Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Г.А. Абдуллиной, С.М.Тютчева,
при секретаре судебного заседания Л.Н. Абдрахмановой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.В. Шакирьянова гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Т. Сабирова на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 ноября 2016 года. Этим решением постановлено:
исковые требования Р.Т. Сабирова к ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет земельного участка без согласования границ с правообладателем смежного земельного участка, откорректировать границы земельного участка на основании межевого плана оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав Р.Т.Сабирова и его представителя О.Н. Хуртину, поддержавших жалобу, заслушав возражения представителя МЗИО РТ Д.А. Авдеева об обоснованности решения, судебная коллегия
установила:
Р.Т. Сабиров обратился в суд с иском к ФГБУ ФКП Росреестра по РТ, МЗИО РТ о признании кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:940; признании кадастровой ошибки в схеме на земельный участок с кадастровым номером ... от "дата" ... -Р; обязании ФГБУ ФКП Росреестра по РТ осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:940 на основании межевого плана от "дата" без согласования границ с правообладателем земельного участка, поставить на кадастровый учет в соответствии с межевым планом земельный участок по сформированным границам.
В обоснование требований указывается, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" на основании решения Приволжского районного суда "адрес" от "дата", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от "дата". Указанный дом расположен на земельном участке, площадью 879 кв.м, находящемся в пользовании у него - истца более 15 лет. Участок огорожен капитальным забором, что подтверждается техническим паспортом от "дата" и топографическим материалом от "дата". Указанный земельный участок был выделен истцу на основании списка работников завода "Казаньэнергомаш" в 1996 году под строительство индивидуального жилого дома по адресу: "адрес". В отношении земельного участка было изготовлено землеустроительное дело ... от "дата". При обращении Р.Т. Р.Т. Сабирова в "адрес" для оформления земельного участка выяснилось, что данный земельный участок накладывается на отвод Центра гребных видов спорта озера Средний Кабан. Согласно ответу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ ... от "дата", в границе земельного участка по "адрес" имеется кадастровая ошибка, проводятся работы по внесению изменений в границы землеотводов. Истцом был изготовлен межевой план по исправлению кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером ... , который прошел согласование в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ. В соответствии с ответом Управления архитектуры и градостроительства ИК МО "адрес" от "дата" формирование земельного участка без корректировки границ Центра гребных видов спорта не представляется возможным. На тот момент земельный участок, на границе которого находился жилой дом истца, был предоставлен в пользование Центру гребных видов спорта на основании постановления ИК МО "адрес" от "дата" ... "О предоставлении Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ земельного участка на озере Средний Кабан". "дата" истец обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ для согласования межевого плана, однако ему был дан ответ от "дата" ... , согласно которому Министерство согласовывает исправление кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером ... Право собственности на указанный земельный участок перешло к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, после чего истец обратился к ответчику с просьбой об исправлении кадастровой ошибки, также отправив межевой план. В заключении кадастрового инженера указано, что при сравнении данных государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером ... выявлено несоответствие кадастровых сведений о местоположении частей ранее установленных границ земельного участка их фактическому местоположению, в связи с чем, в государственный кадастр недвижимости были внесены ошибочные координаты точек частей границ земельного участка. Кадастровым инженером сделан вывод о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости и проведения кадастровых работ по уточнению местоположения частей границ земельного участка с кадастровым номером ... По данным контрольного обмера, съемки угловых поворотных точек границ земельного участка его площадь уменьшилась на 804 кв.м и составила 118 978 кв.м. Кадастровая ошибка возникла из-за неправильного формирования и подготовки схемы от "дата" ... -Р без выезда на местность и проверки фактов использования земельного участка третьими лица. Истец считает, что наличие кадастровой ошибки, препятствует ему в оформлении права собственности на земельный участок.
В судебном заседании суда первой инстанции Р.Т. Р.Т. Сабирова и его представитель уточнили исковые требования, просили признать кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером ... , а также в схеме, утвержденной постановлением от "дата" ... ; обязать ФГБУ ФКП Росреестра по РТ осуществить государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: РТ, "адрес", на основании межевого плана от "дата", без согласования границ с владельцами смежного земельного участка с кадастровым номером ... ; обязать ФГБУ ФКП Росреестра по РТ откорректировать границы земельного участка с кадастровым номером ... по границе земельного участка, расположенного по адресу: РТ, "адрес", на основании межевого плана от "дата", подготовленного кадастровым инженером ФИО10, представленного по заявлению от "дата" ... (том 2 л.д. 33).
