Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Сокол В.С.,
судей:
Егоровой Е.С., Пономаренко А.В.,
при секретаре:
Сашко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Красноперекопска к Гридневой ФИО8, третьи лиц Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Управление муниципального имущества, архитектуры и земельных отношений Администрации г. Красноперекопска о расторжении договора аренды, взыскании задолженности, пени, по апелляционной жалобе Гридневой ФИО9 на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 16 ноября 2016 г.,
УСТАНОВИЛА:
В марте 2016 г. Администрация г. Красноперекопска обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, обосновывала его тем, что земельные участки по адресу "адрес" находятся в пользовании Гридневой Н.В. на основании договоров аренды, заключенных между нею и Красноперекопским городским советом АР Крым от 06.12.2006 г. Согласно п. 42 договоры аренды, их действие начинаются с момента их подписания сторонами и государственной регистрации. Данные договоры были зарегистрированы в Государственном комитете Украины по земельным ресурсам. Арендная плата согласно данных договоров составляла: по адресу "адрес" - 755,21 грн. в месяц, по адресу "адрес" - 517,51 грн. в месяц, по адресу "адрес" - 2 094.87 грн. в месяц. Срок оплаты - на протяжении 30 календарных дней следующих за последним календарным днем отчетного месяца. Срок договоров составляет 10 лет. За период времени с 01.01.2015 г. по 14.09.2016 г. ответчик не выплатил арендную плату, чем существенно нарушил условия договора. Просила суд расторгнуть договора аренды земельных участков 0,2008 га расположенного по адресу: "адрес", площадью 0,5570 га расположенного по адресу: "адрес", площадью 0,1376 га расположенного по адресу: "адрес", заключенных 06.12.2006 г., взыскать арендную плату и пеню.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 16 ноября 2016 г. постановлено:"Исковое заявление Администрации г. Красноперекопска - удовлетворить частично. Расторгнуть договор аренды земли площадью 0,1376 га расположенный по адресу: "адрес" заключенный между Красноперекопским городским советом АР Крым и Гридневой Надеждой Владимировной от 06.12.2006 г. зарегистрированный в Красноперекопском кустовом отделении Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" N от ДД.ММ.ГГГГ Расторгнуть договор аренды земли площадью 0,2008 га расположенный по адресу: "адрес" заключенный между Красноперекопским городским советом АР Крым и Гридневой ФИО10 от 06.12.2006 г. зарегистрированный в Красноперекопском кустовом отделении Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" N от ДД.ММ.ГГГГ Расторгнуть договор аренды земли площадью 0,5570 га расположенный по адресу: "адрес" заключенный между Красноперекопским городским советом АР Крым и Гридневой ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированный в Красноперекопском кустовом отделении Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" N от ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с Гридневой ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки "адрес", зарегистрированной и проживающей: "адрес", пенсионерка, в пользу Администрации г. Красноперекопска, N (адрес: г. "адрес") - арендную плату за период с 01.01.2015 г. по 14.09.2016 г. по договору аренды от 06.12.2006 г. земельного участка площадью 0,1376 га расположенного по адресу: "адрес" в сумме 26 237,65 руб. Взыскать с Гридневой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки "адрес", зарегистрированной и проживающей: "адрес", пенсионерка, в пользу Администрации г. Красноперекопска, N (адрес: г. "адрес") - арендную плату за период с 01.01.2015 г. по 14.09.2016 г. по договору аренды от 06.12.2006 г. земельного участка площадью 0,2008 га расположенного по адресу: "адрес" в сумме 38 289 руб. Взыскать с Гридневой ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки "адрес", зарегистрированной и проживающей: "адрес", пенсионерка, в пользу Администрации г. Красноперекопска, N (адрес: "адрес") - арендную плату за период с 01.01.2015 г. по 14.09.2016 г. по договору аренды от 06.12.2006 г. земельного участка площадью 0,5570 га расположенного по адресу: "адрес" в сумме 106 209,49 руб. Взыскать с Гридневой ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки "адрес", зарегистрированной и проживающей: "адрес", пенсионерка государственную пошлину в сумме 4 615 руб. В остальной части иска отказать".
