Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.,
при секретаре Поздняковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Тренькаева Д. С., Тренькаевой М. С. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Тренькаевой К. Д., Тренькаевой А. Д., Комитета А. "адрес" по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, Комитета по управлению имуществом А. "адрес", 3-го лица А. "адрес", на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования - городской округ "адрес" Алтайского края к Комитету А. "адрес" по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, Комитету по управлению имуществом А. "адрес", Тренькаеву Д. С., Тренькаевой К. Д., Тренькаевой М. С., Тренькаевой А. Д. о признании договора социального найма недействительным, признании сделки по приватизации жилого помещений недействительной и применении последствий недействительности сделок, выселении.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А.., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" в интересах муниципального образования - городской округ "адрес" Алтайского края в лице Г. "адрес" Мухортова С. А. обратился в суд с иском к Комитету А. "адрес" по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, Комитету по управлению имуществом А. "адрес", Тренькаеву Д. С., Тренькаевой К. Д. о признании сделки по предоставлению жилого помещения по адресу: "адрес"81 по договору социального найма от ДД.ММ.ГГ ***, заключенному между Комитетом А. "адрес" по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству и Тренькаевым Д. С. недействительной; признании сделки по передаче жилого помещения по адресу: "адрес" по договору от ДД.ММ.ГГ *** в собственность между Комитетом по управлению имуществом А. "адрес" и Тренькаевой К. Д., действующей через законного представителя - Тренькаеву М. С. недействительной, применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В обоснование иска прокурор указывал, что прокуратурой "адрес" в соответствии с распоряжением прокурора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" была проведена проверка соблюдения законодательства при управлении и распоряжении собственностью муниципального образования городского округа "адрес", по результатам которой установлено, что в соответствии с постановлением А. "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ "О предоставлении служебного жилого помещения", жилое помещение по адресу: "адрес", ул. "адрес" кв.м. было включено в служебный жилищный фонд и предоставлено Тренькаеву Д. С. на состав семьи из трех человек: жена Тренькаева М. С. и дочь Тренькаева К. Д..
Постановлением А. "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ указанная квартира была исключена из списка служебных, а ДД.ММ.ГГ между ответчиками Тренькаевым Д. С., его дочерью Тренькаевой К. Д. и Комитетом по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству ( далее по тексту - ЖКГХЭТС) был заключен договор социального найма указанного выше жилого помещения.
ДД.ММ.ГГ между Комитетом по управлению имуществом А. "адрес" и Тренькаевой К. Д., действующей через законного представителя Тренькаеву М. С. был заключен договор безвозмездной передачи указанного выше жилого помещения в собственность ( договор приватизации).
Право собственности Тренькаевой К. Д. на спорное жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ.
Согласно информации А. "адрес" от ДД.ММ.ГГ, Тренькаев Д. С. и члены его семьи на учете в органах местного самоуправления "адрес" в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли и в настоящее время не состоят.
Факт нуждаемости указанных граждан в жилых помещениях не установлен, постановления о признании их нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий не принимались, иных оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных ст. 49 ЖК РФ, не имелось.
В силу вышесказанного, прокурор указывал, что договор социального найма и договор приватизации являются недействительными сделками, т.к. заключены в нарушение закона, т.е. ничтожны.
Поскольку заключение вышеуказанных сделок по передаче квартиры по договору социального найма, а затем в собственность в порядке приватизации нарушило имущественные права и законные интересы муниципального образования городского округа "адрес", то прокурор "адрес" в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском в суд.
В процессе рассмотрения дела прокурор "адрес" свои требования уточнил, предъявив их в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования - городской округ "адрес" Алтайского края, в качестве ответчика привлек также членов семьи Тренькаева Д. С. - Тренькаеву М. С. (жену) и еще одну дочь Тренькаеву А. Д., заявив дополнительные требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок - договора социального найма в виде выселения Тренькаева Д. С. и всех членов его семьи, а также последствий недействительности договора приватизации в виде прекращения права собственности Тренькаевой К.Д. на "адрес" в "адрес" и передаче квартиры в муниципальную собственность.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования - городской округ "адрес" Алтайского края удовлетворены частично. Суд признал договор социального найма квартиры по адресу: "адрес"81 от ДД.ММ.ГГ, заключенный между Комитетом А. "адрес" по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству и Тренькаевым Д. С. недействительным. Признал сделку по передаче жилого помещения по адресу: "адрес" по договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГ, заключенному между Комитетом по управлению имуществом А. "адрес" и Тренькаевой К. Д., действующей через законного представителя - Тренькаеву М. С. недействительной, прекратив право собственности Тренькаевой К. Д. на указанную квартиру. В удовлетворении остальной части иска прокурору "адрес" отказал. Взыскал с Тренькаева Д. С., Тренькаевой М. С., в интересах Тренькаевой К. Д. госпошлину в доход местного бюджета сумме *** в равных долях, по *** с каждого.