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования в уточненной формулировке поддержали.
Представитель ответчика - ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с иском не согласился.
Представитель ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с иском не согласился.
Представитель третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства ИК МО "адрес" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (том 1 л.д. 216).
Представитель третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (том 1 л.д. 217).
Третьи лица - кадастровые инженеры ООО "Земельный кадастр" Р.Р. Галлямова, Р.Р. Гайнуллин в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены (том 1 л.д. 215, 218).
Суд первой инстанции, оставив требования Р.Т. Сабирова без удовлетворения, вынес выше изложенное решение.
В апелляционной жалобе Р.Т. Сабирова ставится вопрос об отмене решения об удовлетворении иска.
При этом указывается, что суд при разрешении спора не учел, что спорный земельный участок был выделен ему в собственность заводом "Казань энергомаш" на законных основаниях и его право никем не оспаривается.
Кроме того, спорный земельный участок находится на границе муниципальных земель и земель ответчика, при исправлении кадастровой ошибки не будет ущемлены права ответчика, а он в настоящее время лишен права сформировать земельный участок, на котором расположен дом.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Р.Т. Сабиров и ее представитель О.Н. Хуртина доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Д.А. Авдеев возражал против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Судебная коллегия, как и суд первой инстанции, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 1, ч 2, ч. 3 и ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от "дата" N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 и ч. 5 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке и информирует о принятом решении саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, если кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером, являющимся членом такой саморегулируемой организации. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Судом первой инстанции установлено, что постановлением ИК МО "адрес" от "дата" ... "О предварительном согласовании Муниципальному учреждению Комитет физической культуры и спорта ИК МО "адрес" мест размещения объекта на озере "адрес"" утвержден акт выбора и схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, площадью 187 562 кв.м и площадью 119 782 кв.м, на озере Средний Кабан "адрес".
Согласно акту выбора земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта от "дата" ... , на основании осмотра площадки под строительство гребного канала и рассмотрения представленных материалов обоснования мест размещения объекта произведен выбор земельных участков для строительства объекта. Комиссией принято решение считать целесообразным использование земельных участков для строительства гребного канала и просить КЗИО ИК МО "адрес" зарезервировать земельные участки, площадью 187 562 кв.м и площадью 119 782 кв.м, на озере "адрес" для размещения объекта.
Постановлением ИК МО "адрес" от "дата" внесены изменения в вышеуказанное постановление от "дата" ... , а именно: заменены в названии, преамбуле, пунктах 2, 4, 5, приложении слова "Муниципальное учреждение Комитет физической культуры и спорта ИК МО "адрес"" словами "Главное инвестиционно-строительное управление в РТ" в соответствующих падежах.
"дата" в Едином государственном реестре прав было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 119 782 кв.м, с кадастровым номером ... расположенный по адресу: "адрес", на озере Средний Кабан, за Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от "дата" ... -р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 119 782 кв.м, с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес", на озере "адрес", за Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ.
"дата" в Едином государственном реестре прав было зарегистрировано право собственности Республики Татарстан на земельный участок, с кадастровым номером ... расположенный по адресу: "адрес", на озере "адрес"
Распоряжением МЗИО РТ от "дата" ... -р утверждена схема расположения земельного участка, площадью 25 366 кв.м, из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: РТ, "адрес", на озере Средний Кабан, образуемого из земельного участка с кадастровым номером ...
В результате выдела из земельного участка с кадастровым номером ... нового земельного участка площадью 25 366 кв.м площадь земельного участка с кадастровым номером ... изменилась с 119 782 кв.м на 94 416 кв.м.
В соответствии с кадастровой выпиской от "дата" земельный участок с кадастровым номером ... , площадью 94 416 кв.м, поставлен на кадастровый учет "дата", имеет разрешенный вид использования - для размещения гребного канала.
Вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда "адрес" от "дата" за Р.Т. Сабировым признано право собственности на жилой дом, общей площадью 19,6 кв.м, в том числе жилой - 12,3 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", как на самовольную постройку.
Право собственности за истцом на вышеуказанный жилой дом "дата" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав за Р.Т. Сабировым, что подтверждается свидетельством о регистрации прав от "дата".
Согласно кадастровому паспорту от "дата", вышеуказанный жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:940.
На обращение истца Р.Т. Сабирова в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО "адрес" по вопросу формирования земельного участка под домом ... по "адрес" дано градостроительное заключение от "дата" ... , в соответствии с которым земельный участок находится в зоне действия градостроительных регламентов в составе Правил землепользования и застройки Градостроительного Устава "адрес" - зоне парков, а именно Р2. Земельный участок, площадью 879 кв.м, находится в границах земельного участка, предоставленного постановлением ... от "дата" для размещения объекта "Центр гребных видов спорта, озеро Средний Кабан. Формирование земельного участка, площадью 879 кв.м, по "адрес" без корректировки границ "Центра гребных видов спорта" не представляется возможным.
Для выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: РТ, "адрес", истец обратился к кадастровому инженеру Р.Р. Гайнуллину, которым подготовлен межевой план от "дата".
В соответствии с заключением кадастрового инженера Р.Р. Гайнуллина, содержащемся в межевом плане, доступ на образуемый земельный участок осуществляется через земельный участок с кадастровым номером ... (земли общего пользования). Съемка земельного участка проведена по существующему забору, что подтверждается выкопировкой с планшета масштаба ... с номенклатурой листа 172-В-3 от "дата". Кадастровым инженером были выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении частей ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером ... их фактическому местоположению. При сравнении данных государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером ... допущена кадастровая ошибка. В связи с этим, в государственный кадастр недвижимости были внесены ошибочные координаты точек частей границ данного земельного участка. На основании вышеизложенного, кадастровый инженер приходит к выводу о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости и проведения кадастровых работ по уточнению местоположения частей границ земельного участка с кадастровым номером ... Площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... , указанная в данных государственного кадастра недвижимости, составляет 119 782 кв.м. При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером ... его площадь не меняется, а меняются только границы земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером ... был поставлен на государственный кадастровый учет согласно постановлению ИК МО "адрес" "О предоставлении Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ земельного участка на озере Средний Кабан" от "дата" ... Поэтому кадастровая ошибка в отношении части границы может быть исправлена только в судебном порядке. О наличии кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером ... говорится и в письме МЗИО РТ, в частности, об ускорении работ по исправлению кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером ... В межевом плане приведены координаты по уточнению части границы смежного земельного участка с кадастровым номером ... от т. 19 до т. 22, имеющего уточненную площадь с учетом координат образуемого земельного участка.
"дата" истец обратился в ФГБУ ФКП Росреестра по РТ с заявлением ... о постановке на кадастровый учет земельного участка, приложив вышеуказанный межевой план от "дата".
Решением ФГБУ ФКП Росреестра по РТ ... от "дата" истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: РТ, "адрес".
Отказ мотивирован тем, что при постановке земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, на кадастровый учет и одновременно исправлении кадастровой ошибки смежного земельного участка с кадастровым номером ... был нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков: границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считаются согласованными с правообладателем смежного земельного участка в кадастровым номером ... , в сведениях о котором исправляется кадастровая ошибка. Так, в разделе "Акт согласования местоположения границы земельного участка" отсутствует подпись правообладателя смежного земельного участка с кадастровым номером ... , в отношении которого исправляется кадастровая ошибка. В соответствии с п. 83 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от "дата" ... в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, уточнению местоположения границ смежных земельных участков, то на обороте раздела "Чертеж земельных участков и их частей" межевого плана оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка. Однако представленный межевой план не содержит сведений о согласовании границ образуемого земельного участка с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером ... в разделе "Акт согласования местоположения границы земельного участка" смежного земельного участка с кадастровым номером ... , в отношении которого исправляется кадастровая ошибка, отсутствует подпись заинтересованного лица. Изменение площади земельного участка с кадастровым номером ... и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ. По результатам исправления кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером ... его конфигурация не соответствует имеющейся в схеме расположения земельного участка, утвержденной постановлением от "дата" ... , на основании которой произведен кадастровый учет. Представленный межевой план по форме и (или) содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от "дата" ... Так, в составе приложения межевого плана отсутствует документ-основание для проведения кадастровых работ по образованию земельного участка; имеются противоречивые сведения о величине площади земельного участка с кадастровым номером ... , в сведениях о котором исправляется кадастровая ошибка. Согласно заключению кадастрового инженера, при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером ... его площадь не меняется, в акте согласования местоположения границы земельного участка указана площадь 119 782 кв.м. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, площадь земельного участка до исправления кадастровой ошибки составляет 94 416 кв.м, а в результате исправления кадастровой ошибки формируется земельный участок площадью 93 607 кв.м.
