Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Кудина О.П. к государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Кудина О.П. на решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 16.09.2016.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Кудина О.П., представителя ответчика Разумова Д.А., действующего на основании доверенности N от ( / / ), судебная коллегия
установила:
Кудин О.П. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования) о компенсации морального вреда в размере ... руб. ... коп.
В обоснование иска указал, что с ( / / ) является инвалидом третьей группы, которая с ( / / ) установлена ему бессрочно. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от ( / / ) Кудин О.П. нуждается в технических средствах реабилитации, а именно корсете пояснично - крестцовом полужестком, катетере для самокатетеризации, подгузниках, трости с УПС, а также в санаторно-курортном лечении. Несвоевременное и не в полном объеме предоставление фондом социального страхования истцу технических средств реабилитации и услуг, в том числе не исполнение требований п.2 ч.1, ч.3 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусматривающих возможность получения инвалидом социальных услуг в виде путевки на санаторно-курортное лечение продолжительностью от 24 дней, бесплатного проезда к месту лечения и обратно, нарушило личные неимущественные права Кудина О.П.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал на отсутствие правовых оснований для компенсации истцу морального вреда.
Решением Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 16.09.2016 иск Кудина О.П. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Кудина О.П. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явились истец, подержавший доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика, указавший на законность и обоснованность решения суда.
Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного истцом требования.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч.1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ).
Согласно ч.14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101, последний является финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим функции контроля по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Помимо этого на фонд социального страхования возложены функции финансового обеспечения расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, которыми предусмотрено, что инвалид, обратившийся с заявлением в территориальный орган фонда социального страхования, реализует свое право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета двумя способами: либо путем получения средства реабилитации на основании направления в организацию, с которой отделением Фонда заключен государственный контракт, либо путем получения компенсации за самостоятельно приобретенные им технические средства реабилитации.
Помимо этого, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17.07.1999 N178-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N178-ФЗ)
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 данной нормы названы инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; определена длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации, которая составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней (п.2 ч.1, ч.3 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ( / / ) Кудин О.П. является инвалидом третьей группы, которая с ( / / ) установлена ему бессрочно.
Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от ( / / ) Кудин О.П. нуждается в технических средствах реабилитации, а именно корсете пояснично - крестцовом полужестком, катетере для самокатетеризации, подгузниках, трости с УПС, а также в санаторно-курортном лечении.
Инициируя настоящий спор, Кудин О.П. указал на несвоевременность и не в полном объеме предоставление фондом социального страхования истцу технических средств реабилитации и социальных услуг.
Отказывая в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходя из совокупности представленных сторонами в материалы дела доказательств, фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованным выводам о том, что Кудин О.П. не заявляя требований имущественного характера (о предоставлении технических средств реабилитации, компенсации за самостоятельно приобретенные им технические средства реабилитации либо произведенную оплату проезда к месту прохождения лечения, выделении путевки на санаторно-курортное лечение продолжительностью не менее 24 дней) возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением которых в сфере спорных отношений законодательством не предусмотрена, реализовал свое право на получение от фонда социального страхования средств технической реабилитации, воспользовался правом на компенсацию за самостоятельно приобретенные им технические средства реабилитации, а также не доказал обстоятельства причинения действиями ответчика физических и нравственных страданий, которые бы могли послужить основанием для выплаты ему денежной компенсации.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие не материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Руководствуясь перечисленными выше нормами права, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия также приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу Кудина О.П. компенсации морального вреда, поскольку каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчика судебной коллегий не установлено, доказательств причинения ему действиями фонда социального страхования физических и нравственных страданий материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что безусловным основанием для компенсации истцу морального вреда является нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда первой инстанции.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления (предоставления не в полном объеме) инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.
В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н.
В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.
При таких обстоятельствах несвоевременное и не в полном объеме предоставление фондом социального страхования истцу технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, при условии денежной компенсации за самостоятельно приобретенные Кудиным О.П. технические средства реабилитации, исключает возможность нарушения личных неимущественных прав истца.
Помимо этого, ч.3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.п. "б" п. 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся инвалиды (п.п. "з" п. 2 Правил).
На основании п.4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу п. 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 N617 (далее - Порядок).
В соответствии с п.5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N2 указанного образца. Талон N2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 N271н (далее - Административный регламент).
Согласно п. 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных п. 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно.
Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Вместе с тем, указывая на нарушение личных неимущественных прав истец, ссылаясь на неисполнение фондом социального страхования требований п.2 ч.1 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусматривающего возможность получения инвалидом социальной услуги в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно в 2015 году, в нарушение требований ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности, подтверждающих обстоятельства его обращения к ответчику за предоставлением указанной услуги и последующего отказа в её получении.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда и ссылки апеллянта на ухудшение состояния здоровья, повлекшего необходимость лечения в стационарных условиях, вследствие не предоставления истцу в 2016 года санаторно - курортного лечения, которые не подтверждены надлежащими доказательствами.
При этом, Кудиным О.П. не оспаривается, что в 2016 году фонд социального страхования дважды предлагал ему путевки на санаторно-курортное лечение продолжительностью каждый раз по 18 дней, от которых истец отказался, указывая на наличие у него заболеваний и последствий травм спинного и головного мозга, требующих в соответствии с ч.3 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" санаторно-курортного лечения продолжительностью от 24 до 42 дней.
Ссылаясь на неправомерность предъявляемых истцом требований относительно продолжительности санаторно-курортного лечения, фонд социального страхования указывал на не соответствие кода заболевания, содержащего в представленной Кудиным О.П. медицинской справке стандарту санаторно-курортной помощи больным с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.11.2004 N274, исключающему возможность предоставления истцу санаторно-курортного лечения продолжительностью от 24 до 42 дней.
Таким образом, правовая позиция истца, основанная на обстоятельствах невозможности предоставления фондом социального страхования санаторно-курортного лечения в истребуемой Кудиным О.П. продолжительностью, свидетельствует о наличии между сторонами отношений, в сфере которых возможность компенсации морального вреда исключена.
Ссылки апеллянта на положения п.1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. 32 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ предусматривающие возможность компенсации гражданину морального вреда, причиненного ему вследствие незаконных действий государственного органа не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку материалы дела не содержат доказательств, безусловно подтверждающих обстоятельства ухудшения физического или психического состояния истца, вследствие несвоевременного выделения средств технической реабилитации, предоставления социальных услуг и причинно-следственной связи между ними.
В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 16.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кудина О.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.