В апелляционных жалобах ответчики и 3-е лицо А. "адрес" просят отменить решение суда, принять новое об отказе в иске в полном объеме. Суд исходил из того, что квартира не могла быть предоставлена Тренькаевым по договору соцнайма, поскольку они не стоят на учете малоимущих нуждающихся в жилых помещениях. Однако, суд не принял во внимание действительную волю сторон, направленную на приватизацию служебного жилого помещения, что разрешено собственникам таких жилых помещений законом, ст.4 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ. Суд не указал, какие нормы права нарушены при приватизации спорного жилья. После снятия статуса служебного жилья применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам соцнайма. Отсутствует нарушение прав неограниченного круга лиц. Суд не применил срок исковой давности, пропущенный прокурором, о чем было заявлено ответчиками. Договор найма служебного жилого помещения и постановление А. "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** "Об исключении квартиры из списка служебных" не оспорены.
В письменных возражениях прокурор просит оставить жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции ответчик Тренькаев Д.С. и его представитель настаивали на удовлетворении своей жалобы, прокурор возражала против удовлетворения жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежаще, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
В силу ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом
В соответствии с п.1 ст.168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как разъяснено в п.п.74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки (п.1 ст.181 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п.2 ст.181 ГК РФ).
Как установлено статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст.2 этого Закона).
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ч.1 ст.4 Закона).
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (ч.2 ст.4 Закона).
В п.2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл" разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач (постановления от 20 декабря 2010 года N 22-П и от 29 марта 2011 года N 2-П и др.). Соответственно, муниципальный жилищный фонд как часть муниципального имущества предназначен, в конечном счете, для использования в целях решения задач, связанных с вопросами местного значения, к числу которых Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляя компетенцию органов местного самоуправления, относит организацию функционирования муниципальных учреждений, обеспечивающих условия для реализации конституционных прав граждан, в том числе в области образования, охраны здоровья и благоприятной среды обитания, доступа к информации, культуре, физкультуре и спорту и других социально значимых прав.
Граждане, занятые в таких социально значимых сферах, как образование, медицинская помощь, культура, библиотечное и музейное дело, проживающие на территории муниципального образования или приглашаемые из других местностей для работы, как правило, нуждаются в обеспечении жилыми помещениями. В условиях недостаточности жилищного фонда социального использования и с учетом необходимости рационального (экономного) его распределения между жителями муниципального образования жилищные потребности граждан, выполняющих трудовые или служебные обязанности в интересах муниципального образования, могут удовлетворяться за счет предоставления им служебных жилых помещений из муниципального жилищного фонда, причем в отношении определенных категорий работников соответствующая обязанность органов местного самоуправления предусмотрена на законодательном уровне. Так, служебные жилые помещения предоставляются сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").Таким образом, в контексте задач, возложенных в современных условиях на муниципальные образования, служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, заключающуюся в обеспечении права на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов, категории которых определяются органом местного самоуправления (пункт 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом общее правило, в силу которого служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду и внаем (пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), применительно к муниципальному жилищному фонду соответствует конституционной природе местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной на выполнение в пределах предоставленных ей полномочий задач, стоящих перед Российской Федерацией как социальным государством, в котором создание условий для достойной жизни человека может обеспечиваться различными средствами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П).
Специальный законодательный акт федерального уровня, наделяющий органы местного самоуправления полномочием определять порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда (подпункт 3 пункта 2 статьи 3) (п.3.2. указанного Постановления).
Поскольку для достижения этой цели необходимо стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном муниципальном образовании, органы местного самоуправления не могут быть лишены права устанавливать порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе в отношении неопределенного круга лиц). При этом, однако, они должны исходить и из необходимости сохранения в муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений, что предполагает возможность приватизации только части из них, а значит, требует определения критериев, на основании которых приватизация должна осуществляться в каждом конкретном случае, например установления определенных сроков проживания и трудовой деятельности в муниципальном образовании, по прошествии которых граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных жилых помещений.
Вместе с тем за счет приватизации специализированного жилищного фонда не должно осуществляться предоставление гражданам дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые, как следует из части 5 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе вводить за счет средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) - вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих это право, для отдельных категорий граждан, отнесение которых к получателям таких мер должно базироваться на объективных критериях, не допускающих нарушения принципа равенства (п.3.3 этого Постановления).
Таким образом, положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии собственником муниципального жилищного фонда решений относительно приватизации входящих в этот фонд служебных жилых помещений, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и с учетом установленных Конституцией Российской Федерации принципов организации и функционирования публичной власти, разграничения компетенции между уровнями публичной власти - не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению (п.3.4. указанного Постановления).
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона).
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст.7 Закона).
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Суд при разрешении спора правильно применил материальный закон, с учетом разъяснений КС РФ и Пленума ВС РФ, верно определилкруг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, выводы суда обоснованны, соответствуют исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Г. А. "адрес" ***-л от ДД.ММ.ГГ Тренькаев Д. С. был принят на работу на высшую должность муниципальной службы - первого заместителя Г. А. "адрес" с ДД.ММ.ГГ.
