Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 августа 2016 года, которым постановлено:
иск Мусиновой М.Р. к МВД по РТ, МВД РФ о признании права пенсию удовлетворить.
Обязать МВД по РТ назначить Мусиновой Маргарите Ренатовне пенсию по инвалидности с 1 марта 2014 года.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Яхиной Р.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Мусиновой М.Р., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, представителя третьего лица ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан" Гущиной Е.В. полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мусинова М.Р. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о возложении обязанности по выплате пенсии по инвалидности.
В обоснование заявленных требований указала, что проходила службу в органах Министерства внутренних дел Республики Таджикистан. В данной Республике была признана инвалидом 2 группы с причиной: "заболевание связано с прохождением службы в органах внутренних дел" бессрочно с 20.08.2001 г. В последующем была уволена из органов внутренних дел по болезни. После увольнения ей была назначена пенсия по 2 группе инвалидности на основании Закона Республики Таджикистан от 01 декабря 1994 года N 1106.
28 января 2014 года Мусинова М.Р. получила вид на жительство в Российской Федерации, а 20 августа 2015 года получила гражданство Российской Федерации.
На территории Республики Таджикистан выплата пенсии прекращена с 28 февраля 2014 года.
Решением ответчика от 17 декабря 2014 года ей отказано в назначении пенсии по инвалидности по линии органов внутренних дел. Мотивом отказа явилось отсутствие подтверждения инвалидности в органах медико-социальной экспертизы Российской Федерации.
Истица, полагая, что поскольку она приобрела право на получение пенсии в Республике Таджикистан, в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" выплата пенсии на территории Российской Федерации должна быть продолжена. В связи с чем просила назначить ей пенсию по инвалидности с причиной "заболевание связано с прохождением службы в органах внутренних дел" с 01 марта 2014 года.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд принял решение об удовлетворении исковых требований в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. При этом указывается на то, что истицей не подтверждены причины инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В справке, представленной истицей, причиной возникновения инвалидности названо "общее заболевание".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истица просила в удовлетворении жалобы отказать, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица - "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" просила решение суда оставить без изменения. Суду пояснила, что закон не позволяет органам медико-социальной экспертизы установить иную, чему "общее заболевание" причину инвалидности, гражданам проходившим службу в других государствах, по этим основаниям истице не была установлена причина возникновения инвалидности "заболевание связанное с прохождением военной службы в органах внутренних дел".
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее Закон Российской Федерации N 4468-1), пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств".
Соглашение от 24 декабря 1993 года подписано и вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 года, для Республики Таджикистан - 21 ноября 1994 года.
Данное Соглашение основано на Соглашении от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно преамбуле которого правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
В соответствии с частью первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из содержания приведенных норм статей 1 и 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.
Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.
Как видно из материалов дела Мусинова М.Р., проходила службу в органах Министерства внутренних дел Республики Таджикистан. Уволена приказом от 5 сентября 2001 года по болезни. В Республике Таджикистан была признана инвалидом 2 группы с причиной "заболевание связано с прохождением службы в органах внутренних дел" бессрочно с 20 августа 2001 года. Заключением Министерства внутренних дел Республики Таджикистан от "дата" за ... истице назначена пенсия по 2 группе инвалидности на основании Закона Республики Таджикистан от 01 декабря 1994 года N 1106 в размере 75% денежного содержания.
28 января 2014 года Мусинова М.Р. получила вид на жительство в Российской Федерации, а 20 августа 2015 года получила гражданство Российской Федерации.
На территории Республики Таджикистан выплата пенсии истице прекращена с 28 февраля 2014 года.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г. (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.), а также положениями статьи 4 Закона Российской Федерации N 4468-1, пришёл к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что установленная учреждением здравоохранения Республики Таджикистан вторая группа инвалидности с указанием причины инвалидности - "заболевание, связанное с прохождением военной службы" является недействительной на территории Российской Федерации и для ее подтверждения ему необходимо пройти освидетельствование в соответствующем учреждении здравоохранения Российской Федерации основанием для отмены решения суда являться не могут в силу следующего.
В соответствии со статьями 19-20 Закона Российской Федерации N 4468-1 право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В силу статьи 11 соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Учитывая, что материалами дела подтверждается, что ранее истице уже была установлена не только группа инвалидности, но и её причина, (согласно свидетельству о болезни N 611 от 01 августа 2001 года и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом выданной Министерством труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан, Мусинова М.Р. признана нетрудоспособным инвалидом второй группы с определением причины инвалидности - "заболевание получено в период исполнения обязанности в МВД" бессрочно), судебная коллегия считает, что оснований для направления истицы на повторное медицинское освидетельствование не имелось.
Довод жалобы о том, что Министерство внутренних дел по Республике Татарстан является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Фередации N 4468-1. лица, указанные в статье 1 данного Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 27 мая 2005 года N 418 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
Положениями Инструкции предусмотрено, что пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы (пункт 6).
В силу пункта 15 указанной инструкции, при избрании пенсионером другого места жительства его зарегистрированное пенсионное дело, на основании письменного заявления, направляется в соответствующий пенсионный орган МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Таким образом, выплата пенсии Мусиновой М.Р. должна осуществляться ответчиком.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда постановленов соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к неправильному толкованию закона, и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 августа 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.