Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 2 марта 2017 года гражданское дело по иску П.А.И. к Департаменту здравоохранения Курганской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе П.А.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 ноября 2016 года, которым постановлено:
"Иск П.А.И. к Департаменту здравоохранения Курганской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Взыскать с П.А.И. в доход муниципального образования г. Курган государственную пошлину в размере " ... ".".
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца П.А.И., подержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Департамента здравоохранения Курганской области С.В.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.А.И. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Курганской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что " ... " между ней и Департаментом здравоохранения Курганской области был заключен договор с медицинским работником, соответствующим требованиям, указанным в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ), согласно п. 1 которого на ответчика возложена обязанность в течение 30 календарных дней с момента заключения настоящего договора перечислить единовременную компенсационную выплату в размере " ... " руб., что ответчиком исполнено не в полном объеме. Отмечала, что в качестве причин отказа произвести выплату в оставшейся части в размере " ... " руб. ответчик ссылался на отказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования в выплате за счет федерального бюджета. Просила взыскать с Департамента здравоохранения Курганской области в ее пользу в счет выплаты единовременной компенсации " ... " руб., проценты в размере " ... " руб., в счет компенсации морального вреда " ... " руб., судебные издержки в размере " ... " руб.
Истец П.А.И., ее представитель по устному ходатайству М.В.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Курганской области по доверенности С.В.С. исковые требования не признала, свои возражения обосновала тем, что Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ предусмотрено получение единовременной компенсационной выплаты только в году, в котором медицинский работник прибыл на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта. Указала, что завершение финансового обеспечения в соответствующем финансовом году является основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Считала, что обязанность по выплате единовременной компенсационной выплаты за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнена в полном объеме, поэтому Департамент здравоохранения Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу. Полагает П.А.И. не представлено доказательств нарушения ее личных неимущественных прав либо принадлежащих ей нематериальных благ, в связи с чем оснований для взыскании компенсации морального вреда не имеется. Отметила, что Департамент здравоохранения Курганской области не является работодателем П.А.И., а единовременная компенсационная выплата - заработной платой, иными трудовыми выплатами, соответственно, не подлежат взысканию заявленные истцом проценты. Полагала размер судебных издержек превышающим разумные пределы. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Федерального фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований П.А.И. отказать. В отзыве на исковое заявление указал на прямую зависимость наличия права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия (переезда) на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению компенсационных выплат. Отметил, что Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ не предусматривает выплаты в 2016 медицинским работникам, переехавшим (прибывшими) на работу в сельский населенный пункт в 2015. Указал, что Федеральный фонд не является стороной договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, который заключается между медицинским работником и уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. Считал Департаментом здравоохранения Курганской области П.А.И. физические или нравственные страдания, действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага не причинены, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда. В отзыве на иск указал, что законодательством не предусмотрено предоставление единовременных компенсации выплат в 2016 медицинским работникам, прибывшим в сельские населенные пункты в предыдущих годах, условием для получения указанной выплаты в 2016 является прибытие на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа в 2016. Отметил, что источником финансирования единовременной компенсационной выплаты являются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда.
Представитель третьего лица государственного бюджетного учреждения "Каргапольская центральная районная больница им. Н.А. Рокиной" (далее ГБУ "Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Курганским городским судом Курганской области постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец П.А.И. выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части отказа во взыскании единовременной компенсационной выплаты, считая его незаконным. Не соглашается с выводом суда о том, что надлежащим ответчиком по делу является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, указывая, что именно с ней, как медицинским работником и Департаментом здравоохранения Курганской области " ... " был заключен договор, соответствующим требованиям, указанным в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, приказом ответчика от " ... " N ей, как врачу-специалисту, была назначена единовременная компенсационная выплата в размере " ... " руб. Отмечает, что, согласно вышеуказанным договору и приказу, ответчик обязан был перечислить назначенную единовременную компенсационную выплату на ее лицевой счет в течение 30 дней со дня заключения договора от " ... ", то есть, до " ... ", тогда как часть выплаты в размере " ... " руб. была произведена только в 2016. Указывает, что об отказе Федерального фонда обязательного медицинского страхования в выплате ей за счет средств федерального бюджета оспариваемой выплаты узнала из письма Департамента здравоохранения Курганской области от " ... " N, где ей было рекомендовано обратиться в суд. Настаивает, что основания для отказа в производстве единовременной выплаты не содержатся в ни в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ, ни в постановлении Правительства Курганской области от 14.04.2015 N 105 "Об осуществлении в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам" (далее постановление Правительства Курганской области от 14.04.2015 N 105), которым утверждено Положение о порядке заключения договоров в 2015 году с медицинскими работниками, указанным в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, и порядок производства выплат после заключения трудового договора. Указывает, что свои обязательства по договору от " ... " она выполнила в полном объеме, тогда как Департамент здравоохранения Курганской области подал заявку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования несвоевременно - " ... ", вместо " ... ", следовательно, единовременная компенсационная выплата не была выплачена своевременно по его вине. Указала, что отказывается от требований в части взыскания процентов и компенсации морального вреда на основании ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации). Полагая, что суд первой инстанции при принятии решения неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, не подлежащий применению, нарушил нормы материального права, просит отменить решение Курганского городского суда от 15.11.2016, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования к Департаменту здравоохранения Курганской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курганской области вновь указывает, что П.А.И. прибыла для работы в сельский населенный пункт в 2015, в котором законодательством был предусмотрен иной порядок финансирования предоставления единовременных компенсационных выплат, чем в 2016, настаивает, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление единовременных компенсационных выплат в 2016 медицинским работникам, прибывшим в сельские населенные пункты в предыдущих годах. Оставляет принятие решения на усмотрение суда.
