Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17.08.2016 года по делу N 12-16/2016, которым жалоба Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" оставлена без удовлетворения, постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району Коврыженко В.В. 61 АА N 097752 от 16.06.2016 года оставлено без изменений,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району Коврыженко В.В. 61 АА N 097752 от 16.06.2016 года Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Учреждения обжаловал его в суд.
По результатам рассмотрения жалобы решением судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17.08.2016 года по делу N 12-16/2016 в удовлетворении жалобы Учреждения отказано, постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району Коврыженко В.В. 61 АА N 097752 от 16.06.2016 года оставлено без изменений.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось с жалобой, в котором просит решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17.08.2016 года по делу N 12-16/2016 отменить, производство по делу прекратить.
Учреждение явку своего представителя в судебное заседание, которое состоялось 05.12.2016 года, не обеспечило, о времени, месте и дне его проведения извещено надлежащим образом.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району в судебном заседании, которое состоялось 05.12.2016 года, возражал против удовлетворения жалобы, указав, что решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17.08.2016 года по делу N 12-16/2016 является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере трехсот тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Ст.4 Закона N 196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Как следует из ст. 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
На основании ч. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 Закона N 196-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояние автомобильного дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подп. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу п. п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закон N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности.
П.1 ст. 17 Закон N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Как следует из материалов дела и установлено государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району Коврыженко В.В. при рассмотрении дела об административном правонарушении, Учреждение в период времени с 12.04.2016 года по 19.05.2016 года, являясь юридическим лицом, не выполнило соблюдение требований стандартов, норм и правил при содержании дорог, дорожных сооружений о безопасном для движения состоянии в Красногвардейском районе (не разработало и не утвердило проект организации дорожного движения, не оборудовало подъездные пути к железнодорожным переездам, остановки общественного транспорта и пешеходные переходы - дорожными знаками 1.1, 1.2, 1.4.4, 1.22, 5.19.1, 5.19.2, 5.16, не нанесло и не обновило дорожную разметку 1.1, 1.5, 1.6, 1.7, 1.14.1, не произвело ремонт и установку стационарного электрического освещения) чем нарушило требования Приказа Министерства транспорта России N 402 от 16.11.2012 года, ст.11 Федерального закона от 08.11.2007 года N 23-ФЗ, Приказа Министерства транспорта России от 31.07.2015 года N 237, ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы.
Постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району Коврыженко В.В. 61 АА N 097752 от 16.06.2016 года Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках рассмотрения жалобы Учреждения на указанное постановление судья Красногвардейского районного суда Республики Крым при рассмотрении дела N 12-16/2016 с выводами государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району Коврыженко В.В. о виновности Учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, согласился.
Между тем, становится очевидным, что такие выводы являются преждевременными.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 указанной нормы судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно, в частности, содержать установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения, а также мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются и к решениям по жалобам на постановления об административных правонарушениях.
Однако указанные требования судом не выполнены.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ х или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений приведенных выше норм Законов N 196-ФЗ и N257-ФЗ, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, которые осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приведенные выше нормы не содержат указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12. 2014 г. N 1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" путем преобразования Государственного учреждения "Служба автомобильных дорог Республики Крым".
Как указал представитель Учреждения, согласно Уставу Учреждения, утвержденному Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа N 57, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;
- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;
- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;
- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.
Предметом деятельности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым (п. 2.2 Устава).
Материалы дела свидетельствуют о том, что во исполнение возложенных на ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения, 31.12.2015 года с ГУП Республики Крым "Крымавтодор" заключен Государственный контракт N22/15 БК по выполнению работ по содержанию автодорог общего пользования Республики Крым.
Согласно п. 1.1 Государственного контракта от 31.12.2015 года N22/15 БК ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" поручает, а ГУП Республики Крым "Крымавтодор" принимает на себя обязанность выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым в соответчики с требованиями указанного контракта, включая работы по обеспечению проезда автомобильных транспортных средств, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса, а ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, выполненные с надлежащим качеством.
