Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 11 января 2017 г. по делу N 33а-33/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В.,
судей: Гришина С.В. и Меркулова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника N отдела ( "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения) - ФИО2 на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 22 сентября 2016 г., которым удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Гривы В.В. о признании незаконными действий начальника отдела управления жилищного обеспечения, связанных со снятием истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N/сев Грива В.В. с супругой - ФИО1 сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что истец распорядился ранее полученным от военного ведомства по месту прохождения военной службы жилым помещением, поскольку переоформил лицевой счет на свою супругу, утратив тем самым возможность сдачи этого жилья жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации.
Грива В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать это решение незаконным, обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения его отменить и восстановить его с супругой на жилищном учете.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования Гривы В.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы приводит нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и указывает, что в период прохождения военной службы Грива В.В. от военного ведомства был обеспечен жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес". Данное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ году было приватизировано истцом с членами семьи, после чего в ДД.ММ.ГГГГ году право собственности на него на основании заявления Гривы В.В. было отменено, а жилое помещение перешло в ведение поселкового совета пгт. Мирный. Анализируя приведенные обстоятельства, автор жалобы формулирует вывод о том, что в настоящее время Грива В.В. это жилье жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации не сдал, ввиду чего оснований для обеспечения его жилищной субсидией не имеется. В жалобе обращается внимание также и на то обстоятельство, что в силу подп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, жилищные органы указанного Министерства осуществляют управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за этим ведомством в то время, как ранее предоставленная истцу квартира в настоящее время относится к собственности Республики Крым.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что Грива В.В., заключивший первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, имеет общую продолжительность военной службы "данные изъяты" и с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи "данные изъяты" человека (истец и его супруга) состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном после увольнения месте жительства - "адрес", форма обеспечения жильем - предоставление жилищной субсидии.
Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы в ДД.ММ.ГГГГ истцу на состав семьи "данные изъяты" (он, супруга - ФИО1 и сын ФИО3) от военного ведомства по месту службы было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В ДД.ММ.ГГГГ года лицевой счет на указанное жилое помещение был переоформлен на ФИО1 и в ноябре того же года жилое помещение приватизировано истцом, его супругой и их сыном.
В ДД.ММ.ГГГГ года право собственности Гривы В.В. и членов его семьи на данное жилье на основании их заявления решением Исполнительного комитета "адрес" поселкового совета "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ прекращено, свидетельство о праве собственности аннулировано, а жилое помещение зарегистрировано за фондом поселкового совета "адрес".
В ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет на вышеуказанное жилое помещение оформлен на Гриву В.В., а в ДД.ММ.ГГГГ этот счет переоформлен на ФИО1 с внесением соответствующих изменений в договор найма жилого помещения.
В ДД.ММ.ГГГГ года Грива В.В., ФИО1 и их сын оформили удостоверенное командиром войсковой части N обязательство о сдаче указанного жилого помещения органам местного самоуправления пгт. Мирный в течение 2-х месяцев после предоставления истцу жилого помещения в избранном месте жительства на территории Российской Федерации - "адрес".
После избрания истцом в качестве формы обеспечения его жильем жилищной субсидией он и члены семьи ДД.ММ.ГГГГ оформили нотариально удостоверенное обязательство о сдаче указанного жилого помещения жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации в течение 4-х месяцев со дня получения жилищной субсидии.
Судом первой инстанции на основании справки МУП " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N, копии лицевого счета на вышеуказанное жилье, а также объяснений истца установлено, что в настоящее время в квартире по адресу: "адрес" постоянно проживают истец и его супруга, которая числится основным квартиросъемщиком данного жилья. Сын истца - ФИО3 снят с регистрационного учета по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ г. и проживает отдельно от родителей.
Оспариваемым решением начальника отдела управления жилищного обеспечения истец и его супруга сняты с жилищного учета на том основании, что Грива В.В., переоформив лицевой счет на ранее предоставленное ему жилье на свою супругу, совершил действия, препятствующие сдаче этого жилья уполномоченным органам.
Между тем в соответствии со ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 397-О и от 20 ноября 2014 г. N 2655-О содержится правовая позиция, согласно которой закрепленные в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" требования об однократном обеспечении жильем и о необходимости представления документов о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения государством жильем определенной категории граждан.
Следовательно, если военнослужащий распорядился ранее полученным от военного ведомства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он, действительно, не имеет права требовать повторного предоставления жилья по договору социального найма по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, давая оценку вышеприведенным обстоятельствам по делу, следует также исходить из того, что данная правовая позиция действует лишь в тех случаях, когда военнослужащий не имеет реальной возможности сдать ранее предоставленное ему от военного ведомства жилое помещение для последующего предоставления этого жилья другим военнослужащим и членам их семей.
Этот вывод соответствует разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8, согласно которым в случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти.
Между тем, учитывая, что ранее предоставленное от военного ведомства жилье к моменту принятия оспариваемого решения начальника отдела управления жилищного обеспечения истцом и членами его семьи не приватизировано и Грива В.В. из этого жилья не выезжал, переоформление лицевого счета на супругу истца не может повлечь за собой утрату права пользования истцом этим жильем и невозможность его сдачи жилищным органам. Кроме того, все члены семьи, поименованные в ордере от ДД.ММ.ГГГГ N, выданном N, на основании которого истцу было предоставлено вышеуказанное жилье, дали письменное обязательство о его сдаче после обеспечения последнего жилищной субсидией. Кроме того, на получение жилищной субсидии в составе семьи своего мужа претендует также и супруга истца, на которую оформлен в настоящее время лицевой счет на вышеупомянутое жилое помещение.
При этом в силу п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из этой нормы следует, что занимаемые военнослужащими жилые помещения, в том числе и находящиеся в муниципальной собственности, в случае их освобождения подлежат заселению другими военнослужащими.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Грива В.В. ранее полученным от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением не распорядился и в материалах дела не имеется сведений, подтверждающих невозможность сдачи им этого жилья, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности решения начальника отдела управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N/сев о снятии истца и его супруги с жилищного учета по указанному в оспариваемом решении основанию.
Следовательно, то обстоятельство, что жилое помещение, ранее предоставленное истцу за счет военного ведомства, в настоящее время находится в ведении муниципальных органов пгт. Мирный, не влияет на правильность вывода суда первой инстанции.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия принимает во внимание также следующее.
В силу положений п. 6 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с пп. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
При этом жилищная субсидия является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище в избранном после увольнения с военной службы месте постоянного жительства.
Таким образом, учитывая, что в настоящее время решение о предоставлении Гриве В.В. жилищной субсидии в порядке, предусмотренном пп. 5-7 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, не принято, условия, с которыми закон связывает выполнение им обязательства по сдаче ранее предоставленного от военного ведомства жилья, не наступили.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 22 сентября 2016 г. по административному исковому заявлению Гривы В.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.