Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Лукьянченко Р.В.
судей: Железовского С.И., Масловой Т.В.
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 ноября 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу "Амурский судостроительный завод" о возложении обязанности привести в нормативное состояние железнодорожные переезды,
по апелляционному представлению Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 27 июля 2016 г.
заслушав доклад судьи Масловой Т.В., пояснения представителя ПАО "Амурский судостроительный завод" Павлова И.А, действующего по доверенности, транспортного прокурора Марченко Ю.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ПАО "Амурский судостроительный завод" о возложении обязанности привести в нормативное состояние железнодорожные переезды. В обоснование иска указав, что по результатам проведенной 03.03.2016 проверки соблюдения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожных переездах в г.Комсомольске-на-Амуре, находящихся на балансе и обслуживаемых ответчиком выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно на регулируемых железнодорожных переездах по "адрес" (в. соответствии с техническим паспортом переезд N), на железнодорожном переезде "адрес" (в соответствии с техническим паспортом переезд N), на железнодорожном переезде "адрес" (в соответствии с техническим паспортом переезд N), на железнодорожном переезде по Комсомольскому шоссе (в соответствии с техническим паспортом переезд N) не работают полуавтоматические шлагбаумы, переездная звуковая сигнализация, отражатели светофора имеют коррозию, вызывающую появление зон пониженной яркости, световой сигнал не различим с 50 метров, не произведена замена вышедшего из строя источника света светофорного объекта. Дежурный по переезду не имеет возможности осуществлять регулирование движения поездов и транспортных средств на железнодорожных переездах посредством включения переездной светофорной и заградительной сигнализации, так как переездная светофорная и заградительная сигнализация не работает в должном режиме. По указанным железнодорожным переездам осуществляется движение городского общественного транспорта, что создает условия для аварийных ситуаций, угрозы безопасности движения, причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Просил обязать ПАО "Амурский судостроительный завод" за счет собственных средств, в срок до 01.10.2016, привести в соответствие с требованиями федерального законодательства и нормативно-правовыми актами Министерства транспорта России переездную светофорную и заградительную сигнализацию на железнодорожных переездах, находящихся на пути необщего пользования ПАО "Амурский судостроительный завод" и расположенных по "адрес".
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 27 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора отказано.
В апелляционном представлении Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов представления указав на несогласие с выводами суда первой инстанции, оценкой представленных доказательств, указывающих на выявленные при проведении проверки нарушения требований федерального законодательства при обеспечении надлежащего содержания находящихся на балансе ответчика железнодорожных переездов, которые должны быть устранены.
Представитель ПАО "Амурский судостроительный завод" Павлов И.А. высказал возражения относительно доводов апелляционного представления, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, руководствуясь положениями п. 1 ст. 16, ст. 20.1 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" ст. 21 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом Митранса от 31.07.2015 г. N 237 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожные переездов", Приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожные переездов", исходил из наличия противоречий между сведениями, содержащимися в акте проверки от 03.03.2016 г., согласно которому на проверяемых железнодорожных переездах выявлены нарушения законодательства о безопасности движения на железнодорожных переездах и показаниями свидетелей, не приняв указанный акт в качестве допустимого доказательства выявленных нарушений.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Таким образом, безопасность движения является одним из главных принципов функционирования системы железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 21 названного Закона порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "АСЗ" с 30.01.2008г. является собственником главной подъездной железнодорожной дороги протяженностью 2 962 пог.м. расположенной в г. Комсомольск-на-Амуре от ст. примыкания "Алеут" до промплощади ОАО "АСЗ".
Из технического паспорта на главную подъездную железную дорогу следует, что на участках железнодорожного пути, имеются следующие переезды: переезд "адрес" пешеходный тротуар.
В силу п. 4.3.2 ГОСТа 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" отдельные детали светофора либо элементы его крепления не должны иметь видимых повреждений и разрушений. Рассеиватель не должен иметь трещин и сколов. Символы, наносимые на рассеиватели, должны распознаваться с расстояния не менее 50 м. Отражатель не должен иметь разрушений и коррозии, вызывающих появление зон пониженной яркости, различимых с расстояния 50 м.
При проведении 03.03.2016г. прокурорской проверки выявлены нарушения п. 4.3.2 ГОСТа, на железнодорожных переездах по "адрес", отражатели светофора имеют коррозию, вызывающую появление зон пониженной яркости, световой сигнал не различи с 50 метров.
Свидетель ФИО1, инспектор ГИБДД, суду пояснил, что на всех переездах на расстоянии 50 метров световой сигнал был не различим, отражатель не отражал свет, не смотря на то, что лампочка горела. Световой сигнал был виден с расстояния двух шагов от светофора.
В силу п. 35 Условий эксплуатации железнодорожных переездов утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2015 N 237 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов" железнодорожные переезды, обслуживаемые дежурным работником, оборудуются шлагбаумами, а дежурство на них устанавливается, как правило, круглосуточно.
В силу п. 79 Условий владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.
Владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования обеспечивают исправное содержание и работу шлагбаумов, переездной и заградительной сигнализации, замену приводов шлагбаумов, исправное содержание и работу телефонной (радио) связи, бесперебойное электроснабжение, исправность наружных электросетей, прожекторных установок, автоматическое включение и отключение наружного освещения, получение и замену электроламп наружного освещения, в том числе и в прожекторных установках.
В ходе проведенной 03.03.2016 г. проверки данные нарушения выявлены на железнодорожных переездах "адрес"
В силу п. 4.3.4 ГОСТа 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" замену вышедшего из строя источника света следует осуществлять в течение суток с момента обнаружения неисправности, а поврежденной электромонтажной схемы в корпусе светофора или электрического кабеля - в течение 3 суток.
В ходе проведенной 03.03.2016 г. проверки данные нарушения выявлены на железнодорожном переезде "адрес".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки, который не был оспорен ПАО "АСЗ". Представитель ПАО "АСЗ" ФИО2 состоящий в должности "данные изъяты" ПАО "АСЗ" при даче объяснения 17.03.2016г. не оспаривал выявленные нарушения, указал на принятие мер по устранению нарушений.
21.04.2016г. ПАО "АСЗ" привлечено к административной ответственности по факту выявленных нарушений по ст.12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиком в материалы дела не представлено.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния железнодорожных переездов при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на владельцев железнодорожных путей. Ремонт и содержание которых должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В данном случае факт непринятия ответчиком надлежащих мер по надлежащему содержанию железнодорожных переездов нашел свое подтверждение доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора судебной коллегией не может быть признано законным, решение суда подлежит отмене на основании п.3,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия, в силу ст. 204 ГПК РФ полагает необходимым установить срок для исполнения обязательств по устранению выявленных нарушений исходя из требований разумности, до 01.01.2017г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 27 июля 2016 года отменить и принять новое решение.
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу "Амурский судостроительный завод" о возложении обязанности привести в нормативное состояние железнодорожные переезды удовлетворить.
Возложить обязанность на Публичное акционерное общество "Амурский судостроительный завод" за счет собственных средств привести в соответствие с требованиями федерального законодательства и нормативно-правовыми актами Министерства транспорта России переездную светофорную и заградительную сигнализацию на железнодорожных переездах, находящихся на пути не общего пользования ПАО "Амурский судостроительный завод" и расположенных по "адрес"), в срок до 01.01.2017г.
Председательствующий Р.В. Лукьянченко
Судьи С.И. Железовский
Т.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.