Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 23 декабря 2016 г. по делу N 33а-404/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Иванчикова Д.А.,
судей: Пака И.Э.,
Белкина И.В.,
при секретаре Липатовой Е.А., с участием заместителя военного прокурора Центрального военного округа полковника юстиции Зайцева В.В., представителей административного ответчика - командира войсковой части Пинегина А.В. и старшего лейтенанта юстиции Козлова М.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N и апелляционному представлению военного прокурора Пензенского гарнизона на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 18 октября 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшей военнослужащей Мамчур И.В. об оспаривании действий командира названной воинской части, связанных с увольнением административного истца с военной службы и исключением ее из списков личного состава воинской части до получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционных жалобы, представления и поданных на них возражений, выступления заместителя военного прокурора Центрального военного округа полковника юстиции Зайцева В.В. и представителей административного ответчика Пинегина А.В. и Козлова М.С., поддержавших доводы соответствующих апелляционных представления, жалобы, окружной военный суд
установил:
в соответствии с приказами командира войсковой части N от 15 августа 2016 года N и от 13 сентября 2016 года N Мамчур уволена с военной службы в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и исключена из списков личного состава воинской части с 19 сентября 2016 года, соответственно.
В связи с увольнением с военной службы решением Центральной жилищной комиссии войсковой части N от 16 августа 2016 года (протокол N) Мамчур и члены ее семьи признаны нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма по избранному месту жительства в городе П. и включены в реестр на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищной субсидии) с даты обращения, то есть с 8 июля 2016 года.
Мамчур, полагая, что неправомерно уволена с военной службы без обеспечения жилищной субсидией и положенными видами довольствия, обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными приказы командира войсковой части N от 15 августа 2016 года N и от 13 сентября 2016 года N в части увольнения ее с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части и обязать командира войсковой части N их отменить, восстановив ее на военной службе в прежней должности и в списках личного состава воинской части до обеспечения жилищной субсидией и положенными видами довольствия.
Решением Пензенского гарнизонного военного суда от 18 октября 2016 года административное исковое заявление Мамчур удовлетворено частично.
Суд признал незаконным приказ врио командира войсковой части N от 13 сентября 2016 года N в части исключения Мамчур из списков личного состава воинской части с 19 сентября того же года и обязал командира войсковой части N издать приказ о зачислении Мамчур в списки личного состава войсковой части N с 19 сентября 2016 года до получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В удовлетворении остальных требований суд отказал.
Не согласившись с таким решением суда, командир войсковой части N подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части признания незаконным приказа врио командира войсковой части N от 13 сентября 2016 года об исключении Мамчур из списков личного состава войсковой части N с 19 сентября того же года и возложения обязанности на командира войсковой части N издать приказ о зачислении Мамчур в списки личного состава воинской части с 19 сентября 2016 года до получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в связи с неправильным толкованием норм материального права и принять по делу в этой части новое решение.
В обоснование жалобы командир войсковой части 45108, проводя анализ п. 3 ст. 6, п. 1, 14 ст. 15, абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а также ссылаясь на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2271-О, от 27 октября 2015 года N 2527-О, от 26 мая 2016 года N 1046-О и решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N ВКАПИ 16-44, указывает, что военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не входят в перечень лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения. Мамчур по месту службы обеспечена жилым помещением, избрала постоянным местом жительства после увольнения с военной службы г. П., в связи чем препятствий для ее увольнения не имелось.
Далее командир войсковой части N указывает, что в силу п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы запрет на исключение уволенного с военной службы военнослужащего из списков личного состава воинской части в отсутствие его согласия на это предусмотрен лишь в случае необеспечения его денежным, вещевым и продовольственным довольствием, чего в отношении Мамчур не имелось, а поэтому предполагало ее исключение из списков личного состава воинской части в сроки, установленные п. 24 ст. 34 названного Положения.
Также автор жалобы, ссылаясь на ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июля 2000 года N 752-р и разъяснения Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001 года N 147/3/4/26/4, анализируя при этом протокол жилищной комиссии войсковой части N от 13 мая 2005 года N, договор найма жилого помещения от 2 сентября 2005 года N и контрольный ордер к талону N от 16 мая 2005 года, полагает, что включение г. К. в перечень "закрытых" военных городков не влечет за собой автоматического установления для жилого фонда городка статуса "служебного" и жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором проживает Манчур и члены её семьи, нанимателем которого является ее муж - М. Г.А., не отнесено к специализированному жилому фонду, чему суд не дал должной оценки в своем решении.
Кроме того, по мнению административного ответчика, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС Российской Федерации судом принято решение, затрагивающее обязанности войсковой части N и Центральной жилищной комиссии войсковой части N, которая является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания и субсидией для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащих войсковой части N, без привлечения указанных воинской части и жилищного органа к участию в рассмотрении административного дела.
