Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Тальменская средняя общеобразовательная школа N 5" Тальменского района Алтайского края на вступившее в законную силу решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 26 июля 2016 года, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Алтайском крае Кукалевой Н. Ю. от 14 июня 2016 года N 7-1871-16-ОБ/313/1/9, которым
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Тальменская средняя общеобразовательная школа N 5" Тальменского района Алтайского края (далее - МКОУ "Тальменская СОШ N5"), юридический адрес: "адрес", ИНН "данные изъяты",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 10 июня 2016 года N 7-1871-16-ОБ/313/1/5/13 при проведении в период с 18 мая по 10 июня 2016 года внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлено, что МКОУ "Тальменская СОШ N5" допущены нарушения трудового законодательства, а именно:
- заработная плата работникам - "данные изъяты" В.А., "данные изъяты" М.В., "данные изъяты" О.В., "данные изъяты" Н.А., "данные изъяты" Н.В., "данные изъяты" Е.А., "данные изъяты" О.А. за январь-апрель 2016 года начислялась не в соответствии с трудовым договором (исходя из оклада в размере 1983 рубля), а в размере 1982,71 рубля, чем нарушены требования статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс);
- размер начисленной вышеуказанным работникам, а также "данные изъяты" М.Е. заработной платы за январь-апрель 2016 года без учета районного коэффициента составил менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2016 года в сумме 6 204 рублей в месяц, чем нарушены требования статей 129, 133, 135, 148, 315, 316 Кодекса;
- заработная плата (аванс) за январь 2016 года выплачена работникам с нарушением установленного пунктом 3.3 коллективного договора срока (18 января 2016 года вместо 15 января 2016 года), чем нарушена часть 5 статья 136 Кодекса;
- работникам "данные изъяты" В.А., "данные изъяты" М.В., "данные изъяты" Н.А., "данные изъяты" Н.В., отработавшим в январе 2016 года 126,7 часов при норме рабочего времени 120 часов, в апреле 2016 года 172,3 часа при норме рабочего времени 168 часов, "данные изъяты" О.В., отработавшей в январе 2016 года 126,7 часов при норме рабочего времени 120 часов, "данные изъяты" Е.А., "данные изъяты" О.А., "данные изъяты" М.Е., отработавших в апреле 2016 года 172,3 часа при норме рабочего времени 168 часов, не начислена и не выплачена оплата за сверхурочную работу, чем нарушены требования статей 22, 152 Кодекса.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 26 июля 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба МКОУ "Тальменская СОШ N5" - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, МКОУ "Тальменская СОШ N5" просит постановление должностного лица и судебный акт отменить, ссылаясь на то, что размер оклада (1982,71 рубля) был указан в компьютерной программе, используемой при начислении заработной платы, разница в окладе составила 29 копеек, значительного ущерба работникам причинено не было, что свидетельствует о малозначительности правонарушения; вывод административного органа о необходимости начисления районного коэффициента сверх суммы минимального размера оплаты труда основан на неверном толковании действующего законодательства; вина в несвоевременной выплате заработной платы отсутствует, поскольку учреждение финансируется из краевого бюджета, денежные средства на выплату авансовых платежей по заработной плате были перечислены сразу после их поступления от учредителя; период просрочки не является длительным, что также свидетельствует о малозначительности правонарушения; привлечение работников к сверхурочной работе в январе и в апреле 2016 года не является нарушением действующего законодательства (статей 97, 99 Кодекса), порядок привлечения к сверхурочной работе нарушен не был, доказательств обратного административным органом не представлено.
Проверив материалы дела, административный материал, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения МКОУ "Тальменская СОШ N5" к административной ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения послужило, помимо прочего, нарушение требований статей 129, 133, 135, 148, 315, 316 Кодекса, выразившееся в том, что размер начисленной работникам заработной платы за январь-апрель 2016 года составил менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента. При этом должностное лицо и судья районного суда исходили из того, что районный коэффициент подлежит начислению сверх минимального размера оплаты труда.
С таким выводом согласиться нельзя.
Согласно части 3 статьи 133 Кодекса месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статья 129 Кодекса определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.
Таким образом, положениями действующего законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Соответственно, действующим законодательством не гарантирована выплата заработной платы в размере минимального размера оплаты труда с доплатой районного коэффициента.
