Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Власенко В.А.
с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе генерального директора ЗАО "Спецтранс" Зубенко В.А. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 14 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Анапский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО "Спецтранс" о признании незаконным бездействий и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления. В обоснование заявленных требований указал, что Анапской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста - эксперта регионального отдела федерального экологического надзора (г.Новороссийск) Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея государственного инспектора проведена проверка по коллективному обращению граждан о размещении несанкционированной свалки в непосредственной близости от х.Красный. В деятельности ЗАО "Спецтранс" выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления. ЗАО "Спецтранс" осуществляет деятельность на основании лицензии " ... " от 25.12.2015 года по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданной лицензиату Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Срок действия лицензии - бессрочно.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ЗАО "Спецтранс" по доверенности Одинцов А.В. заявленные требования Анапского межрайонного прокурора не признал, просил в иске отказать.
Решением Анапского городского суда от 14 сентября 2016 года исковые требования Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "Спецтранс" о признании незаконным бездействий и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления -удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ЗАО "Спецтранс" Зубенко В.А. просит решение Анапского городского суда от 14 сентября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, принято с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов и обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ЗАО "Спецтранс" по доверенности Одинцова А.В., прокурора Руденко М.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Как следует из материалов дела, в рамках прокурорской проверки произведен осмотр территории земельного участка с производственной площадкой, кадастровый номер " ... ", место размещения: " ... ". Территория земельного участка огорожена капитальными бетонными сооружениями, доступ на участок ограничен, проход и проезд обеспечивается установленными воротами. На земельном участке размещены бетонная площадка и объекты капитального строительства в виде открытых складских помещений, в которых складируются для временного накопления (хранения) твердо - коммунальные отходы. На момент проверки на площадку территории мусороуборочным транспортом завозились ТБО и складировались для временного накопления (хранения). После чего ТБО погрузчиком перегружается на большегрузный автомобильный транспорт.
На территории выявлено частичное захламление земельного участка На рельефе местности, на открытом грунте (почве), размещены отходы производства и потребления в виде отходов IV класса опасности, а именно мусор от сноса и разборки зданий несортированный, в кусковой форме согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО утвержденному приказом министерства природных ресурсов и экологи Российской Федерации от 18.07.2014 г. N 445, код по ФККО 8 12 901 01 72 -класс опасности IV, прочая тара полимерная код по ФККО 4 38 190 00 00 0 класс опасности V и другие виды отходов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N52-Ф "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N52-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 29 Федерального закона N52-ФЗ установлено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В нарушение СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30.04.2003 N 80, ЗАО "Спецтранс" не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов - места временного накопления отходов, земельный участок не оборудован в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Согласно требованиям указанных Правил временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре необходимо соблюдение следующих условий: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Судом установлено, что в нарушение указанных требований производственная площадка не обвалована по периметру, а также на территории отсутствуют ливнестоки с автономными очистными сооружениями.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 названной нормы установлен запрет на размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Судом первой инстанции также установлено, что согласно договору субаренды от 15.06.2016 года между ЗАО "Спецтранс" и Зубенко Н.А. земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 73000 кв.м, кадастровый номер " ... ", в настоящее время эксплуатирует ЗАО "Спецтранс" с целевым использованием для временного накопления (хранения) ТБО.
Далее ТБО перегружаются на большегрузный автомобильный транспорт для транспортировки по размещению (захоронение) на свалку ТБО в г.Абинск ООО "Абинск-ТБО" на основании договоров " ... ".
Вид работ (услуг) выполняемых (оказываемых) лицензиатом ЗАО "Спецтранс" в составе лицензируемого вида деятельности, является сбор, транспортирование отходов IV класса опасности, с разрешенным перечнем отходов в количестве 4-х видов, включенных в Приложение к лицензии ( " ... "), с адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности - " ... "
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с п.п. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 года N1062 (далее - Положение), лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются: - для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности -наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Объекты зданий, строений, сооружений и помещений используемых ЗАО "Спецтранс" для осуществления деятельности по сбору отходов IV класса опасности, согласно лицензии выданной лицензиату расположены по адресу: " ... "
В нарушение указанных лицензионных требований законодательства ЗАО "Спецтранс" при осуществлении деятельности для сбора отходов использует бетонную площадку и объекты капитального строительства в виде открытых складских помещений на земельном участке (земли населенных пунктов) площадью 73000 кв.м, кадастровый номер " ... ", расположенных по адресу: " ... "
Суд первой инстанции правильно указал, что выявленные нарушения создают угрозу окружающей среде, а именно почве муниципального образования, его сельскохозяйственным угодьям, поскольку бытовые отходы содержат потенциально опасные для человека и окружающей среды химические и биологические вещества, а также микробиологические организмы.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 14 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу генерального директора ЗАО "Спецтранс" Зубенко В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.