Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковелина Д.Е.,
судей
Волошковой И.А.,
Кучеровой Р.В.
при секретаре Емшановой А.И., рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по исковому заявлению прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхотурский о понуждении к включению в государственный реестр объекта размещения отходов,
поступившее по апелляционному представлению прокурора ... на решение Верхотурского районного суда ... от 26.09.2016.
Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры ... ( / / )4, представителя ответчика ( / / )5, судебная коллегия
установила:
... , действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование, что в ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объект размещения отходов - Полигон для размещения твердых бытовых отходов объемом 109953 куб.м., расположенный в ... , находившийся в муниципальной собственности городского округа Верхотурский, не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Невнесение полигона, как объекта размещения твердых бытовых отходов, в ГРОРО, в соответствии с предъявляемыми законом требованиями в сфере обеспечения охраны окружающей среды от негативного воздействия на нее хозяйственной деятельности, влечет неконтролируемое причинение ущерба окружающей среде и нарушает права неопределенного круга лиц в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просит возложить на Администрацию городского округа Верхотурский обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за счет средств муниципального бюджета городского округа Верхотурский выполнить действия по внесению находящегося в муниципальной собственности городского округа Верхотурский полигона для размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов, объемом 109953 куб.м., расположенного в ... , в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решением Верхотурского районного суда ... от ( / / ) в удовлетворении иска прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц отказано.
На решение суда прокурором ... подано апелляционное представление, в обоснование которого указано, что отсутствие на принятый в муниципальную собственность полигон какой-либо документации, подтверждающей присвоение данному объекту адреса, а также его постановку на кадастровый учет, не свидетельствует о том, что полигон не имеет индивидуально определенных признаков. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участию прокуроров в гражданском процессе прокуратуры ... ( / / )4 на доводах апелляционного представления настаивала.
Представитель ответчика ( / / )5, действующая по доверенности от ( / / ), в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционного представления.
Третье лицо ... в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, им были направлены судебные извещения по адресам, имеющемуся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru.
Лица, участвующие в деле, об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
Организация данной деятельности в силу положений статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации".
В ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании Постановления ... от ( / / ) N, заключенного на основании него договора от ( / / ) N Свердловская область, в лице Министерства по управлению государственным имуществом ... передало муниципальному образованию Верхотурский уезд полигон для размещения твердых бытовых отходов, объемом 109953 куб.м. и жидких бытовых отходов, объемом 20000 куб.м., расположенный в ...
Поскольку доказательств функционирования на территории городского округа Верхотурский полигона истцом не представлено, а также не представлено данных о характеристиках земельного участка, позволяющего идентифицировать его в качестве индивидуально определенной вещи, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска прокурора.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
Согласно ч. 6 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" определен порядок ведения государственного кадастра отходов, который предусматривает порядок ведение Росприроднадзором, в том числе государственного реестра объектов размещения отходов с 01.08.2014.
Согласно п. 16 Приказа Минприроды России от 30.0.9.2011 N 792 государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Виды объектов размещения отходов указаны в Таблице 1 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49. К таковым объектам размещения отходов относится, в частичности, полигон захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 7 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Вместе с тем, в суде апелляционной инстанции ответчиком не оспаривалось, что полигон объемом 109953 куб.м. в ... в настоящее время эксплуатируется, однако это прямо запрещено в силу ч. 7 ст. 12 Федеральный закон от ( / / ) N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ( / / ) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судебная коллегия полагает, что отсутствие на принятый в муниципальную собственность полигон какой-либо документации, подтверждающей присвоение данному объекту адреса, а также его постановку на кадастровый учет, не свидетельствует о том, что полигон не имеет индивидуально определенных признаков.
Напротив, в Приложении к Постановлению ... от ( / / ) N-ПП "О безвозмездной передаче объекта государственной собственности ... , относящегося к государственной казне ... , в муниципальную собственность Муниципального образования Верхотурский уезд" определен вид объекта - полигон, его назначение - для размещения твердых бытовых отходов, его местоположение - ... , объем - 109953 куб.м.
Невнесение полигона как объекта размещения твердых коммунальных отходов, в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с предъявляемыми законом требованиями в сфере обеспечения охраны окружающей среды от негативного воздействия на нее хозяйственной деятельности, влечет неконтролируемое причинение ущерба окружающей среде и нарушает права неопределенного круга лиц в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права (ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхотурский.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 26.09.2016 отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхотурский о понуждении к включению в государственный реестр объекта размещения отходов, удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского округа Верхотурский обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за счет средств муниципального бюджета городского округа Верхотурский выполнить действия по внесению находящегося в муниципальной собственности городского округа Верхотурский полигона для размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов, объемом 109 953 куб.м., расположенного в ... , в государственный реестр объектов размещения отходов.
Председательствующий: Д.Е. Ковелин
Судьи: И.А. Волошкова
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.