Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Архипова Е.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области на решение городского суда г.Лесного Свердловской области от 29.09.2016.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., судебная коллегия
установила:
Архипов Е.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области (далее - пенсионный орган), в котором просил:
признать решение от ( / / ) N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным;
возложить обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления педагогической деятельности:
в льготном исчислении (один день военной службы за два дня работы) с ( / / ) по ( / / ) службы по призыву в Вороженных Силах СССР;
в календарном исчислении службы по контракту в Вороженных Силах Российской Федерации с ( / / ) по ( / / );
нахождения в учебных отпусках с ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / );
с ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы ... , ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы N отдела образования администрации МО " ... " ... ;
назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ( / / );
взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере ... руб., государственной пошлины в размере ... руб.
В обоснование иска указал, что осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Полагая, что у него возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, Архипов Е.В. ( / / ) обратился к ответчику с соответствующим заявлением. Решением пенсионного органа от ( / / ) N Архипову Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку им не выработан необходимый стаж. Общая продолжительность педагогической деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ составила 21 год 09 месяцев 16 дней. Считал решение пенсионного органа неправомерным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления истцом педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В силу того, что истец обратился в пенсионный орган с соответствующим заявлением до возникновения у него права на досрочную страховую пенсию по старости, то оснований для удовлетворения требований Архипова Е.В. не имеется.
Решением городского суда г.Лесного Свердловской области от 29.09.2016 иск Архипова Е.В. удовлетворен частично.
Судом постановлено:включить Архипову Е.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей в календарном исчислении службы по контракту в Вороженных Силах Российской Федерации с ( / / ) по ( / / ); нахождения в учебных отпусках с ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ); с ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы ... , ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы N отдела образования администрации МО " ... " ... ; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области назначить Архипову Е.В. досрочную страховую пенсию по старости с ( / / ); в удовлетворении иска в остальной части отказать; взыскать с пенсионного органа в пользу Архипова Е.В. расходы по оплате услуг представителя в размере ... руб., государственной пошлины в размере ... руб.
Не согласившись с решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Архипову Е.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от истца поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Истец, представители ответчика, третьего лица МКУ "Управление образования администрации городского округа "г.Лесной" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления истцу СМС от ( / / ), третьему лицу судебного извещения ( N от ( / / )). От представителя ответчика, участвовавшего в судебном заседании от ( / / ), отобрана подписка. Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч.3; ст. 39, ч. 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч.1 ст.1, ч.1 ст.7, п.п. 19 п. 1, п.2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "м" ст.1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области от ( / / ) N Архипову Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку им не выработан необходимый стаж.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный орган не включил периоды осуществления Архиповым Е.В. деятельности в льготном исчислении (один день военной службы за два дня работы) с ( / / ) по ( / / ) службы по призыву в Вороженных Силах СССР; в календарном исчислении службы по контракту в Вороженных Силах Российской Федерации с ( / / ) по ( / / ); нахождения в учебных отпусках с ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ); с ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы ... , ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы N отдела образования администрации МО " ... " ...
Общая продолжительность педагогической деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ составила 21 год 09 месяцев 16 дней.
Отказывая в удовлетворении требования истца о включении периода прохождения им военной службы по призыву в Вороженных Силах СССР с ( / / ) по ( / / ) в льготном исчислении (один день военной службы за два дня работы), суд первой инстанции правильно руководствовался требованиями нормативных актов, действовавших в период спорных правоотношений, исключающих такую возможность.
В силу абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В соответствии с действующим законодательством понятие стаж работы по специальности применяется в различных целях: для определения права на занятие определенной должности, для исчисления надбавки за выслугу лет, для присвоения квалификационных классов, категорий и т.д.
При установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следует учитывать специальные нормы, регулирующие вопросы включения в стаж периодов работы и иных периодов для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в частности указанные выше нормативные акты.
Время нахождения истца на военной службе по призыву включено в стаж исходя из принципа правовой определенности на основании утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.1959 N1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п. "г" п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанным нормативным актом исчисление периода военной службы по призыву при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в льготном порядке, предусмотрено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно включил в стаж период военной службы по призыву в календарном порядке.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Аналогичные положения содержались в ст. 198 Кодекса законов о труде Российской Федерации, п.8 ст. 50 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании".
Судом установлено, что Архипов Е.В. с ( / / ) год обучался по заочной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию Пермском государственном педагогическом. На момент обучения в высшем учебном заведении, а также после его окончания истец осуществляла педагогическую деятельность, при обучении в оспариваемые периоды за ним сохранялась средняя заработная плата по месту работы.
С учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела суд правомерно включил в специальный стаж Архипова Е.В. периоды нахождения в учебных отпусках. При этом суд исходил из того, что указанные периоды являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы.
Судебное постановление в указанной выше части никем из сторон не обжалуется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Архипова Е.В. о включении в специальный стаж периодов работы с ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы ... , ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы N, являющихся структурными подразделениями ... и отдела образования администрации МО " ... " ... , суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие у образовательных учреждений, в которых работал истец, статуса юридического лица, не может лишать его права на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон от 10.07.1992 N 3266-1), вступившего в силу с 31.07.1992, все образовательные учреждения являются юридическими лицами.
