Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 декабря 2016 года апелляционную жалобу Секриера А. В. на решение Химкинского городского суда Московской области от 12 апреля 2016 года по делу по административному иску Секриера А. В. к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании незаконными решений от 17 февраля 2016 г. N МО-16/РКФ-56940, от 17 марта 2016 г. N МО-16/РКФ-98801, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
установила:
Секриер А.В. обратился в суд с административным иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и с учетом уточнения требований просил признать недействительными решения административного ответчика от 17 февраля 2016 года N МО-16/РКФ-56940 о приостановлении осуществления кадастрового учета и от 17 марта 2016 года N МО-16/РКФ-98801 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости; обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "данные изъяты" (л.д. 62-67).
Свои требования административный истец мотивировал тем, что оспариваемые решения являются незаконными, поскольку вышеуказанный земельный участок, предоставленный ему в 1993 году для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, подлежит постановке на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Обращаясь в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет как ранее учтенного объекта недвижимости, Секриер А.В. представил необходимые правоустанавливающие документы, а именно: постановление главы администрации Химкинского района Московской области от 4 августа 1993 "данные изъяты"; постановление главы администрации Химкинского района Московской области от 29 декабря 2014 года "данные изъяты"; заключение из протокола заседания правления садоводческого товарищества "Исток" от 19 октября 2014 года "данные изъяты". В данных документах прямо установлено право Секриера А.В. на оформление в собственность земельного участка "данные изъяты" площадью 1000 кв. м, расположенного в садовом товариществе "Исток", категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для садоводства".
В судебном заседании административный истец Секриер А.В. и его представитель Секриер С.А. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области - Попова А.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 22-25, 74-76).
Решением Химкинского городского суда Московской области от 12 апреля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Секриера А.В. отказано.
В апелляционной жалобе Секриер А.В. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона о кадастре).
Из материалов дела усматривается, что 8 февраля 2016 года Секриер А.В. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты", к которому приложил: заключение из Протокола заседания правления садоводческого товарищества "Исток" от 19 октября 2014 года "данные изъяты"; информационное письмо со ссылкой на статью закона от 8 февраля 2016 года; постановление администрации городского округа Химки Московской области от 29 декабря 2014 года "данные изъяты"; постановление главы администрации Химкинского района Московской области от 4 августа 1993 года "данные изъяты"; решение суда от 12 января 2016 года (л.д. 40-57).
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 17 февраля 2016 года N МО-16/РКФ-56940 постановка земельного участка на государственный кадастровый учет была приостановлена на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с непредставлением необходимых для кадастрового учета документов, а именно: в нарушение пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет не представлен межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412. Заявителю рекомендовано обратиться с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет как ранее учтенного объекта недвижимости либо для оформления межевого плана в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412, обратиться к кадастровому инженеру (л.д. 58).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу части 1 статьи 22 Закона о кадастре, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: 2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Как установлено судом и не оспаривалось стороной административного истца, межевой план вместе с заявлением от 8 февраля 2016 года о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет Секриером А.В. в орган кадастрового учета представлен не был.
При таких обстоятельствах филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области правомерно приостановил осуществление кадастрового учета.
Из материалов дела также усматривается, что 3 марта 2016 года Секриер А.В. подал в орган кадастрового учета заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "данные изъяты" (л.д. 82). Вместе с заявлением на государственный кадастровый учет были представлены: заключение из Протокола заседания правления садоводческого товарищества "Исток" от 19 октября 2014 года "данные изъяты"; информационное письмо со ссылкой на статью закона от 8 февраля 2016 года; постановление администрации городского округа Химки Московской области от 29 декабря 2014 года "данные изъяты"; постановление главы администрации Химкинского района Московской области от 4 августа 1993 года "данные изъяты"; решение суда от 12 января 2016 года (л.д. 83-96).
17 марта 2016 года филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принято решение N МО-16/РКФ-98801 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поскольку в нарушение пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года "данные изъяты", представленные документы не являются документами-основаниями для внесения сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости (л.д. 97).
Согласно части 18 статьи 45 Закона о кадастре сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
В силу пункта 2 части 17 статьи 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета.
Статьей 45 (части 1, 7) Закона о кадастре предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При этом, если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 18 февраля 2010 года N 2321-ИМ/Д23, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в кадастр на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.
В соответствии с пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42, решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
- свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в государственный кадастр недвижимости на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заявителя на соответствующий земельный участок. В случае непредставления указанных документов орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Однако в представленных Секриером А.В. в орган кадастрового учета документах отсутствуют сведения, позволяющие считать объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты", ранее учтенным.
Так, постановлением главы администрации Химкинского района Московской области от 4 августа 1993 года N 2439 "О регистрации садоводческого товарищества "Исток"" зарегистрировано садоводческое товарищество "Исток", утвержден его Устав, состав правления, а также список членов товарищества. В данном акте не содержится сведений о выделении административному истцу земельного участка, о его площади и адресе.
Заключение из протокола N 12/14 от 19 октября 2014 года заседания правления садоводческого товарищества "Исток" лишь свидетельствует о том, что Секриер А.В. является членом садоводческого товарищества "Исток" с 1998 года и занимает участок "данные изъяты" площадью 1000 кв. м, который фактически использует для садоводства.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Секриера А.В. аналогичны доводам, приводившимся в административном исковом заявлении, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Химкинского городского суда Московской области от 12 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Секриера А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.