П. 1.3, 1.4 Государственного контракта от 31.12.2015 года N22/15 БК установлено, что работы по содержанию дорог осуществляются ГУП Республики Крым "Крымавтодор" путем выполнения комплекса работ в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 года N 402, Техническим заданием, Регламентом на содержание автомобильных дорог, ежемесячными заданиями. ГУП Республики Крым "Крымавтодор" обязуется выполнить весь комплекс работ по настоящему Контракту, в строгом соответствии с условиями Контракта. Качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям ГОСТов, территориальным строительным нормам, и требованиям ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в соответствии с настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 2.5 Государственного контракта от 31.12.2015 года N22/15 БК ГУП Республики Крым "Крымавтодор" несет перед ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение привлеченным субподрядчиком работ и/или услуг, в том числе за нарушение качества и сроков выполняемых работ и/или услуг, за негативные последствия неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Согласно п. 7.1.3, 7.1.5, 7.1.12 Государственного контракта от 31.12.2015 года N22/15 БК для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" принимает на себя обязательства по осуществлению контроля исполнения Контракта ГУП Республики Крым "Крымавтодор" и оплату работ последнего, своевременно информировать ГУП Республики Крым "Крымавтодор" о планируемых изменениях режима эксплуатации участка автомобильной дороги, нормативной документации, о поступающих от пользователей дорог замечаниях, претензиях, жалобах, исках, возникновению которых послужила деятельность ГУП Республики Крым "Крымавтодор", организовывать ежемесячный осмотр автодорог, выполнение работ по содержанию которых передано ГУП Республики Крым "Крымавтодор", путем направления уведомления последнему с указанием дат проведения обследований, участка дорог, подлежащих осмотру.
В соответствии с п. 7.2.3 Государственного контракта от 31.12.2015 года N22/15 БК для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" имеет право, в том числе, выдавать письменные предписания ГУП Республики Крым "Крымавтодор" на устранение выявленных фактов ненадлежащего содержания автомобильных дорог, а также предписания о приостановке или прекращении работ.
П. 10.4 Государственного контракта от 31.12.2015 года N22/15 БК установлено, что в случае обнаружения уполномоченным представителем ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" дефектов содержания, последний выдает в адрес ГУП Республики Крым "Крымавтодор" предписание об устранении выявленных дефектов содержания.
В судебном заседании, которое состоялось 18.11.2016 года, представитель Учреждения пояснил, что все выявленные в период времени с 12.04.2016 года по 19.05.2016 года нарушения требований Приказа Министерства транспорта России N 402 от 16.11.2012 года, ст.11 Федерального закона от 08.11.2007 года N 23-ФЗ, Приказа Министерства транспорта России от 31.07.2015 года N 237, ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" были сразу же устранены ГУП Республики Крым "Крымавтодор".
Факт устранения нарушений, выявленных контролирующим органом, подтверждается претензией ГУП Республики Крым "Крымавтодор" исх. N 13/2359 от 28.10.2016 года об оплате задолженности по Государственному контракту от 31.12.2015 года N22/15 БК, в сумму которой вошла оплата, в том числе, по оборудованию железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта, установке дорожных знаков, ремонту и установке стационарных объектов освещения.
Указанные выше обстоятельства не получили должной оценки судьей Красногвардейского районного суда Республики Крым при рассмотрении дела N 12-16/2016.
Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым при рассмотрении дела N 12-16/2016 также не принял во внимание тот факт, что согласно положениям Приказа Министерства транспорта России N43 от 17.03.2015 года "Об утверждении правил подготовки и схем организации дорожного движения (зарегистрирован в Минюсте России 17.06.2015 года N37685) должна быть оформлена схема организации дорожного движения, в том числе, и на автодороге Красногвардейское - Нижнегорский, с определением разметки, мест установки дорожных знаков, ограждений и т.п.
В силу изложенного становится очевидным, что судья Красногвардейского районного суда Республики Крым, вынося 17.08.2016 года решение по делу N 12-16/2016, не исследовал в порядке, предусмотренном ст. 26.1 КоАП РФ, все обстоятельства дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно исследовать его, привело к существенному нарушению требований КоАП РФ, вследствие чего его нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а жалоба направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и принять по жалобе обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ, проверив доводы поданной жалобы в полном объеме с обязательным изучением всех доказательств, изложением обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, мотивов принятого решения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 17.08.2016 года по делу N 12-16/2016 отменить, материалы дела по жалобе Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" на постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району Коврыженко В.В. 61 АА N 097752 от 16.06.2016 года направить в Красногвардейский районный суд Республики Крым на новое рассмотрение.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.