Ранее действовавшее законодательство, в частности ст. 80 Закона Российской Федерации от 20.11.1992 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N463, не содержало требований о том, что педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
Работая в указанных выше образовательных учреждениях, Архипов Е.В. имел все основания предполагать, что время работы в них будет зачтено в стаж, дающий право на досрочную пенсию в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
С учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судебная коллегия принимает во внимание, что при решении вопроса о назначении досрочной пенсии по старости юридическое значение имеет характер выполняемой работы и обязанностей, а также выполнение педагогической работы в образовательном учреждении для детей.
Отказ в реализации гражданином конституционного права на пенсию по одним лишь формальным основаниям недопустим, поскольку указанное толкование нормативных положений ведет к умалению установленного Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, не отвечает условиям пенсионного обеспечения, установленных федеральным законом.
Разрешая настоящий спор, суд правильно исходил из того, что для досрочного назначения пенсии имеет значение вид деятельности учреждения, а не наличие государственной регистрации в качестве юридического лица у организации или учреждения, с которым работник состоял в трудовых отношениях, поскольку данные обстоятельства не зависят от воли конкретного работника.
Сам по себе факт наличия у образовательных учреждений, в которых работал истец, статуса структурных подразделений, а не юридических лиц не изменяет характера деятельности учреждений и не опровергает факт того, что Архипов Е.В. осуществлял педагогическую деятельность в школах, т.е. в учреждениях, которые предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N463
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы пенсионного органа об обратном, не могут быть приняты во внимание, поскольку пенсионное законодательство не ставит вопрос о назначении пенсии в зависимость от наличия у образовательного учреждения статуса юридического лица.
Закон от 10.07.1992 N 3266-1, на который ссылается ответчик, не регулирует оснований и порядка назначения пенсий педагогическим работникам. Отсутствие у образовательных учреждений статуса юридического лица не лишает истца права на пенсию, поскольку действующее пенсионное законодательство связывает право на досрочную пенсию с работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а не с наличием или отсутствием у учреждения для детей статуса юридического лица.
Включая периоды работы истца с ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы ... , ( / / ) по ( / / ) в должности ... средней школы N отдела образования администрации МО " ... " ... , суд исходил из того, что характер деятельности учреждений и условия труда Архипова Е.В. соответствовали условиям труда в образовательных учреждениях, которые предоставляют право на досрочное назначение пенсии по старости.
По смыслу положений ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации наименование учреждения места работы как таковое не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения страховых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Вместе с тем, с выводами суда о возможности включения в специальный стаж истца периода его службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с ( / / ) по ( / / ) судебная коллегия согласиться не может.
Удовлетворяя иск в указанной части, суд пришел к выводу о том, что поскольку период службы Архипова Е.В. в Вооруженных Силах относится к периодам деятельности до 01.01.2002 - до установления нового правового регулирования досрочного назначения трудовых пенсий педагогическим работникам, то действовавший во время его службы п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N4338-1 "О статусе военнослужащих", в силу которого время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, может быть применен, а сам период службы подлежит включению в специальный стаж.
Данный вывод суда является ошибочным в силу нижеследующего.
Абз.1 п.3 ст. 10 действующего в настоящее время Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" также как и п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" предусматривает, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Период прохождения службы в армии засчитывается в специальный стаж для определения права на назначение досрочных трудовых пенсий по старости в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N1397, утвердившим Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, при условии, что данный период имел место до 01.10.1993 (дата отмены данного Постановления).
Указанный нормативный акт Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" признан не подлежащим применению на территории Российской Федерации.
Действовавшим наряду с ним постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N463, утвердившим Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (применялся при назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности до 01.11.1999), не предусматривалась возможность включения в специальный стаж периодов военной службы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в специальный стаж периодов военной службы.
Положениями действовавшего пенсионного законодательства, в частности ст. ст. 12, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено включение службы в страховой стаж, а также в общий трудовой стаж, имевший место до 01.01.2002 в целях оценки (конвертации) пенсионных прав, (при определении расчетного размера пенсии по второму варианту - п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации).
Однако общего правила о включении в специальный трудовой стаж для назначения трудовых пенсий периода службы в Вооруженных Силах положениями действующего пенсионного законодательства, определяющего порядок и условия назначения страховых пенсий, не предусмотрено.
С учетом вышеизложенного, период военной службы истца по контракту, имевший место после ( / / ), а именно с ( / / ) по ( / / ) засчитан судом в его специальный стаж ошибочно.
В связи с отсутствием необходимого стажа, оснований для назначения Архипову Е.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
При таких обстоятельствах судебное постановление в части включения Архипову Е.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода службы по контракту в Вороженных Силах Российской Федерации с ( / / ) по ( / / ), возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию, подлежит отмене, с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении названных требований.
В остальной части решение городского суда г.Лесного Свердловской области от 29.09.2016 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы пенсионный орган в нарушение требований п.3, 9 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации не в полном объеме уплатил государственную пошлину ( ... руб. вместо ... руб.).
В соответствии с п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" неуплата стороной государственной пошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст. 323 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае вопрос о взыскании государственной пошлины в установленном законом размере может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о чем указывается в апелляционном определении.
При таких обстоятельствах с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение городского суда г.Лесного Свердловской области от 29.09.2016 в части включения Архипову Е.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода службы по контракту в Вороженных Силах Российской Федерации с ( / / ) по ( / / ), назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении названных требований.
В остальной части решение городского суда г.Лесного Свердловской области от 29.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области - без удовлетворения.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... руб.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.