Судья Курганского областного суда Клепча С.Н., рассмотрев в г. Кургане 13 декабря 2016 г. жалобу директора МКОУ " " ... " средняя общеобразовательная школа" Короткова С.Б. на постановление старшего государственного инспектора УГАДН по Курганской области Емельянова Р.В. от " ... ", решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 6 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора УГАДН по Курганской области от " ... " Емельянова Р.В. МКОУ " " ... " средняя общеобразовательная школа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 6 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Варгашинского районного суда Курганской области от " ... " постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд директор МКОУ " " ... " средняя общеобразовательная школа" Коротков С.Б. просит отменить принятые по делу постановление должностного лица и решение судьи, признать действия МКОУ " " ... " средняя общеобразовательная школа" малозначительными на основании ст. 2.9 КоАП РФ, прекратить производство по делу.
Указывает, что административным органом не доказано, что учреждение является организацией, оказывающей на возмездной основе услуги по перевозке пассажиров и грузов, в связи с чем, учреждение не является субъектом ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Кроме того, приводит доводы, что в штате школы имеются должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения и лицо, осуществляющее контроль технического состояния транспортных средств перед выпуском на линию, прошедшие в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующие должности: учитель технического труда - Здор Н.Н., завхоз Просеков Н.П., которые обучены по дополнительным образовательным программам, что подтверждает соответствие данных работников профессиональным и квалификационным требованиям.
Полагает, что техническое обслуживание автобусов не было проведено в результате отсутствия денежных средств у школы, поскольку финансовое обеспечение ее деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Неоднократно в отдел образования Администрации Варгашинского района (главный распорядитель бюджетных средств) подавались заявки, на которые из отдела поступали ответы об отсутствии финансирования. Считает, что руководством школы осуществлены все необходимые меры, поэтому назначение штрафа в размере " ... " руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения, в связи с чем, было заявлено ходатайство о снижении административного штрафа в соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в удовлетворении которого судьей первой инстанции было отказано.
Директор МКОУ " " ... " средняя общеобразовательная школа" Коротков С.Б., представитель школы Радковская Л.Н. при рассмотрении дела доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Молодова И.Ю. с доводами жалобы не согласилась, просила постановление должностного лица и решение судьи первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, к числу задач производства по делу об административном правонарушении относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности дорожного движения" (вст. в силу с 15.07.2016) законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности дорожного движения" (вст. в силу с 15.07.2016) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности дорожного движения" (вст. в силу с 15.07.2016) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;
- обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
- организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В силу ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из материалов дела следует, что на основании приказа начальника УГАДН по Курганской области от " ... ", N в отношении МКОУ " " ... " средняя общеобразовательная школа" проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области автомобильного транспорта.
В ходе проведения данной проверки должностным лицом УГАДН по Курганской области, уполномоченным на проведение проверки, составлены протоколы от " ... " N и N об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, за нарушение требований:
- установленных п. 16.3 и п. 14.3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", выразившихся в отсутствии у ответственных лиц за безопасность перевозки пассажиров и выпуск транспортных средств диплома о соответствующем специальном образовании;
- установленных ст. 18, п. 1 ст. 20, ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 12, п. 27 Правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7, п. 2.4 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7, выразившихся в не проведении обязательного технического обслуживания транспортных средств и обязательного предварительного медицинского осмотра водителей, осуществляющих перевозку пассажиров.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением по делу об административном правонарушении от " ... ", протоколами об административном правонарушении от " ... " N и N копией приказа Ространснадзора, актом проверки N от " ... ", путевым листом N от " ... ", приказами МКОУ " " ... " СОШ", Отдела образования Варгашинского района о назначении Просекова Н.П. ответственным за выпуск школьного автобуса, о возложении на Здор Н.Н. обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения и иными материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены фактические обстоятельства совершенного МКОУ " " ... " СОШ" административного правонарушения и в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах, судьей сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ и правомерности привлечения МКОУ " " ... " СОШ" к административной ответственности за совершение указанного правонарушения.
Административное наказание МКОУ " " ... " СОШ" назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, с учетом ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Данное дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок.
Таким образом, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судьи районного суда, не влияют на правильность выводов судьи и по существу сводятся к переоценке уже оцененных судьей доказательств, которым после тщательной проверки дана надлежащая правовая оценка в совокупности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что совершенное МКОУ " " ... " СОШ" административное правонарушение представляет угрозу безопасности дорожного движения при перевозке детей, а также исходя из высокой значимости данных общественных отношений и степени опасности указанного правонарушения, полагаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности.
Доводы жалобы об отсутствии соответствующего финансирования не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи в части назначенного административного наказания.
Учитывая факт совершения юридическим лицом МКОУ " " ... " СОШ" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, посягающего на безопасность дорожного движения при перевозке детей, не усматриваю оснований для снижения размера административного штрафа, и полагаю, что назначенное юридическому лицу наказание соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
Учитывая, что процессуальных нарушений по делу не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора УГАДН по Курганской области Емельянова Р.В. от " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении МКОУ " " ... " средняя общеобразовательная школа", решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, жалобу директора МКОУ " " ... " средняя общеобразовательная школа" Короткова С.Б. - без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья Курганского
областного суда С.Н. Клепча
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.