Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Лимоновой Л.Ф.,
судей
Деменевой Л.С.,
Коренева А.С.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Р.Э. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Семухин Д.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району о возложении обязанности по обеспечению жилы помещением
по апелляционной жалобе истца на решение Слободо-Туринского районного суда Свердловской области от 16.09.2016.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., судебная коллегия
установила:
истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Солдатова Н.П. умерла ... , когда ему было 14 лет, отец Семухин В.Д. умер ... Постановлением Главы Слободо-Туринского муниципального района ... от ... его попечителем до совершеннолетия была назначена Морозова А.Н. В период с ... по ... он обучался в ... и находился на полном государственном обеспечении, жилое помещение за ним не закреплялось. О необходимости встать на учет в качестве нуждающихся администрация училища ему не объясняла. Мер к постановке на учет до 23 лет он не предпринимал и пропустил этот срок по уважительной причине. В настоящее время он проживает по адресу: ... и не является собственником или нанимателем жилого помещения. Поскольку своего жилья он не имеет, в ... года он обратился с заявлением о постановке на учет в УСП по Слободо-Туринскому района и на основании приказа начальника Управления от ... был принят на учет. Приказом начальника Управления от ... был снят с учета в связи с тем, что на момент обращения для постановки на учет достиг возраста 25 лет. Считает приказ о снятии с учета незаконным.
Решением Слободо-Туринского районного суда Свердловской области от 16.09.2016 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
С таким решением не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что в собственности или по договору найма он жилого помещения не имеет. На учете в администрации Слободо-Туринского муниципального района и в Управлении социальной политики по Слободо-Туринскому району не состоял и не состоит в качестве нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения. После окончания образовательного учреждения в ... года он не был обеспечен жилым помещением вне очереди, как лицо из числа детей-сирот, хотя такое право, в силу закона он имел. До настоящего времени жилье ему не предоставлено. Полагает, что, несмотря на то, что на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, он не состоял и его возраст более 23 лет, он имеет право на такое жилье.
В материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу от представителя Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения с указанием на рассмотрение дела в его отсутствие.
Стороны в судебное заседание не явились.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений ( ... ), а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что доводы жалобы не содержат новой информации об обстоятельствах дела, для их проверки личного участия и дачи объяснений сторон не требуется, при том, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Семухин Д.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении Семухин Д.В. родился ... , его родителями являются: Семхуин В.Д., умерший ... , и Солдатова Н.П., умершая ...
Постановлением главы Муниципального образования "Слободо-Туринский район" ... от ... над Семухиным Д.В. была учреждена опека.
Приказом Главы Слободо-Туринского муниципального района от ... Семухин Д.В. был постановлен на учет для получения жилого помещения как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей на территории Слободо-Туринского района.
Приказом Главы Слободо-Туринского муниципального района от ... Семухин Д.В. снят с учета в связи с тем, что он момент обращения с заявлением о постановке на учет он уже достиг 23-летнего возраста.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в удовлетворении заявленных требований отказал.
При этом суд указал, что впервые Семухин Д.В. обратился с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения лишь в ... году в возрасте 25 лет. В период с момента достижения 18-летнего возраста до достижения возраста 23 лет Семухин Д.В. свое право на обеспечение жильем не реализовал. Каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих истцу встать на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения им возраста 23 лет, судом не установлено, Семухиным Д.В. не приведено.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они противоречит закону и обстоятельствам дела.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 8 Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 указанного Закона).
Действительно, дополнительные гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.
Вместе с тем, отсутствие истца на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа ему в удовлетворении требования об обеспечении жильем, поскольку причины, по которым он не мог встать на такой учет и реализовать свое право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следует признать уважительными.
Семухин Д.В. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на момент его обучения на полном государственном обеспечении за ним не закреплялось какое-либо жилье, соответственно до достижения возраста 23 лет он обладал правом постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо специальной категории, однако не был поставлен на учет по независящим от него причинам, а именно в связи с ненадлежащим выполнением органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался, обязанностей по защите его жилищных прав, по разъяснению ему права на получение жилья в льготном порядке.
В ... году Семухин Д.В. обратился в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении. ... Семухин Д.В. был постановлен на учет для получения жилого помещения как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей на территории Слободо-Туринского района. Таким образом, уполномоченным органом фактически была признана возможность постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях, после достижения Семухиным Д.В. возраста 23 лет.
Исходя из установленных обстоятельств и правил п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, принимая во внимание, что право Семухина Д.В., который относился к категории лиц из числа детей-сирот, на получение жилого помещения не реализовано, судебная коллегия признает незаконным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району ... от ... , в соответствии с которым Семухин Д.В. снят с учета для целей предоставления жилого помещения, и возлагает на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение с момента первоначальной постановки на учет.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции необоснованно принято во внимание, что Семухин Д.В. зарегистрирован и постоянно проживает в жилом доме, расположенном по адресу: ... так как согласно справке Администрации Сладского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района от ... жилое помещение по адресу: ... к муниципальному жилищному фонду не относится, Семухин Д.В. не является нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (л.д. 22).
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии у истца препятствий для постановки на учет в качестве ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей и утрате им права на предоставление социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением после достижения возраста 23 лет, являются неправомерными, в связи с чем заявленные Семухиным Д.В. требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
При этом удовлетворяя заявленные исковые требования о предоставлении Семухину Д.В., как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда, судебная коллегия исходит из того, что Постановлением администрации Слободо-Туринского муниципального района ... от ... установлена на территории Слободо-туринского муниципального района муниципальная норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в следующих размерах: 18 кв.м на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 кв.м на одиноко проживающего человека; 42 кв.м на семью из 2х- человек.
Вместе с тем, Постановление администрации Слободо-Туринского муниципального района ... от ... "Об установлении на территории Слободо-Туринского муниципального района учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" было признано утратившим силу.
С учетом указанных изменений, судебная коллегия полагает, что истцу следует предоставить жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м.
Неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, повлекло неправильное разрешение спора, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 320, 326, 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Слободо-Туринского районного суда Свердловской области от 16.09.2016 отменить.
Вынести новое решение, которым исковые требования Семухин Д.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району о возложении обязанности по обеспечению жилы помещением, удовлетворить.
Признать незаконным приказ территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району ... от ...
Обязать территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району принять Семухин Д.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с момента первоначальной постановки на учет.
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность построить (приобрести) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м на одного человека Семухина Д.В.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" подготовить договор найма специализированного жилого помещения в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Семухину Д.В. жилого помещения и направить данный договор в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Слободо-Туринскому району.
Председательствующий
Л.Ф. Лимонова
Судьи
Л.С. Деменева
А.С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.