Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Лимоновой Л.Ф.,
судей
Деменевой Л.С.,
Ильиной О.В.
при секретаре Гукасян Е.В. рассмотрела в помещении Свердловского областного суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску Умбетова Д. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании его нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях
по апелляционной жалобе ответчика на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 29.08.2016.
Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., объяснения представителей сторон, судебная коллегия
установила:
Умбетова Д. А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Центррегионжилье"), просил признать его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства после увольнения с военной службы - ( / / ); обязать ответчика поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 29.08.2016 исковые требования удовлетворены частично. На ФГКУ "Центррегионжилье" возложена обязанность принять Умбетова Д. А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В удовлетворении остальной части иска отказано.
С таким решением не согласился ответчик, его представителем Ахметзяновой Р.Р., действующей на основании доверенности от ( / / ), подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда в части удовлетворения иска отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Истцом доказательств обращения в установленном порядке с рапортом и документами по вопросу признания нуждающимся в получении жилого помещения при увольнении не представлено, как и не представлено доказательств рассмотрения таких документов жилищной комиссией, отсутствуют доказательства постановки на учет нуждающихся до увольнения истца с военной службы. Представленная истцом копия выписки из протокола заседания гарнизонной жилищной комиссии от 23.06.2009 лишь свидетельствует о превышении полномочий жилищной комиссией, так как на момент принятия указанного решения истец военнослужащим не являлся.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Ахметзянова Р.Р. доводы и требования апелляционной жалобы поддержала.
Истец в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, с участием представителя Закутнева А.С. Представитель истца Закутнев А.С., действующий на основании доверенности от ( / / ), возражал относительно доводов апелляционной жалобы, пояснил, что перед увольнением истец был принят на учет нуждающихся на отселение из закрытого военного городка и в целях получения жилого помещения по избранному месту жительства, то есть состоял в двух очередях. Рапорт о признании истца нуждающимся в жилых помещениях подавался в 2007 г. Истец до 2007 г. был зарегистрирован в г.Чебаркуль, в каком жилом помещении представитель не смог сказать, фактически проживал на территории военного городка.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков личного состава войсковой части ( / / ) с 28.02.2008. Продолжительность военной службы на момент увольнения в календарном исчислении составила 14 лет.
Истец проживает в служебном жилом помещении по адресу: ( / / ) на основании договора найма служебного жилого помещения от 18.06.2010 ( / / ), заключенного с ФГКЭУ " ( / / )". В договоре указано, что он заключен на основании решения о предоставлении жилого помещения от 19.01.2007 ( / / ). Указано, что жилое помещение предоставляется в связи с увольнением в запас, договор заключается до отселения из закрытого военного городка. Служебное жилое помещение предоставлено на состав семьи из 2 человек, включая истца и его супругу ( / / )
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 ( / / ) статус закрытого военного городка ( / / ) был снят.
Истец зарегистрирован в указанном жилом помещении по месту жительства с 02.10.2007, его супруга - с 22.06.2010. Сведений о регистрации истца по месту жительства до 02.10.2007 не представлено. Истцом представлены документы, подтверждающие, что истец право на приватизацию в ( / / ) не использовал, жилыми помещениями, принадлежащими ему на праве собственности, на территории ( / / ) не владеет. В отношении супруги истца - ( / / ) представлена справка ( / / ), согласно которой ( / / ) ( / / ) прибыла из Республики ( / / ).
Согласно копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии Чебаркульского гарнизона от 23.06.2009 ( / / ) истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья в избранном месте жительства - ( / / ).
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что решение о признании истца нуждающимся в установленном законом порядке не оспорено, суд первой инстанции пришел к выводу, что данное решение подтверждает факт признания истца нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства и постановки его на соответствующий учет. А учитывая, что доказательств, подтверждающих принятие в установленном законом порядке уполномоченным органом решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, не представлено, фактически истец заявляет требование о восстановлении его на учете нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца в данной части является обоснованным, поскольку нарушенное право истца подлежит защите путем восстановления его на учете нуждающихся в жилых помещениях, а именно - путем возложения на ответчика обязанности принять истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции действовавшей на момент увольнения истца с военной службы, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 15 указанного закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 (далее по тексту - Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями), в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы, в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, проходящие военную службу по контракту:
имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади;
имеющие иные основания для признания их таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В соответствии с пунктом 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (пункт 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями).
Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 06.09.1998 N 1054, также предусмотрено право военнослужащих встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений в установленном порядке.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлено, что военнослужащий до дня его увольнения с военной службы должен обратиться с рапортом в целях принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, представить документы, подтверждающие его нуждаемость в жилых помещениях, а жилищная комиссия должна принять на основании представленных документов соответствующее решение.
Истцом в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих, что до дня увольнения с военной службы он в установленном законом порядке уполномоченным органом (жилищной комиссией) был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, либо обращался с рапортом о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Представленная истцом копия выписки из протокола заседания гарнизонной жилищной комиссии от 23.06.2009 N 11 не подтверждает факт признания истца в указанном порядке, то есть до дня его увольнения с военной службы, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, так как решение жилищной комиссией было принято уже после увольнения истца с военной службы, что противоречит требованиям указанных выше нормативных актов.
Из текста указанной выписки также не следует, что истец ранее признавался нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, то есть до дня его увольнения с военной службы, либо подавал рапорт о признании его нуждающимся в жилых помещениях до дня увольнения с военной службы.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что истец в установленном законом порядке до дня увольнения с военной службы был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не представлено.
Согласно ответу ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" от 14.12.2016 на судебный запрос суда апелляционной инстанции, в пенсионном (личном) деле Умбетова Д. А. документы, подтверждающие сведения о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, рапорт на увольнение с военной службы, лист беседы отсутствуют.
В выписке из приказа от 28.02.2008 N 40 об увольнении истца с военной службы также отсутствуют какие-либо указания на нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях либо указания на просьбы истца обеспечить его жилым помещением на условиях договора социального найма.
Решение о предоставлении жилого помещения от 19.01.2007 N 10, упомянутое в договоре найма служебного жилого помещения от 18.06.2010 N 210, в материалах дела отсутствует. Кроме того, учитывая, что на основании данного решения был заключен договор найма служебного жилого помещения, то можно сделать вывод о том, что было принято решение о предоставлении истцу для проживания служебного жилого помещения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец в установленном законом порядке нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, до дня его увольнения с военной службы не признавался, соответственно, истец не приобрел право на предоставление ему ответчиком жилого помещения на условиях договора социального найма. Представленная истцом копия выписки из протокола заседания гарнизонной жилищной комиссии от 23.06.2009 N 11 такое право истца не подтверждает, так как решение жилищной комиссии было принято с нарушением положений указанных выше нормативных актов, в тот период, когда истец уже не являлся военнослужащим, следовательно, право на нахождение на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, такое решение жилищной комиссии не порождает.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в иске (пункт 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Не подлежит удовлетворению и требование истца о признании его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства - ( / / ), так как истцом доказательств, подтверждающих факт его обращения до дня увольнения с военной службы в уполномоченный орган с рапортом о признании нуждающимся в жилых помещениях, представления всех необходимых документов, не представлено.
Более того, в представленной истцом копии выписки из протокола заседания гарнизонной жилищной комиссии от 23.06.2009 N 11 в качестве избранного места жительства истца указан ( / / ), а не ( / / ).
Следует также отметить, что истцом доказательств, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на момент увольнения с военной службы не представлено, необходимость представления таких документов истцу была разъяснена в определении о подготовке дела к судебному разбирательству (истцом не представлены документы о месте его жительства до дня регистрации в служебном жилом помещении, основания пользования ранее занимаемым жилым помещением, не представлены документы об отсутствии у него жилых помещений в других регионах Российской Федерации, а не только в ( / / )).
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 29.08.2016 отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Умбетова Д. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Председательствующий Л. Ф. Лимонова
Судьи Л. С. Деменева
О. В. Ильина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.