Постановлением А. "адрес" *** от ь ДД.ММ.ГГ жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью *** кв.м. было включено в служебный жилищный фонд и предоставлено первому заместителю А. города Тренькаеву Д. С. на состав семьи из трех человек: жена Тренькаева М. С. и дочь Тренькаева К. Д..
ДД.ММ.ГГ между Комитетом по управлению имуществом А. "адрес" и Тренькаевым Д. С. был заключен договор найма служебного жилого помещения ***.
Согласно п. 4 Договора, в жилое помещение совместно с Нанимателем вселяются члены его семьи - Тренькаева М. С. (жена) и Тренькаева К. Д. (дочь).
Согласно Выписки из домовой книги по адресу "адрес" принадлежащего ТСЖ "Дом", на момент заключения договора служебного найма и до ДД.ММ.ГГ Тренькаев Д. С. и Тренькаева К. Д. были зарегистрированы по указанному адресу. Тренькаева М. С. и вторая дочь Тренькаева А. Д. остаются зарегистрированными в данной квартире и в настоящее время.
ДД.ММ.ГГ в семье Тренькаевых родился второй ребенок - дочь Тренькаева А. Д..
Из пояснений ответчика Тренькаева Д. С. судом установлено, что его жена Тренькаева М. С. и дочь А. проживают, но не зарегистрированы в квартире по адресу: "адрес"81.
Постановлением А. "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ из списка служебных квартир была исключена квартира по адресу: "адрес". На Комитет по ЖКГХЭТС возложена обязанность заключить договор социального найма жилого помещения.
ДД.ММ.ГГ между Комитетом по ЖКГХЭТС и Тренькаевым Д. С. был заключен договор социального найма указанной квартиры, в котором в качестве члена семьи указана только Тренькаева К. Д. - дочь нанимателя.
Согласно выписке из домовой книги по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ в указанной квартире зарегистрированы Тренькаев Д. С. и Тренькаева К. Д.
На основании заявления Тренькаевой М. С. в интересах Тренькаевой К. Д. ***, ДД.ММ.ГГ между Комитетом по управлению имуществом А. "адрес" и Тренькаевой М. С., действующей за Тренькаеву К. Д. был заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность Тренькаевой К. Д. - "адрес" в "адрес".
При этом наниматель Тренькаев Д. С. выразил свое согласие на приватизацию квартиры единолично дочерью Тренькаевой К. Д., сам от приватизации отказался.
Право собственности Тренькаевой К. Д. на спорную квартиру зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ.
Судом установлено, что Тренькаев Д. С. и члены его семьи в установленном порядке не признавалась малоимущими гражданами, не принимались на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, до введения в действие Жилищного кодекса РФ также не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, указанное обстоятельство подтвердили суду представители А. "адрес", Комитета по ЖКГХЭТС, а также этот факт не оспаривался и самим Тренькаевым Д. С.
Однако, как верно указал в решении суд первой инстанции, договор социального найма с Тренькаевым Д. С. был заключен в нарушение прямо установленных в законе требований, во внеочередном порядке, без учета площади имеющихся в собственности самого Тренькаева Д. С. и членов его семьи других жилых помещений.
Поскольку договор социального найма был заключен с Тренькаевым Д. С. в нарушение требований действующего законодательства, то есть, он не должен был иметь права пользования квартирой по адресу: "адрес"81 на условиях договора социального найма, то и заключенный впоследствии ДД.ММ.ГГ Договор приватизации также заключен в нарушение требований Закона.
С учетом приведенных выше положений Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 года N 9-П, суд первой инстанции, вопреки доводам жалоб, пришел к правильному выводу о том, что А. "адрес" вправе была принять решение о приватизации служебных жилых помещений, только установив порядок и условия приватизации служебных жилых помещений, однако на уровне Муниципального образования городской округ "адрес" такое решение не принято.
Более того, даже в случае наличия такого решения, приватизация жилых помещений должна производиться в четком соответствии с Законом "О приватизации жилых помещений", т.е., прежде всего, граждане должны иметь законное право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Поскольку заключенные с Тренькаевым Д. С. договор социального найма от ДД.ММ.ГГ, а впоследствии с Тренькаевой М. С., действующей в интересах Тренькаевой К. Д. Договор передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГ, были заключены в нарушение прямо установленных законом требований, определенно нарушают права Муниципального образования - городской округ "адрес", а также неопределенного круга третьих лиц - жителей муниципального образования, они, в силу п.2 ст.168 ГК РФ, являются ничтожными.
Доводы жалоб о пропуске прокурором срока исковой давности, судебная коллегия не принимает, так как по п.1 ст.181 ГК РФ, он составляет три года с момента начала исполнения ничтожной сделки.
Тот факт, что договор найма служебного жилого помещения и постановление А. "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** "Об исключении квартиры из списка служебных" не оспорены, не свидетельствует о невозможности признания указанных выше сделок недействительными.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчиков Тренькаева Д. С., Тренькаевой М. С. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Тренькаевой К. Д., Тренькаевой А. Д., Комитета А. "адрес" по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, Комитета по управлению имуществом А. "адрес", 3-го лица А. "адрес" на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.