Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Фахретдиновой Р.Ф.,
Якуповой Н.Н.,
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Исламовой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2016 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Салават в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N N ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Салават о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушение требований законодательства по профилактике терроризма - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по установке систем видеонаблюдения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан и Администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан принять меры по оборудованию в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан, по адресу адрес, систему видеонаблюдения в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Салават обратился с иском к МБОУ "СОШ N ... " городского округа г. Салават Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушение требований законодательства по профилактике терроризма.
В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Салават проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности учреждения, расположенного по адресу адрес, которой установлено, что мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, в полно мере не осуществляются: в здании учреждения отсутствует система технического контроля за обстановкой видеонаблюдение.
Прокурор просил признать бездействие учреждения и Администрации городского округа г. Салават незаконным, обязать учреждение и Администрацию городского округа г. Салават оборудовать в здании, расположенном по адресу адрес, систему видеонаблюдения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа г. Салават Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения. В обоснование требований указано, что МБОУ СОШ N ... приняты достаточные меры для пожарной и антитеррористической безопасности учащихся, приказ Рособрнадзора возлагает обязанность установки таких систем видеонаблюдения на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не на муниципальные образования.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Администрации городского округа г.Салават поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела без их участия.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора С.А.Р., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с собранными по данному делу и надлежащим образом оцененными судом доказательствами и требованиями закона.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании пункта 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В приложении "В" к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территории, что предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по оборудованию системой видеонаблюдения возлагается, как на муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N ... ", так и на Администрацию городского округа г. Салават, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающий его финансирование, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N ... " установлено, что в данном образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, что подтверждается справкой от 17 февраля 2016 г.
В соответствии с Уставом учреждение является некоммерческой организацией, находящейся в ведении городского округа г. Салават. Функции учредителя учреждения выполняет глава администрации городского округа г. Салават.
Согласно п. 1.8 Устава учреждения функции и полномочия учредителя образовательной организации от имени городского округа г. Салават Республики Башкортостан осуществляет Управление образования Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан.
Из системного толкования положений п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к правомерному выводу об обязании муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан и Администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан принять меры по оборудованию в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N ... " городского округа город Салават Республики Башкортостан, по адресу адрес, систему видеонаблюдения.
Обстоятельств, освобождающих ответчика администрацию городского округа г.Салават Республики Башкортостан от исполнения возложенных законом обязанностей, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст.с. 12, 56, 67 ГПК Российской Федерации. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Сафин Ф.Ф.
Судьи: Фахретдинова Р.Ф.
Якупова Н.Н.
Справка: судья Серов Я.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.