Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ганченковой В.А.
Скипальской Л.И.
при секретаре Овчинниковой О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе администрации Краснослободского района Республики Мордовия на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 августа 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Краснослободского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц и Б.И.В., обратился в суд с иском к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о понуждении обеспечить организацию предоставления общедоступного общего образования.
В обоснование исковых требований указано, что в результате проведенной проверки в Краснослободском районе Республики Мордовия выявлены нарушения законодательства об образовании, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц и подлежащие устранению.
Так, согласно пункту 10.5 СП 42.1330.2011. Свод правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункту 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования", методических рекомендаций об организации перевозки обучающихся в образовательные организации Минобрнауки Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 08-988 транспортному обслуживанию подлежат учащиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз учащихся осуществляется на транспорте, предназначенном для перевозки детей. Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.
Б.И.В. проживает в пос. Приволье Краснослободского района. Удаленность от места её жительства до отделения школы, расположенной в с. Ст. Синдрово составляет 4,2 км (грунтовая дорога от ее дома до асфальтового покрытия составляет 2,2 км, расстояние по асфальтовой дороги до школы - 2 км). При этом, школьный автобус (маршрут N 16) забирает Б.И.В. от моста автодороги с.Ст. Синдрово утром в 08.00 - 08.10 и вечером в зависимости от расписания уроков в базовой школе в 15.30 - 16.10 от школы, которая находится на расстоянии 4 км от ее дома, что нарушает ее права.
Указывает на то, что остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3-х сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги. Однако на указанном месте нет соответствующих указателей, также как и остановки, в паспорте автобусного маршрута N 16 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Учхозская средняя общеобразовательная школа" (далее по тексту - МБОУ "Учхозская СОШ") остановочный пункт, с которого забирают Б.И.В. не указан, также как и в распоряжении администрации муниципального района от 21 августа 2015 г. N 456-р.
Считает, что вышеуказанные факты не обеспечивают право Б.И.В. на общедоступность образования и нарушают права остальных учащихся, не соблюдаются установленные нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации, подвоз которых осуществляется маршрутом N 16.
Прокурор просил суд обязать администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия принять меры по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в Старосиндровском отделении МБОУ "Учхозская СОШ", в том числе путем организации обеспечения подвоза Б.И.В. из пос. Приволье Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в Старосиндровское отделение МБОУ "Учхозская СОШ" согласно установленным нормативам СП 42.1330.2011. Свод правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования".
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 августа 2016 г. исковые требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия удовлетворены.
Суд обязал администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия принять меры по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в МБОУ "Учхозская СОШ" (431296, Республика Мордовия, Краснослободский район, с. Ст. Синдрово, ул. Советская, д. 63), в том числе путем организации обеспечения подвоза Бородкиной И.В. из пос. Приволье Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в МБОУ "Учхозская СОШ" (431296, Республика Мордовия, Краснослободский район, с. Ст. Синдрово, ул. Советская, д. 63) согласно требованиям пункта 10.5 СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также требованиям стандартов и (или) сводов правил, применение которых на обязательной и добровольной основах обеспечивает соблюдение Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В апелляционной жалобе администрация Краснослободского района Республики Мордовия просила решение районного суда отменить, ссылаясь на незаконность, указывает, что: перевозка детей от и до образовательной организации осуществляется на школьном автобусе, при этом обеспечивается безопасность детей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177; организовывать транспортное обслуживание необходимо только в случаях пешеходной доступности от места жительства до школы свыше 4 км; дорога на участке от с. Ст. Синдрово до пос. Приволье является грунтовой, что исключает организацию по ней школьного маршрута в силу требований приказа Минтранса Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7. Считает, что устройство остановочного пункта относится к полномочиям государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Управление автомобильных дорог".
В возражениях на апелляционную жалобу Бородкина Е.В. и Бородкин В.А. просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Старший помощник прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Родина Н.М. в возражениях на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации Краснослободского района Республики Мордовия Тултаева Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, Бородкина Е.В., Бородкин В.А., Б.И.В., прокурор Умнова Е.В. относительно жалобы возразили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Б.И.В., проживающая по адресу: Республика Мордовия, Краснослободский район, пос. Приволье, ул. Дачная, д. 10, обучается в МБОУ "Учхозская СОШ".
Удаленность от места её жительства до школы составляет 4,2 км (грунтовая дорога от дома Б.И.В. до асфальтового покрытия составляет 2,2 км, расстояние по асфальтовой дороге до школы - 2 км).
Судом установлено, что ученицу Б.И.В. школьный автобус ежедневно забирает от моста автодороги в с. Ст. Синдрово утром в 08.00 - 08.10 и вечером в зависимости от расписания уроков в базовой школе в 15.30 - 16.10 от школы.
Согласно паспорту автобусного маршрута N 16 школьный автобус МБОУ "Учхозская СОШ" передвигается по маршруту, предусматривающему остановочные пункты посадки и высадки в п. Преображенский - с. Старое Синдрово - с. Колопино - д. Мордовские Полянки - п. Преображенский и не заезжает в п. Приволье.