Таким образом, из материалов дела следует, что принадлежащий Р.Т. Р.Т. Сабирова жилой дом по "адрес" расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:940, который зарегистрирован на праве собственности за Республикой Татарстан.
Данный дом построен в 1999 году, что установлено решением Приволжского районного суда "адрес" от "дата".
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; ... 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В соответствии со ст. 7 Федеральным законом РТ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного 25 апреля 1991 года, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.
Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
При покупке всего земельного участка или его части в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для заключения договора в нотариальном порядке. Заключенный договор и документы об оплате стоимости земельного участка служат основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право собственности на землю. Форма договора утверждается Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик.
К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.
Согласно ст. 23 Земельного кодекса Республики Татарстан от 9 апреля 1991 года N 836-XII, право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется государственным актом на право пользования и владения землей, который выдается и регистрируется исполкомами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
В государственных актах на право владения и на право пользования землей указываются землевладелец или землепользователь, размеры и границы земельного участка, его кадастровая оценка и особые условия использования данного участка.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года N137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Наряду с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-03 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года K493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со ст.7,8 Земельного кодекса Республики Татарстан, принятого 10 июля 1998 года и введенного в действие 15 августа 1998 года (в редакции действовавшей до 18 января 2005 года) к компетенции районного Совета народных депутатов в области регулирования земельных отношений относятся: 1) внесение в Кабинет Министров Республики Татарстан предложений об изменении и установлении границ земель района; 2) утверждение районных программ по использованию и охране земель; 3) контроль за соблюдением земельного законодательства на территории района. 4) установление льгот по взиманию платы за землю в соответствии с законодательством.
К компетенции городской администрации в области регулирования земельных отношений относятся: 1) разработка и выполнение городских программ по использованию и охране земель в комплексе с другими природоохранными и градостроительными мероприятиями; 2) принятие решения о предоставлении земельных участков в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса;
Согласно ч.1 ст. 59 Земельного кодекса Республики Татарстан гражданам и юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе аренду из земель, находящихся в собственности местного самоуправления, - по решению уполномоченного органа местного самоуправления, из земель, находящихся в республиканской собственности, - по решению местных администраций, за исключением: земель лесного фонда для целей, не связанных с лесохозяйственным использованием, земель, занятых зелеными зонами городов, водоохранными и защитными зонами; пашни и других сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, для несельскохозяйственных нужд; земельных участков для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, военно - учебных заведений, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск других министерств и ведомств, выполняющих задачи в области обороны и безопасности; земель пригородных зон, которые предоставляются по решению Кабинета Министров Республики Татарстан.
Таким образом, в силу действующего в период возведения истцом дома законодательства, решение о предоставлении земельного участка относилось к компетенции городской администрации, при этом, документами, удостоверяющими право на земельный участок, являлись государственные акты, свидетельства.
Ни один из перечисленных выше документов, подтверждающих выделение истцу занимаемого вышеуказанным домом земельного участка, суду не представлен.
Так, как обоснованно указано районным судом, представленный истцом список работников завода "Казаньэнергоммаш" о выделении Р.Т. Р.Т. Сабирова 6 соток земельного участка под строительство жилого дома по "адрес", правоустанавливающим либо правоудостоверяющим документом по смыслу вышеприведенных положений закона не является.
Доказательств того, что завод "Казаньэнергоммаш" был вправе распоряжаться земельным участком по "адрес" в суд также не представлено.
