Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Малининой Н.Г.
судей
Кордюковой Г.Л., Охотской Н.Ю.
при секретаре
Любимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 ноября 2016 года гражданское дело N 2-3776/2016 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля", действующей в интересах Коровиной Е.Г. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года по иску Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля", действующей в интересах Коровиной Е.Г. к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г., выслушав объяснения представителя истца Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля" - Минутина В.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" - Выборновой Е.Е., возражавшей против отмены обжалуемого решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Санкт-Петербургская региональная общественная организация "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля", действующая в интересах Коровиной Е.Г. обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об обязании ответчика с 01.06.2016 года бессрочно выплачивать Коровиной Е.Г. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме " ... " рублей " ... " копеек с дальнейшей индексацией указанной ежемесячной суммы в установленном законом порядке, выплатить единовременно за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсаций на приобретение продовольственных товаров за период с " ... "06.2015 по " ... ".05.2016 в сумме " ... " рублей " ... " копеек.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Коровина Е.Г. является вдовой инвалида 2 группы К.А.А., умершего вследствие радиационного воздействия при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получает ежемесячную денежную компенсацию в связи с потерей кормильца.
На обращение Коровиной Е.Г. к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, " ... " марта 2016 года получен отказ в назначении компенсации.
Истец полагает, что данная компенсацию предусмотрена частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и отказ ответчика в ее выплате не основан на Законе.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля", действующей в интересах Коровиной Е.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Санкт-Петербургской региональная общественная организация "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля", действующая в интересах Коровиной Е.Г просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истица Коровина Е.Г. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции от истца не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представила. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон апелляционного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Коровина Е.Г. является вдовой умершего " ... " мая 2015 года инвалида 2 группы К.А.А., ставшего им вследствие заболевания, связанного с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Причина смерти К.А.А. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается представленным в материалы дела решением экспертного совета N " ... " от " ... ".09.2015.
При жизни К.А.А. пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в частности, являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
" ... " марта 2016 года Коровина Е.Г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
" ... " марта 2016 года истцом получен отказ в назначении компенсации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой названной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, распространяются на членов его семьи в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа названных в пункте 2 части 13 Закона), гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.
В данной норме Закона определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров: сами граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (среди них инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), и не достигшие 14-летнего возраста дети, проживающие с ними.
Другие члены семьи указанных граждан не названы в качестве субъектов, имеющих право на такую компенсацию.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П разъяснено, что исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, в частности, положения пункта 25 (в действующей редакции - пункта 15) части первой и части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ.
Положения части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" сами по себе не нарушают права членов семей инвалидов-чернобыльцев, обратившихся за получением ежемесячной компенсации после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, так как обеспечивают им равные условия получения соответствующих выплат в зависимости от установленной умершему кормильцу группы инвалидности.
Распространив в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи (наряду с иными мерами социальной поддержки), на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, законодатель исходил из того, что право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, должно быть обеспечено указанным гражданам на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев.
В тоже время в части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, направленной на осуществление регулирования соответствующих отношений в условиях переходного периода (до определения размера ежемесячной денежной компенсации для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, непосредственно в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), для названной категории граждан сохранен прежний порядок выплаты ежемесячной денежной суммы.
Такое законодательное регулирование имело целью создание правового механизма реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации членами семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на период отсутствия в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положений, закрепляющих для них порядок исчисления размера ежемесячной денежной компенсации, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее права нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Этим не исключается право федерального законодателя установить иной способ определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, выплачиваемой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни или иных заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, обеспечив при этом непротиворечивое правовое регулирование, согласующееся с Конституцией Российской Федерации и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П.
На основании статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В спорных правоотношениях, установленных судом по делу, Коровина Е.Г. имеет статус вдовы К.А.А,.- инвалида II группы, умершего по причине, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни, соответственно, оно не распространяется на них и после смерти инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утверждены в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В п. 1 Правил перечислены лица, которым выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров. Жены и вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, в их числе не указаны.
С учетом того, что в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров выплачивается гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного закона, а также детям этих граждан, проживающим с ними и не достигшим 14-летнего возраста, в целях соблюдения прав детей на компенсацию после смерти кормильца из числа указанных граждан постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751 в пункт 1 Правил были внесены соответствующие изменения, касающиеся выплаты компенсации семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751 круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, по сравнению с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I не расширялся.
Таким образом, руководствуясь положением пункта 13 части 1 и пункта 15 части 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I суд верно пришел к выводу, что правовых оснований для признания за истцом права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров не имеется, соответственно исковые требования не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, которым в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля", действующей в интересах Коровиной Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.