной части в удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике отказать.
Взыскать с Гаврилова А.И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 486 рублей.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия
установила:
МИФНС N 7 по Чувашской Республике обратилась в суд с административным иском к Гаврилову А.И. о взыскании земельного налога за 2014 год в размере 11411 рублей и пени за просрочку уплаты налога в размере 905 руб. 97 коп., мотивируя требования тем, что соответствующий налог административным ответчиком не был уплачен в установленный законом срок, в связи с чем Гаврилову А.И. вручено требование N от 16 октября 2015 года со сроком уплаты до 25 января 2016 года, которое также осталось без исполнения.
Представитель административного истца МИФНС N 7 по Чувашской Республике Минетуллова А.Г. в судебном заседании требования поддержала по приведенным основаниям.
Административный ответчик Гаврилов А.И. и его представитель Беззубов Н.В. иск признали частично в отношении двух земельных участков, находящихся при домовладении, земельный налог по которым налогоплательщиком уплачен в размере 173 рублей. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N пояснили, что их Гаврилов А.И. на себя не оформлял и ими фактически пользуются другие лица.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано ответчиком Гавриловым А.И. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца МИФНС N 7 по Чувашской Республике Минетулловой А.Г., административного ответчика Гаврилова А.И., его представителя Бикининой О.В., проверив решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям, предоставленным из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Чувашской Республике, в собственности Гаврилова А.И. находятся земельные участки с кадастровыми номерами:
N - 1/2 доля в праве общей долевой собственности с 26 апреля 2011 года;
N - 1/8 доля в праве общей долевой собственности с 25 ноября 2010 года;
земельный участок с кадастровым номером N, площадью 103200 кв.м., находился в собственности с 26 декабря 2005 года по 04 декабря 2014 года;
земельный участок с кадастровым номером N, площадью 997600 кв.м., - с 26 декабря 2005 года по 04 марта 2015 года.
Последние два участка поставлены на государственный кадастровый учет на основании оценочной описи земельных участков от 26 декабря 2005 года N.
На основании заявлений о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 10 декабря 2014 года и 20 мая 2015 года и приложенных к ним постановлений главы администрации Урмарского района Чувашской Республики от 04 декабря 2014 года N и от 04 марта 2015 года N соответственно, право собственности Гаврилова А.И. на эти два земельных участка прекращено.
В мае 2015 года налоговая инспекция направила в адрес Гаврилова А.И. налоговое уведомление N об уплате земельного налога за 2014 год в размере 11411 рублей в срок до 01 октября 2015 года.
В связи с тем, что к указанному сроку налог не был уплачен, налоговый орган 29 октября 2015 года направил в адрес налогоплательщика требование N об уплате земельного налога в размере 11411 рублей и пени за просрочку уплаты налога в размере 905 руб. 97 коп. в срок до 25 января 2016 года.
Ввиду неисполнения должником налоговых обязательств МИФНС N 7 по Чувашской Республике обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции взыскал земельный налог за 2014 год в размере 11242 рублей и пени - 905 руб. 97 коп., предварительно установив частично произведенную Гавриловым А.И. уплату земельного налога за 2014 год в размере 173 рублей в период рассмотрения дела в суде (26 февраля 2016 года).
Не соглашаясь с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что земельные участки с кадастровым номерами N и N хоть и были документально на него зарегистрированы, но фактически ему не были предоставлены, обстоятельства о чем судом первой инстанции неправомерно не были приняты во внимание. При этом в подтверждение ссылается на постановление главы администрации Урмарского района Чувашской Республики от 17 августа 2004 года N, в соответствии с которым спорные земельные участки площадью 103200 кв.м. и 997600 кв.м., расположенные в поле N СХПК "данные изъяты" были предоставлены КФХ "данные изъяты" Кроме этого, согласно справке главы Тегешевского сельского поселения следует, что общая площадь поля N СХПК " "данные изъяты" расположенного возле д. "адрес", составляет всего 860000 кв.м.
По смыслу п. 4 ст. 85 НК РФ признание физических лиц плательщиками земельного налога производится на основании сведений о земельных участках, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, поступившие в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти сведения представляются в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости представляются в налоговые органы в порядке, определенном приказом Росреестра и ФНС России от 12 августа 2011 года N П/302/ММВ-7-11/495 "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и объектах недвижимого имущества".
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о правообладателе.
Согласно ст. 1 ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет, государственным кадастровым учетом земельных участков является описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождался присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В период внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о спорных земельных участках на основании оценочных описей действовали Указания для территориальных органов Росземкадастра ГЗК-1Т.Р-11-02-01, утвержденные Росземкадастром 10 апреля 2001 года, и Требования к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, утвержденные Росземкадастром 23 апреля 2004 года.
Названные Требования устанавливали, что документы о кадастровой стоимости земельных участков, представляемые для государственного кадастрового учета текущих изменений отдельных характеристик учтенных земельных участков, оформляются в виде Оценочной описи существующих земельных участков.
Кроме этих Требований 23 апреля 2004 года Росземкадастром были утверждены Правила оформления кадастрового плана территории для расчета кадастровой стоимости земельных участков, которые устанавливали требования к оформлению выписки из государственного земельного кадастра.
В соответствии с этими Правилами в графу "сведения о правах" заносились сведения о правообладателях.
Следовательно, сведения о правообладателе названных выше двух спорных земельных участков внесены в ГКН в соответствии с действовавшими в тот период правовыми актами как данные о ранее учтенных участках на основании утвержденных оценочных описей, содержащих сведения о Гаврилове А.И. как о фактическом землепользователе.
Налоговые органы не являются первоисточником информации о владельцах и пользователях земельных участков. Поэтому, имея информацию о Гаврилове А.И. как о владельце земельного участка, налоговый орган обоснованно начислил ему земельный налог.
Гаврилов А.И. не оспорил действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Чувашской Республике по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N и N и указание его в кадастровом паспорте в качестве правообладателя данных земельных участков.
Таким образом, поскольку в государственном кадастре недвижимости в качестве правообладателя спорных земельных участков указан Гаврилов А.И., уплата земельного налога им должна производиться вне зависимости от того, находились земельные участки в его фактическом пользовании или нет.
В связи с изложенным приведенные в апелляционной жалобе доводы на законность обжалуемого решения не влияют и его отмену не влекут.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающим внимание указание автора жалобы о допущенной районным судом арифметической ошибке при взыскании земельного налога в размере 11242 рублей вместо 11238 рублей, вследствие чего решение суда подлежит уточнению.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
1. Уточнить резолютивную часть решения Урмарского районного суда Чувашской Республики от 08 июля 2016 года, изложив её 2, 3, 4 абзацы в следующей редакции:
Взыскать с Гаврилова А.И. в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике задолженность по налогам и пени на общую сумму 12143 руб. 97 коп., в том числе:
земельный налог - 11238 рублей,
пени по налогу - 905 руб. 97 коп.
2. Апелляционную жалобу Гаврилова А.И. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 08 июля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Д.В. Алексеев
А.Е. Спиридонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.