При наличии таких данных с доводами жалобы Р.Т. Р.Т. Сабирова о том, что спорный земельный участок был выделен ему в собственность заводом "Казаньэнергомаш" на законных основаниях и его право никем не оспаривается, согласиться нельзя.
По смыслу статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" исправление кадастровой ошибки, о чем в своих требованиях просит истец, в силу действующего законодательства возможно, в случае если будет установлено, что содержащиеся в государственном кадастре сведения были воспроизведены на основании документов, содержащих ошибочные сведения. При этом, вывод о наличии кадастровой ошибки должен быть обоснован с описанием того, в чем именно такая ошибка заключается.
Доказательств того, что содержащиеся в государственном кадастре данные о земельном участке с кадастровым номером ... были воспроизведены на основании документов, содержащих ошибочные сведения, суду истцом также не представлено.
Суд первой инстанции правильно признал необоснованными доводы истца и его представителей о том, что при утверждении постановлением ИК МО "адрес" от "дата" ... схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ... в состав данного участка необоснованно включен участок земли под домом ... по "адрес", так как правоустанавливающего документа на земельный участок под данным домом у истца Р.Т. Р.Т. Сабирова не имеется.
Кроме того, в своем заключении о наличии кадастровой ошибки кадастровый инженер ФИО10 исходил из площади земельного участка с кадастровым номером ... в размере 119 782 кв.м, указывая при этом о том, что при уточнении границ данного земельного участка его площадь не меняется, а меняются только границы земельного участка.
Между тем, фактически по сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым номером ... составляет 94 416 кв. м, и по результатам рассмотрения заявления истца о постановке на кадастровый учет образуемого земельного участка выявлено, что в случае исправления кадастровой ошибки земельный участок с кадастровым номером ... формируется площадью 93 607 кв. м. То есть площадь данного земельного участка уменьшается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заключение кадастрового инженера ФИО10 не может быть положено в основу как допустимое доказательство о наличии кадастровой ошибки.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца Р.Т. Р.Т. Сабирова о признании кадастровой ошибки в отношении данного земельного участка, поскольку правоустанавливающий документ, подтверждающий образование и выделение истцу земельного участка под домом ... по "адрес" в материалах дела отсутствует и не существует в природе, данный участок земли фактически расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером ... , являющегося собственностью Республики Татарстан, который имеет разрешенный вид использования - под размещение гребного канала, и допустимых доказательств наличия кадастровой ошибки в отношении указанного участка не представлено.
В обоснование заявленных требований истцом и его представителями представлены также решение Приволжского районного суда "адрес" от "дата" по делу ... и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ от "дата", которым указанное решение оставлено без изменения.
Суд полагает, что установленные вышеуказанными судебными актами обстоятельства не могут служить основанием для удовлетворения требования истца по данному делу по следующим основаниям.
Решением Приволжского районного суда "адрес" от "дата" МЗИО РТ отказано в удовлетворении исковых требований к Р.Т. Р.Т. Сабирова об истребовании земельного участка площадью 94 416 кв.м с кадастровым номером ... признании зарегистрированного права собственности на жилой "адрес" и его сносе, на том основании, что МЗИО РТ не представлено суду доказательств того, что данный участок находился во владении Р.Т. Р.Т. Сабирова на каком-либо праве, и на момент предъявления данных требований жилой дом не являлся самовольной постройкой в связи с возникновением права собственности на него на основании вступившего в законную силу решения суда, а также пропуском срока исковой давности по предъявленным требованиям.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае имеет место спор о праве истца на занимаемый домом ... по "адрес" земельный участок, который подлежит разрешению в самостоятельном и в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца Р.Т. Р.Т. Сабирова о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет земельного участка по "адрес" без согласования границ с правообладателем смежного земельного участка и откорректировать границы земельного участка с кадастровым номером ... на основании межевого плана кадастрового инженера ФИО10 от "дата" также являются необоснованными и подлежат отклонению.
Указанное выше подтверждает вывод о том, что суд первой инстанции, проверив доводы сторон, проанализировав собранные в судебном заседании доказательства, дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, принял основанное на законе решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Р.Т. Р.Т. Сабирова в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции проверены. Они повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Т. Сабирова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.