Из материалов дела следует, что в январе - апреле 2016 года "данные изъяты" В.А., "данные изъяты" М.В., "данные изъяты" О.В., "данные изъяты" Н.А., "данные изъяты" Н.В., "данные изъяты" Е.А., "данные изъяты" О.А., "данные изъяты" М.Е. начислена и выплачена заработная плата в предусмотренном законом минимальном размере оплаты труда, поскольку размер заработной платы, предусмотренной трудовыми договорами, с учетом районного коэффициента составил меньшие суммы.
Следовательно, вывод должностного лица и судьи районного суда о том, что начисление вышеуказанным работникам заработной платы за январь-апрель 2016 года менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента является нарушением трудового законодательства, основан на неправильном применении норм материального права.
В связи с изложенным, указание на данное нарушение подлежит исключению из постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Согласно статье 22 Кодекса работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу части 5 статьи 136 Кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (статья 152 Кодекса).
Факт совершения МКОУ "Тальменская СОШ N5" вмененного правонарушения в части нарушения требований статей 22, 136, 152 Кодекса подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10 июня 2016 года N 7-1871-16-ОБ/313/1/5/13, распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 18 мая 2016 года о проведении внеплановой документарной проверки (л.д. 111), копиями акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10 июня 2016 года, устава МКОУ "Тальменская СОШ N5", трудовых договоров от ДД.ММ.ГГ NN "данные изъяты", дополнительных соглашений к указанным трудовым договорам от ДД.ММ.ГГ, расчетных листков за январь - апрель 2016 года, коллективного договора от 02 октября 2014 года, табелей учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за январь - апрель 2016 года, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 9), реестром денежных средств с результатами зачислений по реестру от 18 января 2016 года NN 902, 905, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, оцененными должностным лицом и судьей районного суда по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях МКОУ "Тальменская СОШ N5" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Указание в жалобе на то, что размер оклада был указан в компьютерной программе, используемой при начислении заработной платы, не свидетельствует об отсутствии в действиях МКОУ "Тальменская СОШ N5" нарушения статьи 22 Кодекса, предусматривающей обязанность работодателя по соблюдению условий трудового договора. Вышеуказанными трудовыми договорами с учетом дополнительных соглашений оклад определен в размере 1983 рубля.
Ссылка в жалобе на то, что учреждение финансируется из краевого бюджета, денежные средства на выплату авансовых платежей по заработной плате были перечислены сразу после их поступления от учредителя, не свидетельствует об отсутствии в действиях МКОУ "Тальменская СОШ N5" состава вменного правонарушения, поскольку не позволяет сделать вывод о принятии всех зависящих от учреждения мер к соблюдению требований части 5 статьи 136 Кодекса.
Доводы жалобы о том, что привлечение работников к сверхурочной работе в январе и в апреле 2016 года не является нарушением действующего законодательства (статей 97, 99 Кодекса), порядок привлечения к сверхурочной работе нарушен не был, не исключают обязанности работодателя по соблюдению статьи 152 Кодекса, регулирующей оплату сверхурочной работы.
Ссылки в жалобе на малозначительность правонарушения подлежат отклонению, учитывая характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений.
Принцип презумпции невиновности, установленный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении административного дела не нарушен.
Нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Тальменская средняя общеобразовательная школа N 5" Тальменского района Алтайского края удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Алтайском крае Кукалевой Н. Ю. от 14 июня 2016 года N 7-1871-16-ОБ/313/1/9, решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 26 июля 2016 года, вынесенные в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Тальменская средняя общеобразовательная школа N 5" Тальменского района Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, указав, что они вынесены в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Тальменская средняя общеобразовательная школа N 5" Тальменского района Алтайского края, исключив из них суждение о нарушении требований статей 129, 133, 135, 148, 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившемся в том, что размер начисленной "данные изъяты" В.А., "данные изъяты" М.В., "данные изъяты" О.В., "данные изъяты" Н.А., "данные изъяты" Н.В., "данные изъяты" Е.А., "данные изъяты" О.А., "данные изъяты" М.Е. заработной платы за январь-апрель 2016 года составил менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", с учетом районного коэффициента.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.