Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н.,
судей: Мирончика И.С., Жуля А.В.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. гражданское дело по исковому заявлению администрации Емельяновского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе представителя УФССП России по Красноярскому краю Рычковой О.А.,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 09 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования администрации Емельяновского района Красноярского края удовлетворить.
Освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю о взыскании исполнительского сбора от 01.03.2016 года по исполнительному производству от 23.03.2015 года N N-ИП".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд к УФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя тем, что 01.03.2016 года судебным приставом-исполнителем Волковой Е.Ю. вынесено постановление о взыскании с истца, как с должника, исполнительского сбора в сумме 50000 рублей в рамках исполнительного производства от 23.03.2015 г. N N-ИП, предметом исполнения которого являлось наложение на администрацию района обязанности предоставить взыскателю Макаровой Т.И. специализированное жилое помещение по договору найма. Однако решение суда не могло быть объективно исполнено должником в срок, установленный для добровольного исполнения, вины в этом администрации Емельяновского района не имеется. Должник в рамках своих полномочий предпринял все возможные действия, направленные на своевременное исполнение решения суда о предоставлении Макаровой Т.И. по договору найма специализированного жилого помещения, но по независящим от него причинам решение суда не было исполнено в установленный срок. Учитывая изложенное, просили освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора по постановлению от 01.03.2016 года в рамках исполнительного производства от 18.05.2015 года N N-ИП.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель УФССП России по Красноярскому краю Рычкова О.А. просит решение отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что объективных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, исключающих вину должника в неисполнении решения суда, должником не представлено, в связи с чем, не имеется законных оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив приведенные доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Федерального закона).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. N 9-4225 "О наделении органов место самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией Емельяновского района.
Однако, в соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Красноярского края на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.02.2015 года на администрацию Емельяновского района возложена обязанность предоставить Макаровой Т.И. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта Емельяновского района, общей площадью не менее 33 кв.м.
23.03.2015 года на основании исполнительного листа серии ФС N N ОСП по Емельяновскому району возбуждено исполнительное производство N N-ИП в отношении должника администрации Емельяновского района об обязании предоставить Макаровой Т.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта Емельяновского района, общей площадью не менее 33 квадратных метра.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику устанавливается срок (5 дней) для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должнику разъяснено, что в случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
07.07.2015 года должнику администрации Емельяновского района судебным приставом-исполнителем ОСП по Емельяновскому району Казаковой Т.А. вручено требование об исполнении решения суда в 7-дневный срок также должник в лице руководителя предупрежден об административной ответственности за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Постановлением от 04.12.2015 года судебный пристав-исполнитель МОСП ИОИП по Красноярскому краю Волкова Е.Ю. приняла к исполнению исполнительное производство N N-ИП в отношении должника администрации Емельяновского района Красноярского края, исполнительному производству присвоен новый регистрационный номер N N-ИП.
12.03.2015 года Министерство образования и науки Красноярского края и администрация муниципального образования Емельяновский район заключили Соглашение N 24 о взаимодействии Министерства образования и науки Красноярского края и администрации МО Емельяновский район Красноярского края по реализации в 2015 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно приложению к Соглашению N 24 от 12.03.2015 года в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году включена Макарова Т.И.
Так, 13.05.2015 года за исх. N589 руководителем Управления образованием администрации Емельяновского района было направлено письмо в Министерство образования Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных субвенций на приобретение жилого помещения для Макаровой Т.И. в рамках исполнения решения Емельяновского районного суда.
Ответом Министерства образования Красноярского края от 03.06.2015 года сообщено о том, что Министерством направлено письмо в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений судов муниципального образования Емельяновским районом по приобретению жилых помещений для определенной категории граждан, в связи с чем, о выделении средств Министерство проинформирует дополнительно. Кроме того, данным письмом рекомендовано обратиться в судебные органы с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебных решений.
16.05.2015 года был запущен открытый аукцион в электронной форме на приобретение жилых помещений в собственность муниципального образования Емельяновский район для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
09.08.2015 года исх. 1965 судебному приставу-исполнителю направлена информация о том, что 12.03.2015 года заключено Соглашение "О взаимодействии министерства образования и науки Красноярского края и администрации муниципального образования Емельяновский район Красноярского края по реализации Закона Красноярского края от 24.12.2009 N9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальный районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей". В приложении к дополнительному соглашению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, была включена Макарова Т.И.
22.01.2016 года администрация Емельяновского района Красноярского края обращалась в Емельяновский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 12.02.2015 года о предоставлении Макаровой Т.И. по договору найма специализированного жилого помещения.
Соглашением N 24 от 29.02.2016 года о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Емельяновский район по реализации в 2016 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. N9-4225 предусмотрено предоставление субвенции на приобретение жилых помещений детям-сиротам, в том числе Макаровой Т.И.
01.03.2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Волковой Е.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме "данные изъяты" рублей с администрации Емельяновского района Красноярского края по исполнительному производству от 23.03.2015 г. N N-ИП, предметом исполнения которого является возложение обязанности на администрацию Емельяновского района предоставить Макаровой Т.И. благоустроенное жилое помещение по договору найма.
23.03.2016 года судебному приставу-исполнителю было сообщено о том, что по результатам электронных аукционов на приобретение жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения заключено 20 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений детям-сиротам детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения в 2015 года.
По результатам обследования жилых помещений NN 1,3,4,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 выявлены несоответствия этих жилых помещений условиям муниципальных контрактов, в связи, с чем было принято решение о расторжении муниципальных контрактов с исполнителем в одностороннем порядке. Таким образом, в 2015 году в муниципальной собственности Емельяновского района отсутствовали жилые помещения, пригодные для предоставления Макаровой Т.И. в соответствии с требованиями решения суда.
В настоящее время Макарова Т.И. включена в список граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году в соответствии с Соглашением N 24 от 29.02.2016 года.
Аукционы по приобретению жилых помещений, в том числе для предоставления Макаровой Т.И., будут проводиться администрацией Емельяновского района в 2016 году.
Таким образом, приобрести жилое помещение для Макаровой Т.И. не представлялось возможным в срок, указанный в требовании судебного пристава-исполнителя.
На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 01.03.2016 года, жилое помещение взыскателю Макаровой Т.И. предоставлено не было.
Удовлетворяя исковые требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Емельяновского района Красноярского края приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, решение Емельяновского районного Красноярского края от 12.02.2015 года не было исполнено в срок в силу объективных причин, в связи с чем, признал возможным освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора.
При этом суд исходил из того, что в муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие требованиям, указанным в решении Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.02.2015 года, а администрацией Емельяновского района направлялись письма в Министерство образования и науки Красноярского края о необходимости принятия мер по выделению из бюджета денежных средств для приобретения взыскателю жилого помещения, а также были заключены соглашения о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Емельяновского района Красноярского края по реализации Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. N 9-4225, Макарова Т.И. была включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было организовано проведение открытого аукциона на приобретение жилого помещения. Кроме того, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования поступающего из бюджета края, путем предоставления субвенций из краевого бюджета.
Представленные в материалы дела доказательства оценены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, достоверно подтверждают отсутствие у должника возможности своевременно исполнить требования исполнительного документа по не зависящим от него причинам.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности администрации Емельяновского района Красноярского края за нарушение обязательства, в связи с чем, должник подлежал освобождению от взыскания исполнительского сбора.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит. Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 09 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФССП России по Красноярскому краю Рычковой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.