В заключение жалобы командир войсковой части N отмечает, что супруг административного истца продолжает трудовые отношения с Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное управление ФМС МЧС России", где ранее проходил службу и был обеспечен служебным жилым помещением, оснований для выселения Мамчур и членов ее семьи из занимаемого жилого помещения до обеспечения жильем не имеется.
В апелляционном представлении военный прокурор Пензенского гарнизона просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
В обоснование этого военный прокурор, приводя установленные по делу обстоятельства, отмечает, что супруг административного истца - М. Г.А. являющийся нанимателем служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в настоящее время состоит в трудовых отношениях с Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное управление ФМС МЧС России" и оснований для выселения его и членов семьи из данного жилого помещения не имеется, а сама административный истец включена в реестр на получение жилищной субсидии.
Далее военный прокурор, проводя анализ положений п. 3 ст. 6, ст. 15, абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", абз. 8 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не входят в перечень лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 23 названного Закона, имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения.
Далее отмечается, что военнослужащим, к которым относится Мамчур, предоставлены иные гарантии реализации положений ст. 40 Конституции Российской Федерации. В частности, к ним относится запрет на выселение из служебного жилого помещения до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства, что отражено в п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487, либо выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", в том числе и в случае, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, избранным в качестве постоянного места жительства, до получения там жилого помещения.
Административным истцом и ее представителем Желонкиной Е.Н. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу командира войсковой части N и апелляционное представление военного прокурора Пензенского гарнизона, в которых они выражают несогласие с доводами апелляционных жалобы, представления и просят решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалобы, представления и поданных на них возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Абзацем 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в действующей редакции, в котором в том числе указано, что военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель, выделяя в данных нормах военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы.
Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного ст. 27 Конституции Российской Федерации.
При этом в п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель, как указано выше, в п. 14 ст. 15 названного Закона установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.
Согласно абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в п. 14 ст. 15 названного Закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений - в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.
Таким образом, военнослужащие, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не входят в перечень лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 23 названного Закона, имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Мамчур приказами командира войсковой части N от 15 августа 2016 года N и от 13 сентября 2016 года N уволена с военной службы в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и исключена из списков личного состава воинской части с 19 сентября 2016 года, соответственно.
На основании поданного Мамчур заявления от 8 июля 2016 года решением Центральной жилищной комиссии войсковой части N от 16 августа 2016 года (протокол N) она признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по избранному месту жительства в городе П. с составом семьи 3 человека и включена в реестр на получение жилищной субсидии с даты обращения.
При этом Мамчур по месту прохождения военной службы проживает в служебном жилом помещении, соответствующем установленным нормам, по адресу: "адрес", общей площадью 89,1 кв. м, предоставленным в 2005 году ее мужу - М. Г.А. в период прохождения им военной службы, являющемуся нанимателем данного жилого помещения, а административный истец, как член семьи нанимателя, в соответствии со ст. 69, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет равные с ним права и обязанности.
В силу п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487, договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что препятствий для увольнения Мамчур с военной службы и, соответственно, исключения ее из списков личного состава воинской части не имелось, в связи с чем не усматривает оснований для признания незаконным приказа командира войсковой части N от 13 сентября 2016 года N в части исключения Мамчур из списков личного состава воинской части с 19 сентября того же года.
Таким образом, Приволжский окружной военный суд констатирует неправильное применение судом первой инстанции норм материального права (неправильное истолкование закона), что в силу п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, а поскольку все имеющие значение существенные обстоятельства установлены, суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять в оговариваемой части по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции состав сторон, участвующих в деле, определен верно, необходимости привлечения к участию в деле войсковой части N и Центральной жилищной комиссии названной воинской части не имелось, поскольку решения о правах и об обязанностях этих лиц судом не принималось.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Пензенского гарнизонного военного суда от 18 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей Мамчур И.В. об оспаривании действий командира названной воинской части, связанных с увольнением административного истца с военной службы и исключением ее из списков личного состава воинской части до получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в части признания незаконным приказа командира войсковой части N от 13 сентября 2016 года N об исключении Мамчур И.В. из списков личного состава части с 19 сентября 2016 года и возложении на должностное лицо обязанности издать приказ о зачислении Мамчур И.В. в списки личного состава войсковой части N до получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с неправильным применением норм материального права - отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, изложив его в следующей редакции.
В удовлетворении требования Мамчур И.В. о признании незаконным приказа командира войсковой части N от 13 сентября 2016 года N в части исключения ее из списков личного состава воинской части с 19 сентября 2016 года и восстановлении в названных списках до получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.