Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Ноевой В.В.,
судей Ивановой М.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2016 года, которым по административному исковому заявлению Мыколаенко Е.Н. в интересах несовершеннолетнего ребенка Л. к Окружной администрации городского округа "Город Якутск", Управлению образования окружной администрации г.Якутска о признании отказа в предоставлении дошкольного образования незаконным,
ПОСТАНОВЛЕНО:
Административное исковое заявление Мыколаенко Е.Н. в интересах несовершеннолетнего ребенка Л. к Окружной администрации городского округа "Город Якутск", Управлению образования окружной администрации г.Якутска о признании отказа в предоставлении дошкольного образования недействительным, - удовлетворить.
Признать отказ в предоставлении места в детском саде незаконным и обязать администрацию г.Якутска предоставить Л. _______года рождения доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в детском дошкольном образовательном учреждении г.Якутска, расположенном в разумном удалении от места проживания в группе полного дня в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мыколаенко Е.Н. в интересах малолетнего Л. обратился с вышеуказанным иском в суд, мотивируя тем, что 21 октября 2013г. они с супругой в интересах их малолетнего сына Л., _______ года рождения, встали в очередь в детский сад N ... " ********". Между тем в феврале 2016 года ответчиком в предоставлении путевки было отказано без объяснения причин. В связи с чем истцом было написано несколько заявлений ответчику, на что был получен ответ о том, что имеется три путевки в группу кратковременного пребывания. Просил оформить путевку ЦРР - Д/с " ********", но ответа также не последовало. Считает, что отказ является незаконным, поскольку ущемляет права ребенка, просит признать его незаконным и обязать ответчика предоставить место в детском дошкольном образовательном учреждении г.Якутска, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу.
Судом принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой в Верховный Суд РС (Я), в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств имеющих значение для дела. Указывает, что из содержания писем, направленных ответчиком. отказа истцу в предоставлении путевки не было, а наоборот, он был приглашен в ОА г.Якутска для оформления путевки в детский сад с 16 мая 2016г. Считает, что истцом не предоставлены доказательства явки по данным приглашениям, поэтому, в связи не соблюдением процедуры предоставления путевки по вине истца, место в дошкольном учреждении Л. предоставлено не было.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327. 1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела Мыколаенко Е.Н. является отцом несовершеннолетнего Л., _______ года рождения.
С 21 октября 2013г. Л. состоит на учете для получения путевки в детский сад N ... " ********".
Согласно письму Управления образования ОА г.Якутска от 09 марта 2016г. N ... свободные места для детей _______ г.р. в муниципальных детских садах отсутствуют. Указано, что путевка будет оформлена в период комплектования детей _______ г.рождения, которая будет проводиться в июне 2016г., поэтому о наличии вакансий необходимо уточнять после 10 мая 2016г.
Письмами Управления образования ОА г.Якутска от 25 мая 2016г. N ... , 20 июня 2016г N ... , сообщено что родители детей _______ г.р., состоящих в общегородской очереди до 12 июля 2013г. включительно, приглашаются к ним для оформления путевок. Дети, состоящие в очереди позже указанных дат, могут обратиться для получения путевок в группы кратковременного пребывания (МБДОУ ЦРР-Д/с N ... " ********", МБДОУ ЦРР-Д/с N ... " ********", МБДОУ ЦРР-Д/с N ... " ********").
На заявление истца о предоставлении путевки МБДОУ ЦРР-Д/с N ... " ********" ответ дан не был.
Место в дошкольном образовательном учреждении Л. не предоставлено.
Суд, разрешая дело, руководствовался положениями Конституции РФ, ФЗ "Об образовании в РФ" и пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Довод жалобы о том, что истцом нарушена процедура предоставления путевки, так как истец не явился к ответчику после 16 мая 2016г., как ему предлагалось, за получением путевки, в связи с чем место в дошкольном учреждении Л. не было предоставлено, является несостоятельным, поскольку из пояснений истца следует, что они с супругой неоднократно обращались после 16 мая 2016 года к ответчику за путевкой в детский сад. Кроме того, Управление образования ОА г.Якутска предложило для устройства ребенка Мыколенко Е.Н. несколько МБДОУ, имеющих группы кратковременного 5 -ти часового пребывания, в том числе МБДОУ ЦРР-Д/с N ... " ********", что следует из письма Управления от 20 июня 2016 года N ... Мыколаенко Е.Н. выразил согласие на получение путевки в МБДОУ ЦРР-Д/с N ... " ********", о чем имеется в материалах дела копия его заявления от 13 июля 2016 года. Однако путевка на устройство ребенка в указанный детский сад ему не была выдана.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2016 года по административному исковому заявлению Мыколаенко Е.Н. в интересах несовершеннолетнего ребенка Л. к Окружной администрации городского округа "Город Якутск", Управлению образования окружной администрации г.Якутска о признании отказа в предоставлении дошкольного образования недействительным оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи: М.Н. Иванова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.