В апелляционной жалобе Гриднева Н.В., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. Указывает на то, что спорные земельные участки ею не использовались. Кроме того, Администрация г. Красноперекопска не может является правопреемником Красноперекопского городского совета, а правоустанавливающих документов о принадлежности данных земельных участков муниципальному образованию, суду не представлено.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дело в ее отсутствие.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя истца - ФИО6, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, 06 декабря 2006 г. между Красноперекопским городским советом АР Крым и Гридневою Н.В. заключены договора аренды земельных участков площадью 0,2008 га, 0,5570 га и 0,1376 га расположенных по адресу: "адрес" соответственно (л.д.5, 10, 15).
Договора зарегистрированы в Красноперекопском кустовом отделении Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам 18 января 2007 г. (л.д. 11).
Согласно п. 9, 10, 11 арендная плата данных договоров составляла 755,21 грн., 2 094,87 грн. и 517,51 грн. соответственно в месяц; срок оплаты на протяжении 30 календарных дней следующих за последним календарным днем отчетного месяца; срок договора на 10 лет.
В п. 35 договоров предусмотрено, что его действие прекращается в случае окончания срока, на который он был заключен: приобретения арендополучателем земельного участка в собственность; выкупа земельного участка для общественных нужд; ликвидации юридического лица арендодателя. Договор прекращается также в иных случаях предусмотренных законом.
В п. 36 действие договор прекращается путем его расторжения по взаимному согласию сторон; решения суда по требованию одной из сторон в случае неисполнения другой стороною обязательств, предусмотренных договором.
На момент заключения договоров аренды от 06 декабря 2006 г. правоотношения сторон регулировались законодательством Украины.
В соответствии со ст. 6 Закона Украины от 06 октября 1998 г. N 161-X1V "Об аренде земли" (далее Закон N 161- XIV) в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды, арендаторы приобретают право аренды земельного участка на основаниях и в порядке, предусмотренных Земельным Кодексом (далее - ЗК) Украины, Гражданским кодексом (далее ГК) Украины, Законом N 161 -XIV и иными законами Украины и договором аренды земли.
Статьей 125 ЗК Украины предусмотрено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.
Частью 5 ст.6 Закона N 161- XIV, с изменениями от 11 февраля 2010 г., предусмотрено, что право аренды земельного участка подлежит государственной регистрации в соответствии с законом.
Оспариваемые договора от 06.12.2006 г., зарегистрированы в отделе Госкомзема в Красноперекопском районе АР Крым 18.01.2007 г., поэтому являются заключенными и действительными.
В соответствии с п. 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
18 марта 2014 г. Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 г. Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
21 марта 2014 г. ратифицирован Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон).
Частью 1 ст. 23 вышеупомянутого Закона предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со ст. 6 Закона до 1 января 2015 г. действовал переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 18 апреля 2014 г. N 2060-6/14 "О внесении изменений в постановление Государственного совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2025-6/14 "О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период" ликвидированы территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым.
Согласно ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
В соответствии ч. 9 ст. 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Решением Красноперекопского городского совета 1 созыва от 16 октября 2014 г. ликвидированы исполнительные органы Красноперекопского городского совета.
24 ноября 2014 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Администрации гор. Красноперекопска РК.
Согласно ст. 1, 2 Положения об Администрации гор. Красноперекопска, утвержденного решением Красноперекопского городского совета РК от 05.12.2014 г., Администрация является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и Законами Республики Крым. Администрация гор. Красноперекопска РК входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Красноперекопск.
В соответствии со ст. 6 Положения к полномочиям Администрации гор. Красноперекопска относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в порядке, установленном Красноперекопским городским советом.
Как следует из абз. 8 ч. 6 ст. 26 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", действовавшего на период возникновения спорных правоотношений по оплате арендной платы, органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.
