Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Козлова А.М., Скипальской Л.И.,
при секретаре Бобровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 декабря 2016 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе временно исполняющего обязанности начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия М.В.И. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Главное управление МЧС России по Республике Мордовия обратилось в суд с иском к Уткину А.Г., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетней У.В.А., Уткиной С.Д., У.Н.А. о выселении из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что "дата" между Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия и Уткиным А.Г. был заключен договор найма служебного жилого помещения "N" на срок до "дата". "дата" между истцом и ответчиком был заключен новый договор найма служебного жилого помещения "N", в соответствии с условиями которого наймодатель передаёт нанимателю и членам его семьи за плату во временное владение и пользование жилое помещение, расположенное по "адрес". Жилое помещение было передано ответчику в связи с прохождением службы в числе сотрудников ФПС ГПС МЧС России на срок до "дата" В данное жилое помещение совместно с ответчиком были вселены: жена Уткина С.Д. и дочери У.Н.А. и У.В.А. Приказом начальника ГУ МЧС России по Республике Мордовия "N" от "дата" Уткин А.Г. уволен со службы "данные изъяты". Таким образом, заключенный договор найма служебного жилого помещения "N" считается прекратившим своё действие, с "дата" у ответчиков возникла обязанность по освобождению занимаемого жилого помещения.
В связи с отказом ответчиков освободить служебное жилое помещение истец, уточнив исковые требования, просил выселить Уткина А.Г., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери У.В.А., Уткину С.Д. из служебного жилого помещения, расположенного по "адрес", без предоставления другого жилого помещения (л.д. 1-5, 60).
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 октября 2016 г. исковые требования Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе временно исполняющий обязанности начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия М.В.И. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Ссылается на то, что: решение вынесено в результате неправильного применения норм материального права; суд необоснованно руководствовался пунктом 2.1 статьи 15 и статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897; служебное жилое помещение предоставлено ответчикам после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; с учётом действующего законодательства, устанавливающего порядок предоставления и освобождения жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам государственной противопожарной службы, нормы пунктов 27 и 28 Типового положения не могут быть применены в части невозможности выселения сотрудников ФПС ГПС МЧС России, имеющих выслугу не менее 10 лет, без предоставления другого жилого помещения; ответчиками не представлены доказательства, а судом первой инстанции не установлено, что семья Уткиных обращалась с заявлением и состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации городского округа Саранск, следовательно, в отношении них не могут быть применены нормы пункта 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска П.Е.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом того, что ответчики Уткин А.Г., Уткина С.Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела без их участия с участием представителя адвоката Курочкиной О.М. (л.д.126, 127, 128, 129), судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
В судебном заседании представитель истца К.Ю.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчиков адвокат Курочкина О.М. относительно апелляционной жалобы возразила.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчиков, заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия У.Е.В., полагавшей решение суда законным, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что квартира общей площадью "данные изъяты", расположенная по "адрес", принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия "N" от "дата" данное жилое помещение отнесено к служебным помещениям специализированного жилищного фонда (л.д. 16-18, 19, 20).
"дата" между Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия (наймодатель) и Уткиным А.Г. (наниматель) был заключен договор найма служебного жилого помещения "N", в соответствии с которым нанимателю и членам его семьи (жена Уткина С.Д., дочери У.Н.А. и У.В.А.) указанное жилое помещение предоставлено в пользование в связи с прохождением службы сроком до "дата" (л.д. 9-12).
На момент предоставления данного жилого помещения Уткин А.Г. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий (поставлен на учёт "дата") и проходил службу в ГУ МЧС России по Республике Мордовия (л.д. 30-33, 45).
В последующем указанный договор был перезаключен "дата". (л.д. 13-15).
Из выписки из домовой книги от "дата" следует, что в жилом помещении по "адрес", зарегистрированы: Уткин А. Г. "дата" года рождения, с "дата", Уткина С. Д. "дата" года рождения, с "дата", У.В.А. "дата" года рождения, с "дата" (л.д. 44).
