Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества "Научно-исследовательский институт точных приборов" (далее - АО "НИИ ТП", Общество) *** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 159 района Отрадное города Москвы от 17 марта 2016 года и решение судьи Бутырского районного суда города Москвы от 20 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 159 района Отрадное города Москвы от 17 марта 2016 года АО "НИИ ТП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Решением судьи Бутырского районного суда города Москвы от 20 апреля 2016 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника АО "НИИ ТП" *** Д.Ю. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе генеральный директор *** А.В., выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, ссылаясь на то, что что в действиях АО "НИИ ТП" отсутствует состав административного правонарушения, так как перечень должностей военной службы к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 года N 3313, действовавший на момент заключения трудового договора с *** А.И., официально не публиковался, в связи с чем данный нормативный акт не подлежал применению; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности; по делу имеются неустранимые сомнения, которые в соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу АО "НИИ ТП".
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 указанной статьи, является правонарушением и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на лиц, замещавших должность федеральной государственной службы, включённую в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, или должность федеральной государственной службы, включённую в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённый руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557.
В соответствии с пунктом 2 Перечня должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Минобороны России, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобороны России, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный N 25898) (далее - Перечень) должность командира (начальника) лаборатории, входит в указанный Перечень должностей.
Как следует из материалов дела, 10 сентября 2014 года АО "НИИ ТП" (юридический адрес: ***), заключив трудовой договор с *** А.И. (полковником запаса), уволенным из войсковой части N 32103 21 апреля 2014 года, замещавшим должность начальника лаборатории - заместителя начальника испытательного отдела, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, не выполнило в десятидневный срок обязанность по сообщению о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) бывшего военнослужащего по последнему месту службы, чем нарушило требования ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АО "НИИ ТП" подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; списком офицеров войсковой части 32103, уволенных в период с 01.08.2013 года по 19.08.2015 года; сведениями об офицерах запаса, состоящих на учёте военного комиссариата Московской области; копией трудового договора N 223 от 10 сентября 2014 года, заключённого между АО "НИИ ТП" и *** А.И.; приказом о приеме *** А.И. на работу N *** от *** 2014 года; копией трудовой книжки *** А.И.; выпиской из приказа Министерства обороны Российской Федерации по личному составу N ** от ** 2014 года; выпиской из приказа командира войсковой части N** от ** 2014 года; письменными объяснениями *** А.И.; копией анкеты ** А.И.; выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и доказанности вины АО "НИИ ТП" в его совершении.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп не был опубликован в официальном источнике, не влечёт удовлетворение жалобы.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что при трудоустройстве в АО "НИИ ТП" *** А.И. была заполнена анкета, согласно которой по последнему месту работы он замещал должность "начальник лаборатории испытательного отдела военной части 08317", что также подтверждалось предоставленной копией военного билета, согласно которому он непрерывно проходил военную службу.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованием ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которой на работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы возлагается обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, АО "НИИ ТП" при приёме на работу **** А.И. обязано было выяснить была ли включена должность, которую он замещал ранее в перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, чего Обществом сделано не было.
Кроме того, на момент принятия АО "НИИ ТП" *** А.И. на работу 10 сентября 2014 года действовал приказ Министра обороны РФ от 5 апреля 2014 г. N 215 "Об утверждении Порядка представления сведений о расходах военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации", публикованный в "Российская газета" 06 августа 2014 года.
Согласно п. 2 Порядка представления сведений о расходах военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 05 апреля 2014 года N 215, сведения о расходах представляются по форме справки, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам":
а) военнослужащими, замещающими должности военной службы:
назначение на которые осуществляет Президент Российской Федерации, - в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации для последующего представления указанных сведений в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
назначение на которые осуществляют Министр обороны Российской Федерации, заместители Министра обороны Российской Федерации, - в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, назначение на военную службу и увольнение с военной службы полковников производится руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Таким образом, располагая данными о ранее замещаемой *** А.И. должности в Министерстве обороны РФ и его звании, из общедоступных источников АО "НИИ ТП" имело возможность установить данные, необходимые для соблюдения требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", однако не приняло все зависящие от него меры, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.
Утверждение заявителя о нарушении судебными инстанциями требований ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела не обосновано. Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности АО "НИИ ТП" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу в их совокупности. Каких-либо объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи и судьи районного суда при рассмотрении дела и жалобы, в материалах не имеется. Бремя доказывания распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
При назначении наказания мировой судья учёл характер и обстоятельства совершённого АО "НИИ ТП" административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, связанные с предупреждением коррупции и борьбой с ней.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено АО "НИИ ТП" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 19.29 КоАП РФ.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 159 района Отрадное города Москвы от 17 марта 2016 года и решение судьи Бутырского районного суда города Москвы от 20 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Научно-исследовательский институт точных приборов" оставить без изменения, жалобу генерального директора АО "Научно-исследовательский институт точных приборов" *** А.В. - без удовлетворения
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.