Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Антоновой Н.В.,
судей Бабенко О.И., Кнышевой Т.В.,
при секретаре Илюткиной О.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Каргаполова С.А. по доверенности Тарасенко В.Д. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Каргаполова С.А. к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 1-й отдел о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства в собственность, восстановлении на учете нуждающихся в получении жилого помещения - отказать,
установила:
Истец Каргаполов С.А. обратился в суд с иском к ответчикам ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства в собственность, восстановлении на учете нуждающихся в получении жилого помещения. В обоснование исковых требований истец указывает, что приказом Министра обороны РФ по личному составу N *** от 25 мая 2005 года он был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления жилого помещения для постоянного проживания. По увольнению в запас истцу и членам его семьи было выделено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Истец указывает, что в период военной службы он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2012 году истец обратился в 1-й отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с заявлением о включении его в список очередников на получение постоянного жилого помещения по избранному месту жительства в Московской области. Решением N 1ПС-323 от 28 октября 2012 года ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по тем основаниям, что истцом не представлены документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма по месту прохождения службы или по избранному после увольнения месту жительства согласно порядку, действовавшему в 2005 году на момент увольнения истца с военной службы. Истец Каргаполов С.А., ссылаясь на то, что у него имеется необходимая выслуга лет для обеспечения его жильем за счет Министерства обороны РФ, во время прохождения службы жильем для постоянного проживания обеспечен не был, полагает, что ему было необоснованно отказано в праве на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ, в связи с чем просит признать за ним право на получение жилого помещения по избранному месту жительства в собственность от Министерства обороны РФ: г.Пушкино, Мытищи, Химки, Красногорск, Москва, на состав семьи из четырех человек, и восстановить его на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства от Министерства обороны РФ на состав семьи из 4-х человек.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 1-й отдел.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель истца Каргаполова С.А. по доверенности Тарасенко В.Д. явился, исковые требования поддержал.
Представители ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ никаких прав истца не нарушало, решений в отношении него не выносило, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ДЖО МО РФ) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в ходе рассмотрения дела представитель ДЖО МО РФ указывал на то обстоятельство, что ДЖО МО РФ каких-либо прав истца не нарушало, истец проходил службу в Московской области, его жилищное дело должно находиться в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 1-й отдел, в компетенцию которого и входят вопросы обеспечения истца жилым помещениям. Никаких решений в отношении истца ДЖО МО РФ не выносило.
Представитель ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 1-й отдел в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил письменные возражения на иск, в которых указал, что доводы истца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также указал на то, что истцу было обосновано отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено при данной явке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца Каргаполова С.А. по доверенности Тарасенко В.Д. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Каргаполов С.А. в заседание судебной коллегии по повторному вызову не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки и доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представил.
Представители ответчиков ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 1-й отдел в заседание судебной коллегии по повторному вызову не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки и доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем с учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" функции уполномоченного органа по ведению реестра и распределению военнослужащим жилых помещений в настоящее время выполняет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Департамент распределяет жилые помещения, получаемые Министерством обороны РФ на всей территории Российской Федерации, военнослужащим, включенным в реестр. В функции Департамента также входит организация работы по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания нуждающимся в обеспечении жилым помещением в соответствующее структурное подразделение Министерства обороны РФ необходимо предоставить заявление по установленной форме, а также указанные в Инструкции документы.
Согласно п. 5 Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов.
Согласно положениям п.п. 1, 13, 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно выписке из приказа N *** от 25 мая 2005 года Каргаполов С.А. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ) (л.д. 11).
Согласно выписке из протокола N *** заседания жилищной комиссии восковой части 20007, в которой проходил службу истец, от 25 января 2005 года, жилое помещение - квартира по адресу: ***, распределена Каргаполову С.А. и членам его семьи для постоянного проживания, поскольку Каргаполов С.А. подлежит увольнению с военной службы с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и является первоочередником на получение жилья (л.д. 12).
Из материалов дела следует, что 01 октября 2009 года между 202 КЭЧ района и Каргаполовым С.А. заключен договор найма служебного жилого помещения N *** (л.д. 10-15), по которому истцу в возмездное пользование по договору служебного найма предоставлено для проживания служебное жилое помещение по адресу: *** ( л.д. 10).
