Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе: председательствующего Соскал О.М., судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю., при секретаре Ажи А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску Чилбак-оол А.Б. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа **" пгт. Каа-Хем Кызылского района, администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании индексации заработной платы с учетом индекса потребительских цен по апелляционной жалобе представителя истца Чилбак-оол А.Б. - Денисовой Н.К. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 14 июня 2016 года,
установила:
Чилбак-оол А.Б. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что с 1 сентября 2014 г. работает учителем в МБОУ COШ ** пгт. Каа-Хем. В течение 2014-2015 г.г. ее заработная плата не индексировалась в нарушение ст. 22 ТК РФ. На ее письменное обращение от 25 января 2016 г. о выплате индексации был получен отказ в связи с отсутствием финансирования. Просила взыскать с МБОУ СОШ ** пгт. Каа-Хем ** в счет индексации заработной платы за 2014-2015 гг., а также расходы по оформлению доверенности на представителя в размере ** руб.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 14 июня 2016 г. в удовлетворении иска отказано.
Представитель истца Чилбак-оол А.Б. - Денисова Н.К. с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение ввиду нарушения судом норм материального права.
На заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания от них не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из ст. ст. 7 и 37 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 130 ТК РФ).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов (ст. 144 ТК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ ** пгт. Каа-Хем с 1 сентября 2014 г. в должности **.
Обосновывая иск, истец указала на то, что начисленные и выплаченные ей суммы заработной платы за 2014-2015 годы должны быть проиндексированы на индексы потребительских цен, которые согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Тыва за 2014- 2015 годы составляют 9,5 % и 11,4 %, соответственно.
Рассматривая и разрешая исковые требования Чилбак-оол А.Б., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец работает в МДОУ пгт. Каа-Хем, финансирование которого производится из средств местного бюджета муниципального района "Кызылский район", то согласно ст. 134 ТК РФ индексация заработной платы должна производиться лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласна по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и в силу предписаний ст.ст. 2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст.ст. 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Тыва от 11 августа 2014 года N 2691 ВХ-1 "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных организаций" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Как следует из ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва, уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в ст. 2 данного Закона.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предписано Правительству Российской Федерации обеспечить, в частности, увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 вышеуказанного Указа Президента РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 722-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 года N 632 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014-2020 годы" (подпрограмма 2 "Развитие общего образования") предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы по экономике республики.
Согласно сведениям Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (Тывастат), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Республике Тыва за 2014 год - 27 507,4 руб., за 2015 год - 28 302,3 руб.
Как следует из справок формы 2-НДФЛ, общая сумма дохода Чилбак-оол А.Б. за 2014 год составила ** руб., за 2015 год - ** руб.
Постановлением администрации муниципального района "Кызылский район" от 18 августа 2015 года N 181 утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций (учреждений) муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва, регламентирующее систему, порядок установления и выплаты заработной платы указанным категориям работников.
Таким образом, поскольку истец работал в МБОУ пгг. Каа-Хема, которое в силу ст. 134 ТК РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений г. Кызыла, то требования истца произвести индексацию ее заработной платы за эти годы путем увеличения на индексы потребительских цен не подлежат удовлетворению.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и иное толкование норм действующего законодательства, вследствие чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.