Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Федотовой Л.Б., Кудряшова В.К.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 сентября 2016 года по делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" к Управлению государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании предписания незаконным,
установила:
ООО "Руссоль" обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что (дата) истцом получено предписание от (дата) года N Главного государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Табашникова Д.П. сроком исполнения не позднее (дата) об устранении нарушений транспортного законодательства. Истец считает указанное предписание незаконным и нарушающим его права, поскольку ООО "Руссоль" не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов, в связи с чем в отношении общества не действуют Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N7.
Просит суд признать указанное предписание незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20.09.2016 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С таким решением не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе Управление государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав судью-докладчика, пояснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу частей 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом; обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно пунктам 2, 8, 29 Приказа Минтранса России от 15 января 2014 года N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (зарегистрировано в Минюсте России 5 июня 2014 года N32585), настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - субъекты транспортной деятельности).
Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: в том числе наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Руссоль" является добыча соли. В качестве дополнительных видов деятельности (производство продуктов питания, оптовая розничная торговля, деятельность по оказанию услуг в сфере бухгалтерского учета, по управлению финансово-промышленными группами, холдингами, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, технические исследования, анализ и сертификация, образование профессиональное дополнительное); деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и грузов не ведется.
Согласно акту проверки ООО "Руссоль" УГАДН по Оренбургской области установлено, что общество осуществляет перевозки для собственных нужд, в эксплуатации находится 4 легковых автомобиля.
По результатам проверки главный государственный инспектор пришел к выводу о наличии нарушений требований части 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в связи с чем в отношении административного истца вынесено предписание от 29 июля 2016 года, в соответствии с которым на ООО "Руссоль" возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований транспортного законодательства, предусмотренных Законом N 196-ФЗ, основанными на нем Приказом Минтранса N 7, Приказом Минтранса N 13/11, Приказом Минтранса N287, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам, которой заявитель не занимается, а именно: 1) обеспечить осуществление контроля технического состояния транспортных средств профессиональными специалистами. Назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям. Провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию. 2) назначить приказом по организации должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения. 3) устранить нарушения положения об аттестации исполнительных руководителей и специалистов. Провести аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (согласно утвержденному перечню должностей. 4) Устранить несоответствие квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта установленным требованиям. Обеспечить наличие у диспетчера профессионального образования не ниже среднего, подтвержденного дипломом по специальности, входящей в укрепленную группу 23.00.00 "Техника и технология наземного транспорта". 5) устранить несоответствие квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств установленным требованиям. Обеспечить наличие у контролера АТС профессионального образования по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о неправомерности вынесения в отношении ООО "Руссоль" указанного предписания, поскольку общество не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам. Имеющиеся у него автомобили используются им исключительно для собственных потребностей в процессе осуществления основных видов деятельности, не связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта. В связи с чем на ООО "Руссоль" не распространяются требования части 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а также приказы Минтранса России NN 7, 13/11, 152, регулирующие порядок осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
В пунктах 1 и 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" разграничены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Исходя из положений статей 784, 785, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозкой является коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения.
Материалы дела не свидетельствуют о том, что ООО "Руссоль" относится к организациям, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов.
Исходя из того, что ООО "Руссоль" не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и (или) грузов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности требований оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы проверялись судом и по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права, с чем судебная коллегия согласиться не может.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.