Учредителем МБОУ "Учхозская СОШ" Краснослободского муниципального района Республики Мордовия является администрация Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Установив, что расстояние между с. Ст. Синдрово и пос. Приволье составляет более 1 км, учитывая отсутствие остановочного пункта, суд первой инстанции исходя из обязанности органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях, обоснованно удовлетворил заявление прокурора и возложил на администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обязанность организовать обеспечение учащейся из пос. Приволье к месту обучения согласно требованиям пункта 10.5 СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также требованиям стандартов и (или) сводов правил, применение которых на обязательной и добровольной основах обеспечивает соблюдение Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права и соответствует обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
В силу части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно статье 34 вышеназванного Федерального закона обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 40 этого же Федерального закона транспортное обеспечение обучающихся определено как организация их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
В силу части 2 статьи 40 данного Федерального закона организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Согласно пункту 10.5 СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* в сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно соответствовать нижеследующим требованиям: степень обучения I - радиус пешеходной доступности не более 2 км, радиус транспортной доступности (в одну сторону) не более 15 мин; степень обучения II - радиус пешеходной доступности не более 4 км, радиус транспортной доступности (в одну сторону) не более 30 мин.
Предельный радиус обслуживания обучающихся II - III ступеней не должен превышать 15 км.Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз учащихся осуществляется на транспорте, предназначенном для перевозки детей.
Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.
Остановка транспорта оборудуется навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, имеет твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий, предусматривается пришкольный интернат из расчета 10% мест общей вместимости учреждения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они достаточно мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии со статёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к спорным правоотношениям правильно применен материальный закон.
Довод апелляционной жалобы о фактическом расстоянии, при котором необходима перевозка детей школьным автобусом, несостоятельна, так как в соответствии с пунктом 10.5 СП 42.1330.2011 конкретно установлено расстояние свыше 1 км, при котором необходима перевозка детей школьным автобусом.
Довод апелляционной жалобы о том, что перевозка детей от и до образовательной организации осуществляется на школьном автобусе, при этом полностью обеспечивается безопасность детей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177, не принимается судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
Действительно, вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены общие правила организованной перевозки группы детей автобусами. Однако, вопросы организации подвоза обучающихся в общеобразовательные учреждения регулируются непосредственно ими только в части организации перевозки. Определение же пешеходной доступности мест остановок транспортного средства, осуществляющего подвоз учащихся и их обустройства указанными правилами не регулируются.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на то, что доставка детей осуществляется согласно утвержденному распоряжению администрации Краснослободского муниципального района "О порядке организации и осуществления специальных (школьных) перевозок детей на школьных маршрута Краснослободского муниципального района в 2015-2016 учебном году" от 21 августа 2015 г. N 456-р автобусного маршрута.
Согласно паспорту автобусного маршрута N16 школьный автобус, передвигаясь по школьному маршруту, не заезжает в пос.Приволье, Краснослободского района, поскольку расстояние от места жительства ученицы до школы составляет 3,3 км, из них: 1,8 км по асфальтированной дороге и 1,5 км по грунтовой дороге.
Ссылка районной администрации на пункт 2.5 постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, которым утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях", также несостоятельна.
Указанным пунктом установлена определенная пешеходная доступность для обучающихся образовательных учреждений сельской местности. Отмечено, что в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций: во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км; для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно. При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Ответчик считает, что организовывать транспортное обслуживание необходимо только в случаях пешеходной доступности от места жительства до школы свыше 4 км.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными утверждениями администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия по следующим основаниям.
Действительно, в силу пункта 2.5 указанных СанПиН установлены требования к пешеходной доступности для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, которая не может превышать более 4 км. При превышении данного расстояния для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, должно быть организовано транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно.
Прокурорской проверкой установлено, что удаленность от места жительства учащейся до школы составляет 4,2 км, что выше нормативов пешеходной доступности для обучающихся общеобразовательных организаций.
Указание в жалобе на то, что в соответствии с представленным актом удаленность от места жительства учащейся до школы составляет 3,2 км, не соответствует действительности, поскольку такой акт составлен самим ответчиком после состоявшегося по делу решения суда и не был представлен в суд первой инстанции.
Судебная коллегия критически относится к доводам апелляционной жалобы о том, что устройство остановочного пункта относится к полномочиям государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Управление автомобильных дорог".
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 5 того же Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 того же Закона).
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Согласно пунктам 6,12 части 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Элементами обустройства автомобильных дорог являются объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, остановочные пункты, тротуары и пешеходные дорожки (пункт 5 статьи 3 того же Закона).
В силу пунктов 5,25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) относятся к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Устава Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением Краснослободского районного Совета депутатов от 29 декабря 2005 г. N 46, согласно которым к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Краснослободского муниципального района, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Краснослободского муниципального района.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что именно на администрацию данного района возложена обязанность по осуществлению устройства остановочного пункта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснослободского района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.