На основании приказа начальника ГУ МЧС России по Республике Мордовия "N" от "дата" Уткин А.Г. уволен "данные изъяты" Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( "данные изъяты") (л.д. 8).
В связи с увольнением со службы Уткину А.Г. и членам его семьи "дата" истцом направлено уведомление о расторжении договора найма служебного жилого помещения и освобождении квартиры (л.д. 21-22).
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от "дата" "N", "N", "N" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Уткина А.Г., Уткиной С.Д., У.В.А. на объекты недвижимого имущества (л.д. 47, 48, 49).
Отказывая в удовлетворении требований ГУ МЧС России по Республике Мордовия, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для выселения ответчиков без представления другого жилого помещения в соответствии со статьями 103-104 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку спорные отношения регулируются пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом суд учёл выслугу лет Уткина А.Г., которая на момент его увольнения со службы составила "данные изъяты".
Судебная коллегия считает данный вывод суда ошибочным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Приведённое судом в решении Типовое положение не распространяется на отношения, связанные с предоставлением и прекращением права пользования служебными жилыми помещениями, находящимися в оперативном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом МЧС России от 12 января 2012 г. N 5 утверждён Порядок учёта в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, в соответствии с пунктом 13 которого истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населённом пункте по месту службы или получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Сотрудник федеральной противопожарной службы и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить жилое помещение специализированного жилищного фонда в день, следующий за днём прекращения срока действия договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, за исключением случая получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Аналогичные положения закреплены в пункте 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217.
Данные нормативно-правовые акты являются специальными, регулирующими отношения, связанные с прекращением пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении МЧС России, в связи с чем, они подлежат приоритетному применению.
Следовательно, суд первой инстанции должен был ими руководствоваться, разрешая возникший между сторонами спор.
В указанном Порядке учёта и Правилах предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда отсутствуют какие-либо ограничения, препятствующие расторжению договора найма служебного помещения и выселению из специализированного жилищного фонда бывших сотрудников федеральной противопожарной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
По смыслу приведённых правовых норм прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Договором найма служебного жилого помещения "N" от "дата", заключенным между ГУ МЧС России по Республике Мордовия и Уткиным А.Г., предусмотрено, что он заключается на время прохождения службы. В случае расторжения или прекращения данного договора в связи с окончанием срока службы ответчик и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Отношения по предоставлению спорного жилого помещения между истцом и ответчиками возникли после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с этим дата постановки на учёт Уткина А.Г. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеет юридического значения при разрешении заявленных требований.
Учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено Уткину А.Г. на период прохождения службы в МЧС, с которой он уволен "дата", и ответчики, в соответствии с частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относятся к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления иных жилых помещений, а также принимая во внимание приведённые нормы, устанавливающие специальный режим использования служебных жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников федеральной противопожарной службы, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования ГУ МЧС России по Республике Мордовия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Оснований для применения к спорным отношениям положений пункта 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" судебная коллегия не усматривает, поскольку данные нормы определяют формы и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а именно путём предоставления жилых помещений в собственность либо по договору социального найма, или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Заключение договора найма служебного жилого помещения в качестве формы обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц данный закон не предусматривает.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, ввиду чего оно подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Поскольку ГУ МЧС России по Республике Мордовия в силу закона освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска ( "данные изъяты" - абзац 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации) и апелляционной жалобы ( "данные изъяты" - подпункт 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации), то данные издержки подлежат взысканию с ответчиков в равных долях.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 октября 2016 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Мордовия к Уткину А. Г., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетней У.В.А., Уткиной С. Д. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Выселить Уткина А. Г., Уткину С. Д., У.В.А. из служебного жилого помещения, расположенного по "адрес", без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Уткина А. Г., Уткиной С. Д. в доход бюджета городского округа Саранск в равных долях государственную пошлину в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в шестимесячный срок.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.М. Козлов
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.