Согласно абз. 9 части 6 указанной статьи Закона до урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Государственного Совета Республики Крым N 2082-6/14 от 30 апреля 2014 г. "О вопросах урегулирования осуществления местного самоуправления на территории Республики Крым в переходный период" полномочия по решению в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, осуществляют на соответствующих территориях органы местного самоуправления, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (далее органы местного самоуправления), в объеме прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами Республики Крым, актами органов местного самоуправления, и с учётом критериев отнесения соответствующих территорий к определенному виду муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 1.5 указанного Постановления районным государственным администрациям, действовавшим в Республике Крым, делегированы полномочия по осуществлению исполнительно-распорядительных функций местного самоуправления соответствующих районных советов в объеме прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, с учетом положений настоящего постановления.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Спорные земельные участки расположены на территории муниципального образования городской округ Красноперекопска и с учетом изложенного находятся в его ведении, как правопреемника органов местного самоуправления и его исполнительных органов, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно п. 9 договоров арендная плата вносится арендатором в денежной форме и в размере: 517,51 грн. в месяц, по земельному участку находящемуся по "адрес" (л.д.5); 755,21 грн. в месяц, по земельному участку находящемуся по "адрес" (л.д.10); 2 094,87 грн. в месяц, по земельному участку находящемуся по "адрес" (л.д.15).
В соответствии с п.11 договоров арендная плата вносится ежемесячно, в течении 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного периода (налогового) месяца, в местный бюджет г. Красноперекопска.
Судом установлено, что ответчик свои обязательства по договорам аренды в период 2015-2016 г.г. не исполнял, в связи с чем, у него образовалась задолженность по арендной плате.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для взыскания задолженности по договору аренды является обоснованным, соответствующим нормам материального права, подлежащего применению к возникшим спорным правоотношениям.
Определяя размер задолженности, суд первой инстанции исходил из условий договора аренды, произвел своей расчет, который ответчиком не опровергнут и взыскал с ответчика в пользу истца за период с 01 января 2015 г. по 14 сентября 2016 г. задолженность в размере 170 736,14 руб., с которым судебная коллегия оснований не согласится не находит.
Как следует из материалов дела, в газете "Перекоп" от 28 февраля 2015 г. было размещено уведомление арендаторам об оплате арендной платы Администрации г. Красноперекопска с 01 января 2015 г. по новым реквизитам, а также о возможности уточнения размера арендной платы (л.д.23).
В соответствии с п. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- при существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенными признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 3 ст. 619 ГК РФ в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату, договор может быть досрочно расторгнут судом по требованию арендодателя.
Аналогичные положения были предусмотрены п. 36 договоров аренды, согласно которого договор прекращается путем его расторжения по решению суда по требованию одной из сторон в случае неисполнения другой стороною обязательств, предусмотренных договором.
В силу п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Судом установлено, что в период 2015-2016 г.г. ответчик не вносил арендную плату, что не оспаривалось им, в результате чего за ним образовалась задолженность по арендной плате. Действий, направленных на погашение образовавшейся задолженности ответчиком не произведено и на день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, доказательств, опровергающих доводы истца, не представлено.
Таким образом, судом установлено ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору аренды и наличие задолженности по арендной плате, а также соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, а, именно, размещение в газете объявления, что свидетельствует о наличии оснований для расторжения договора аренды.
Доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия правопреемства между Красноперекопским городским советом и Администрации г. Красноперекопска несостоятелен, противоречит положениям Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", а также Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Относительно доводов об отсутствии у истца права собственности, а следовательно и права на распоряжение спорными земельными участками, необходимо указать следующее.
Так, согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Довод Гридневой Н.В. о том, что истцом не предоставлено доказательств фактического использования ответчиком земельных участков, на правильность постановленного решения не влияет, так как доказательств неиспользования не представлено. На земельных участках находятся строения, принадлежащее ответчику, доказательств неиспользования данных строений в этот период Гридневой Н.В. не представлено. Напротив, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца указал на то, что строения, являющиеся склададми и принадлежащие Гридневой Н.В., сдаются ею в аренду.
Исходя из изложенного, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании представленных сторонами доказательств, содержанию норм материального права, подлежащего применению к возникшим спорным правоотношениям, каких-либо нарушений норм процессуального права, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 -329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 16 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гридневой Надежды Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.