08 августа 2012 года истец Каргаполов С.А. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 1-й отдел с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, с составом семьи из четырех человек (он, супруга Каргаполова Г.М., сын Каргаполов А.С., *** г.р., дочь Каргаполова С.С., *** г.р.) (л.д. 17).
Решением N 1ПС-323 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 1-й отдел от 28 ноября 2012 года истцу и совместно проживающим с ним членам семьи отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением N 1ПС-323 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 1-й отдел установлено, что истец уволен с военной службы с зачислением в запас на основании приказа Министра обороны РФ от 25 мая 2005 года N 0218 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) с выслугой в 32 года 9 месяцев в календарном исчислении. Приказом командира войсковой части от 25 июля 2005 года N *** истец исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учет в ОВК города Пушкино Московской области (л.д. 77-164).
Положениями пункта 10 Инструкции (Приложение N 1), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" определено, что военнослужащие, ранее принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях (согласно порядку, утвержденному приказом Министра обороны РФ N 80 от 15 февраля 2000 года), сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма по месту прохождения службы или по избранному после увольнения месту жительства согласно порядку, действовавшему в 2005 году на момент увольнения истца с военной службы (рапорт о постановке на соответствующий учет нуждающихся, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, сведения, подтверждающие включение военнослужащего в базу данных "Учет" по ФГ КЭУ КЭЧ района) не представлены.
Согласно сведениям базы данных "Учет" по ФГ КЭУ КЭЧ района МО РФ по состоянию на 01 июля 2010 года истец был снят с учета нуждающихся в получении постоянного жилья.
Приказом Министра обороны РФ N *** от 30 сентября 2010 года предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. Истец уволен с военной службы 25 мая 2005 года.
При таких обстоятельствах решением N 1ПС-323 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 1-й отдел от 28 ноября 2012 года истцу и совместно проживающим с ним членам семьи было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Разрешая спор, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Каргаполова С.А. о признании за ним права на получение жилого помещения по избранному месту жительства в собственность, восстановлении на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, не имеется.
При этом суд обоснованно исходил из того, что ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", определяющая условия обеспечения военнослужащих, в том числе уволенных, жилым помещением, предусматривает необходимость постановки на соответствующий жилищный учет для дальнейшей реализации права на получение жилого помещения.
Приказом Министра обороны России от 30 сентября 2010 г. N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. Согласно п.7 Инструкции уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанной выше Инструкции правом принятия решения о постановке военнослужащих на учет или об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 1455 от 03 ноября 2010 года и положениями инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1550 от 18 ноября 2010 года, деятельность по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации ведется через органы военного управления. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, (в том числе через федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 27.08.2010 N 1135 специализированные организации Минобороны России по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляют деятельность на территориях, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями.
Согласно пункта 1.10 Положения об отделе N 1 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отдел осуществляет свою деятельность на территории Московской области.
В соответствии с пунктом 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80, действовавшей на момент увольнения с военной службы истца, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшении жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В соответствии с п.п. 27 и 28 указанной инструкции, действовавшей в период увольнения истца с военной службы, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы или по избранному после увольнения месту жительства, с связи с увольнением, военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. В дальнейшем решением жилищных комиссий войсковых частей, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами войсковых частей, военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что истцом не представлено документов, подтверждающих то обстоятельство, что он был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма до вынесения приказа об увольнении N *** от 25 мая 2005 года. К представленному истцом в материалы дела рапорту, датированному 09 июля 2004 года, на имя командира войсковой части 20007, с просьбой истца о предоставлении ему жилого помещения в г. Мытищи, г. Пушкино, г. Химки, г. Красногорске или г. Москве, суд отнесся критически, поскольку данный документ в его личном учетном деле не значится, при увольнении не представлен. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Каргаполова С.А. о признании за истцом права на получение жилого помещения по избранному месту жительства в собственность, восстановлении на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда, так как они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он был принят до своего увольнения с военной службы на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает. Каких-либо доказательств, подтверждающих принятие истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма на дату увольнения с военной службы, истцом не представлены также и суду апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию стороны истца, изложенную в исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, они сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, на которые имеет место ссылка в апелляционной жалобе, повлекших вынесение незаконного решения, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.