Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующей судьи Осиповой А.А., судей Данилова А.Р., Сыреновой С.Н., при секретаре Комюстюровой А.А.,
с участием представителя истцов Мекумянова В.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя истца и представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2016 года, которым по делу по иску Киреевой З.Л., Юсуповой З.Л. к Окружной администрации города Якутска о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом
ПОСТАНОВЛЕНО:
Обязать Окружную администрацию ГО "Город Якутск" поставить Юсупову З.Л. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу город Якутск.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н., пояснение представителя истцов Мекумянова В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киреева З.Л. и Юсупова З.Л. обратились в суд с вышеуказанным иском, с учетом уточнений по иску просили обязать ответчика принять их на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как подвергшиеся 29 сентября 1957 г. радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении " ********". В обоснование исковых требований истцы указали, что в 1957 году после аварии на производственном объединении " ********" были эвакуированы из населённого пункта, подвергшегося загрязнению вследствие аварии на ПО " ********" и имеют право на льготы и компенсации, предусмотренные для данной категории граждан. 13.12.1994 им выданы соответствующие удостоверения.
12.04.2016 истцы обращались в МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "город Якутск" с заявлением о восстановлении на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени ответчиком не предприняты меры по постановке их на учёт, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель истца и представитель ответчика направили апелляционные жалобы. Представитель истца просит отменить решение в части отказа иска Киреевой З.Л. В обоснование своей жалобы указал, что судом неправильно применены нормы материального права. Киреева З.Л. просила принять ее вновь на учет, как пострадавшую от ядерной катастрофы.
Представитель ответчика просит отменить решение суда и принять новое, которым полностью отказать в иске, так как выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение было принято с нарушением материальных норм права. Представитель ответчика в обоснование своей жалобы указал, что постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан носит заявительный характер.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При этом если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Из вышеуказанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся
гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 названного Закона РФ, гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Киреева З.Л. и Юсупова З.Л. имеют право на льготы, предусмотренные вышеуказанной нормой, имеют соответствующее удостоверение, подтверждающее право на льготы, однако, на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, не состоят.
Согласно справкам МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "город Якутск" Киреева З.Л. и Юсупова З.Л. по состоянию на 12.08.2016 на учёте нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу "город Якутск" не состоят.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Согласно выписки из протокола N ... заседания общественно-жилищной комиссии от 11.10.2013 следует, что Киреева З.Л. была снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что в 2012 году ею была произведена сделка по отчуждению жилого помещения площадью ... кв. м. На каждого члена семьи приходилось по ... кв. м., что выше учётной нормы, установленной по ГО "город Якутск".
Доказательств того, что указанное решение о снятии с учета Киреева З.Л. оспорила, оно признано незаконным и отменено, материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к правильному выводу о том, что заявленные Киреевой З.Л. исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку будучи обеспеченным жилой площадью в 2012 году добровольно, по собственной инициативе заключила сделку по отчуждению жилого помещения, чем совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с момента совершения которых не истек пятилетний срок.
Кроме того, согласно п.п. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" гражданин, нуждающийся в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договору социального найма по основаниям, указанным в статье 51 ЖК РФ, вправе обратиться в орган учета с письменным заявлением, подписанным всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами его семьи, о предоставлении ему жилого помещения
государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договору социального найма, а также предоставить определенный данной статьей пакет документов.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (часть 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из вышеприведенных нормативных актов, регулирующих спорное правоотношение, следует, что механизм обеспечения жильем указанной категории граждан имеет не безусловный, а заявительный характер.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцы не представили доказательства, что они встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. ст. 14-17, 22 Закона РФ от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом поданные Киреевой З.Л. и Юсуповой З.Л. 12.04.2016 заявления о восстановлении на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют вышеприведенным требованиям закона.
Как следует из материалов дела, достоверных доказательств обращения истцов с соответствующим заявлением, оформленным надлежащим образом, с предоставлением документов, необходимых для постановки на учет, материалы дела не содержат. Отсутствует и решение об отказе в постановке на учет истцов.
С учетом того, что ответчиком не рассматривался вопрос о принятии Юсуповой З.Л. на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со своей компетенцией, вывод суда о постановке Юсуповой З.Л. на такой учет, является преждевременным.
В силу вышеприведенных норм права и фактических обстоятельств дела решение суда в части постановки Юсуповой З.Л. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным, поскольку основан на неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств по делу.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части, с принятием судебной коллегией нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 15 сентября 2016 года по данному делу отменить в части.
В удовлетворении иска Юсуповой З.Л. к Окружной администрации города Якутска о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий А.А. Осипова
Судьи А.Р. Данилов
С.Н. Сыренова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.