Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-48/2016 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Красная Роза 1875" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,
установил:
Закрытое акционерное общество "Красная Роза 1875" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением и с учетом поданных уточнений просит об установлении кадастровой стоимости равной рыночной объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности:
нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0005014:1614 общей площадью 37 113,5 кв.м, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16, в размере *** руб. по состоянию на 23 сентября 2013 года.
нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005014:1010 общей площадью 19 293,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп. 2, в размере ****. по состоянию на 01 января 2013 года.
В обосновании требований ссылается на то, что в настоящее время стоимость здания и помещений определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" и составляет соответственно **** руб., которая, по мнению истца, является завышенной по отношению к реальной их рыночной стоимости, что влечет за собой увеличение налоговой базы и как следствие нарушение прав собственника недвижимости и плательщика налога на имущество. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 декабря 2014 года заявления ЗАО "Красная Роза 1875" о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости отклонены.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Богданов С.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, не оспаривая выводы судебной экспертизы, указал на необходимость установления рыночной стоимости объектов недвижимости без учета налога на добавленную стоимость.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайство об отложении дела не заявляли.
В адрес суда от представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве поступил отзыв на исковые заявление, в котором указывается на несогласие с заявленными исковыми требованиями.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей не явившихся сторон.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 г. N 1555-О из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
По смыслу части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из того, что административный истец является собственником объектов недвижимости и плательщиком налога на имущество, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении вышеуказанных помещений и здания кадастровой стоимости соответствующей их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В пункте 3 статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0005014:1614 общей площадью 37 113,5 кв.м, расположенных по адресу: г.Москва, ул. Льва Толстого, д. 16, здания с кадастровым номером 77:01:0005014:1010 общей площадью 19 293,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп. 2.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена на основании Постановления Правительства Москвы от 29.11.2013 г. N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год", составила по зданию с кадастровым номером 77:01:0005014:1010 - *** руб., по нежилым помещениям с кадастровым номером 77:01:0005014:1614 - *** руб.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росрееста по Москве 27 ноября 2014 года. Решением Комиссии от 11 декабря 2014 года закрытому акционерному обществу "Красная Роза" отказано в удовлетворении данного заявления.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости равной рыночной, административным истцом представлены отчеты об оценке, согласно которым по состоянию на 23 сентября 2013 года рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0005014:1614 определена без учета НДС размере *** руб., с учетом НДС - *** рублей (отчет об оценке общества с ограниченной ответственностью "Бюро городского кадастра" от 14 декабря 2015 года (т. 5 л.д. 124); здания с кадастровым номером 77:01:0005014:1010 в размере **** коп. без учета прав на земельный участок и НДС по состоянию на 01 января 2013 года (отчет об оценке общества с ограниченной ответственностью "АБК-Активные Бизнес Консультации" (***).
Принимая во внимание, что представителями Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы заявлены возражения относительно правильности определения рыночной стоимости принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости, по ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная экспертиза об определении рыночной стоимости нежилых помещений и здания, производство которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью Независимый консалтинговый центр "Эталонъ".
Согласно заключению судебной экспертизы рыночная стоимость нежилых помещений по адресу: г.Москва, ул. Льва Толстого, д. 16 по состоянию на 23.09.2013 года составила *** руб. по адресу: г.Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп. 2 по состоянию на 01.01.2013 года - *** рублей.
Производство судебной экспертизы регламентировано статьями 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2001 N73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", определяющими правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного закона судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
В заключении эксперта или комиссии экспертов в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьей 82 Кодекса административного судопроизводства РФ должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
Заключение эксперта должно состоять из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
Оценив в совокупности доказательства по делу, включая заключение судебной экспертизы, а также отчеты об оценке, представленные административным истцом, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость объектов оценки в размере рыночной должна быть определена на основании судебной экспертизы.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Результаты экспертизы основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, все предусмотренные законом разделы, в заключении отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом, арифметических либо иных ошибок при его составлении не допущено, содержит все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также подходов и методов определения рыночной стоимости.
В Заключении эксперта даны ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, учтены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.
При этом суд также учитывает, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Письменные возражения Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности, подписанные лицом, компетентность которого в сфере оценочной деятельности не подтверждена, опровергнуты экспертом Независимого консалтингового центра "Эталонъ" Скатовым М.А., представившим пояснения по делу.
Суд не может признать правильными результаты оценки, изложенные в отчетах ООО "Бюро городского кадастра", ООО "АБК-Активные Бизнес Консультации" и установить на основании этих отчетов кадастровую стоимость объектов недвижимости, поскольку рыночная стоимость здания с кадастровым номером 77:01:0005014:1010 определена без учета НДС, а кроме того, рыночная стоимость объектов недвижимости, указанная в отчетах, опровергнута результатами проведенной по делу оценочной экспертизы, назначенной судом по ходатайству представителя административного истца, при производстве которой, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца о необходимости определения рыночной стоимости без учета налога на добавленную стоимость являются необоснованными, поскольку налог на добавленную стоимость является важным ценообразующим фактором, включается в цену предложения объектов недвижимости и соответственно учитывается при определении его рыночной стоимости. При этом, суд также принимает во внимание определение рыночной стоимости, приведенное в Федеральных стандартах оценки "Цель оценки, виды и стоимости" (ФСО N 2), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298, в соответствии с которым, последняя представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки, а цена предложения в типичных публичных офертах объектов недвижимости содержит налог на добавленную стоимость,
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что доказательств об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность судебной экспертизы от 28 января 2016 года, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сторонами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, суд считает, что кадастровая стоимость зданий и нежилых помещений должна быть установлена на основании судебной экспертизы.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2014 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Красная Роза 1875" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений площадью 37 113,5 кв.м с кадастровым номером 77:01:0005014:1614, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 сентября 2013 года в размере *** (***) рублей на период с 1 января 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость здания площадью 19 293, 5 кв.м с кадастровым номером 77:01:0005014:1010, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп. 2, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2013 год на период с 1 января 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения закрытого акционерного общества "Красная Роза 1875" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве считать 27 ноября 2014 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровым номером 77:01:0005014:1614, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16, с кадастровым номером 77:01:0005014:1010, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, корп. 2 в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.