Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Ибрагимовой А.М.,
судей - Хираева Ш.М., Магомедовой А.М.,
при секретаре - Агарагимовой М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по апелляционной жалобе генерального директора ООО "Управляющая компания N 1" Мусаева А.Д. на заочное решение Советского районного суда г. Махачкалы от 11 июня 2015 года по делу по заявлению прокурора Советского района г. Махачкалы к ООО "УК N 1" об устранении нарушений федерального законодательства.
Заслушав доклад судьи Хираева Ш.М., судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района г. Махачкалы обратился в суд с иском к ООО "УК N 1" о возложении обязанности на ответчика в лице директора ООО "УК-1" Мусаева А.Д. устранения нарушений федерального законодательства, выявленных при проверке состояния защитного сооружения по адресу: г. Махачкала, "адрес".
Из заявления прокурора следует, что по результатам проведенной прокуратурой по обращению начальника ГУ МЧС России по РД Казимагомедова Н.М. проверки состояния защитного сооружения в ООО "УК N 1" выявлены многочисленные нарушения состояния защитных сооружений, которые не соответствуют отвечающим требованиям приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" и Постановления Правительства РД от 10.12.2010 N 459 "О мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории РД".
В частности ответчиком ООО "УК N 1" не представлен паспорт ЗС ГО (убежища) заверенный территориальным управлением МЧС России и организацией эксплуатирующей данное ЗС ГО. Также не представлены согласованные и заверенные в БТИ и территориальным управлением МЧС РФ копии поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО - п. 1.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583; не представлен приказ о назначении ответственного должностного лица, в обязанности которого входит организация правильного учета ЗС ГО, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ЗС; не представлен журнал учета состояния убежища, в котором заносятся сведения о ежегодных осмотров, инвентаризации ЗС ГО, а также комплексных проверок проводимых один раз в три года п. 3.6 и 5.11 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583; не представлена ведомость дефектов ЗС ГО по установленной форме п. 4.1.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583; не составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций по формам согласно приложениям N 15 и 15 и ремонтов строительных конструкций (на основании акта и ведомости дефектов) п. 4.1.8 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583; не представлена проектно-сметная документация по ремонту т обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО и т.д.
Заочным решением Советского районного суда г. Махачкалы от 11 июня 2015 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
На указанное решение генеральным директором ООО "Управляющая компания N 1" Мусаевым А.Д. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда, указывая на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. Полагает, что исковое заявление прокурором предъявлено к ООО "УК N 1", расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73-а и ул. Р.Гамзатова, 2, тогда как он является генеральным директором ООО "Управляющая компания N 1", зарегистрированного согласно выписке из ЕГРЮЛ по адресу: г. Махачкала, ул. Котрова, 15, и не имеет никакого отношения к ООО "УК N 1". В исковом заявлении прокурором не указано, какие права им нарушены и в чем заключаются интересы неопределенного круга лиц. Само дело рассмотрено судом в отсутствии ООО "Управляющая компания N 1" и без его надлежащего уведомления о времени и месте судебного заседания.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что судом принято решение в отсутствие ООО "УК N 1", что влечет в силу п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену судебного решения.
Определением от 15 ноября 2016 года суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом для суда первой инстанции.
Рассматривая, в силу положений ч. 5 ст. 330 ГПК РФ данное гражданское дело, исследовав материалы дела, выслушав объяснения генерального директора ООО "Управляющая компания N 1" Мусаева А.Д., его представителя Гаджиева З.А., судебная коллегия находит заочное решение Советского районного суда г. Махачкалы от 11 июня 2015 года подлежащим отмене с принятием по делу нового решения.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в иных обстоятельствах, если нарушение приобрело особое общественное значение. Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" основными задачами в области гражданской обороны, в том числе, являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (Правила), требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно ст. 37 Федерального закона РФ N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, сославшись на Акт совместной проверки N 4-12/170 от 30.03.2015 отдела надзорной деятельности по Советскому району г. Махачкалы УНД и ПР ГУ МЧС России по РД защитного сооружения, расположенного по адресу: г. Махачкала, "адрес", пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и их удовлетворении, в связи с тем, что ООО "Управляющая компания N 1" допустила нарушение требований законодательства в области гражданской обороны и пожарной безопасности.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
"Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.
"Положением о гражданской обороне в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).
"Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пунктов 1.2, 2.1 и 2.2 Правил N 583 статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
В данном случае из материалов дела не следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны (подвальное помещение здания, расположенного по адресу: г. Махачкала, "адрес", подтвержден паспортом убежища и учетной карточкой, которые соответствует требованиям, установленным Правилами N 583.
В материалах дела отсутствуют допустимые, достоверные и достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии на балансе эксплуатирующей организации ООО "Управляющая компания N 1" защитного сооружения гражданской обороны и что в инвентаризационных карточках защитного сооружения гражданской обороны эксплуатирующей организацией указано ООО "Управляющая компания N 1".
Доказательства о том, что по адресу: г. Махачкала, "адрес", имеется защитное сооружение гражданской обороны, в деле отсутствуют.
Не представлены такие доказательства и в судебное заседание суда апелляционной инстанции, несмотря на то, что такая возможность судом была предоставлена прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела.
Согласно сведениям, представленным Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Махачкалы, подвальное помещение по адресу г. Махачкала, "адрес", находится в обще-долевой собственности собственников жилья и не числиться в реестре муниципальной собственности г. Махачкалы.
Оценив с соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства, правильно применив положения Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федерального закона РФ N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", и установив, что на балансе ООО "Управляющая компания N 1" не имеется защитного сооружения гражданской обороны, переданного ему в установленном законном порядке, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчик - ООО "Управляющая компания N 1" не является организацией, на учете которой находится спорное защитное сооружение гражданской обороны, и на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружения по назначению.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Советского районного суда г. Махачкалы от 11 июня 2015 года отменить.
В удовлетворении искового заявления прокурора Советского района г. Махачкалы к ООО "Управляющая компания N 1" об устранении нарушений федерального законодательства - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.