Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Нестеровой А.А., судей Савелькиной Г.О., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Николаева А.В. к администрации Вурнарского района Чувашской Республики о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Николаева А.В. - Шабановой Л.П. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано .
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Николаев А.В. обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации Вурнарского района Чувашской Республики о признании решения жилищной комиссии при администрации Вурнарского района Чувашской Республики от 07 апреля 2016 года N " ... " в части отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях с 20 февраля 2016 года.
Требования мотивированы тем, что истец Николаев А.В. как непосредственный участник в действиях подразделений особого риска, имеет право на получение жилищного сертификата для обеспечения жильем. Решением жилищной комиссии администрации Вурнарского района Чувашской Республики от 07 апреля 2016 года ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, поскольку, проживая с 15 марта 2003 года по адресу: " ... " площадью " ... " кв.м., принадлежащем на праве собственности его отцу ФИО1., Николаев А.В. 10 ноября 2015 года заключил с ним договор найма жилого помещения. Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку в собственности, а также в пользовании по договору социального найма жилых помещений не имеет, снимает комнату по договору найма. При определении нуждаемости в жилом помещении администрация не учла права другого лица на указанное выше жилое помещение.
Истец Николаев А.В. в судебном заседании не присутствовал, реализовав свое право на участие в деле через представителя Шабанову Л.П., которая исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации Вурнарского района Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовал, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Судом постановленоуказанное выше решение, обжалованное представителем истца Николаева А.В. Шабановой Л.П. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Николаева А.В. Шабановой Л.П., поддержавшей апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10 декабря 2015 года истцу Николаеву А.В. выдано удостоверение серии " ... ", согласно которому ему гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "в" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1. Удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам из подразделений особого риска регулируется Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Согласно пункту 2 вышеназванного Постановления лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что в качестве меры социальной поддержки предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам необходимым условием для получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы является признание лица в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения. Действия совершаются гражданами с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, для применения в отношении гражданина последствий нормы статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.
Данный вывод основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, согласно которому ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии с постановлением главы администрации Вурнарского района Чувашской Республики от 19 февраля 2015 года N 87 учетная норма площади жилого помещения в сельских поселениях Вурнарского района Чувашской Республики установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилья на человека.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, НиколаевА.В. зарегистрирован и проживает в доме N " ... " по ул. " ... ", в котором также значится зарегистрированной мать истца ФИО2 Из копии паспорта Николаева А.В. усматривается, что он зарегистрирован в данном доме с 15 мая 2003 года.
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним жилой дом N " ... " общей площадью " ... " кв.м. по ул. " ... " принадлежит на праве собственности ФИО1., являющемуся отцом истца.
При этом согласно выписке из похозяйственной книги в доме N " ... " по ул. " ... " зарегистрированы истец Николаев А.В. и его мать ФИО2
Из имеющихся в материалах дела копии паспортов следует, отец истца ФИО1 зарегистрирован по адресу: г " ... ", а сын истца ФИО3 зарегистрирован по адресу: " ... ".
10 ноября 2015 года между ФИО1 и Николаевым А.В. заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого Николаеву А.В. предоставлено во временное пользование в целях проживания помещение, состоящее из одной комнаты, в доме N " ... " по ул. " ... ". Срок найма жилого помещения устанавливается с 10 ноября 2015 года по 09 ноября 2016 года.
20 февраля 2016 года истец Николаев А.В. обратился в администрацию Вурнарского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года N 3 "О порядке ведения органами местного самоуправления Чувашской Республики на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений" с составом семьи из трех человек, включая мать ФИО2., сына ФИО3., отца ФИО1
В адресованном Николаеву А.В. письме от 07 апреля 2016 года администрация Вурнарского района Чувашской Республики указала, что его заявление рассмотрено жилищной комиссией и принято решение об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не истек пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Николаева А.В., суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями законодательства и на основании исследования представленных в дело доказательств, пришел к выводу о законности принятого ответчиком решения об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с совершением намеренных действий по ухудшению жилищных условий, поскольку проживая в качестве члена семьи собственника жилого дома, расположенного по адресу: " ... ", площадью " ... " кв.м., добровольно прекратил свое право пользования указанным жилым помещением, заключив 10 ноября 2015 года договор найма жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Так, суд первой инстанции исходя из фактических обстоятельств дела пришел к правильному выводу, что истец, будучи зарегистрированным в принадлежащем на праве собственности его отцу доме N " ... " по ул. " ... ", как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы. С заявлением о постановке на учет истец обратился лишь после того, как заключил договор найма жилого помещения. При этом истец, заключив договора найма жилого помещения, добровольно отказался от права пользования данным жилым помещением. Изложенное свидетельствует о том, что истец совершил действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий с намерением приобретения права состоять на соответствующем учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
При таком положении и в связи с тем, что установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок со дня совершения истцом указанных действий не истек, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого решения жилищной комиссии при администрации Вурнарского района Чувашской Республики незаконным и для удовлетворения остальных требований истца. Оспариваемое решение соответствует нормам жилищного законодательства, регулирующего вопросы признания граждан нуждающихся в жилых помещениях и постановки их на учет на получение жилья.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, и по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает. Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку доказательств, не свидетельствуют о неправильности принятого судом первой инстанции решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя истца Николаева А.В. - Шабановой Л.П. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Нестерова
Судьи Г.О. Савелькина
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.