Представители третьего лица Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области, ГБУ "Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.
С учетом мнения истца, представителя ответчика, судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации) определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Отказ от иска П.А.И. к Департаменту здравоохранения Курганской области о взыскании процентов, компенсации морального вреда принят судебной коллегией, о чем вынесено соответствующее определение.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда в части отказа о взыскании единовременной компенсационной выплаты подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в указной части по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что П.А.И. имеет высшее медицинское образование, с " ... " по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ГБУ "Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной", с " ... " в должности врача-терапевта участкового поликлиники, что подтверждается записями в трудовой книжке N, приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от " ... ", трудовым договором N от " ... ".
" ... " между П.А.И. и Департаментом здравоохранения Курганской области в лице директора К.Л.И., заключен договор, как с медицинским работником, соответствующим требованиям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
В соответствии с п. 1 указанного договора Департамент здравоохранения Курганской области обязуется в течение 30 календарных дней с момента заключения настоящего договора перечислить на счет в банке, указанный в настоящем договоре, единовременную компенсационную выплату в размере " ... " руб.
Подпунктом 1 п. 2 договора предусмотрена обязанность медицинского работника отработать в течение пяти лет со дня настоящего договора по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным между медицинским работником и ГБУ "Каргапольская ЦРБ им. Н.А. Рокиной".
Договор подписан сторонами, подлинность которых сторонами не оспаривается.
Приказом Департамента здравоохранения Курганской области от " ... " N "Об осуществлении единовременной компенсационной выплаты" поименованным в приложенном к нему списке врачам-специалистам, в том числе П.А.И., назначена единовременная компенсационная выплата в размере " ... " рублей.
Как усматривается из сформированной Департаментом здравоохранения Курганской области заявки на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на май 2016 года, в числе иных медицинских работников указана истец П.А.И., заключившая трудовой договор с медицинским учреждением " ... " и договор с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации " ... ".
Платежными поручениями N от " ... ", N от " ... " П.А.И. ответчиком в перечислена единовременная компенсационная выплата за счет средств областного бюджета в размере " ... " руб., в остальной части компенсационная выплата истцу не произведена.
Согласно письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования от " ... " N в единовременной компенсационной выплате П.А.И. отказано, как медицинскому работнику, не соответствующему требованиям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, заявка Департамента здравоохранения Курганской области возвращена, поскольку истец заключила трудовой договор с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Курганской области в 2015, тогда как по законодательству Российской Федерации условием для получения единовременной компенсационной выплаты в 2016 является прибытие на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок городского типа в 2016, на что указано в ответе Департамента здравоохранения Курганской области на имя истца.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении требования о взыскании единовременной компенсационной выплаты, исходил из того, что надлежащим ответчиком по делу является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который обязан в силу закона после заключения договора между П.А.И. и Департаментом здравоохранения Курганской области произвести выплату в размере " ... " руб., при этом Департамент здравоохранения Курганской области свои обязательства перед истцом исполнил в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, признавая доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 N 1798-О отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (в редакции, действующей в 2015 в период возникновения спорных правоотношений) в 2015 осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
К полномочиям субъекта Российской Федерации определено принятие нормативного правового акта, предусматривающего соответствующие условия, перечисленные в ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (порядок осуществления единовременной компенсационной выплаты).
Как определяет ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации является условием предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в ч. 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с ч. 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подп. "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, пп. 1, 2 и 4 части 1 ст. 81, пп. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Во исполнение федеральной программы постановлением Правительства Курганской области от 14.04.2015 N 105 утверждено Положение о порядке заключения договоров в 2015 с медицинскими работниками, указанными в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, после заключения ими трудового договора с медицинской организацией Курганской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, обязанным заключать договоры с медицинскими работниками, является Департамент здравоохранения Курганской области (п. 2 указанного Положения).
Согласно п. 2 постановления Правительства Курганской области от 14.04.2015 N 105, Департамент здравоохранения Курганской области в срок до 10-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, представляет в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курганской области заявку на получение иных межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Бюджетное планирование осуществляется на один финансовый год с 1 января по 31 декабря, что предусмотрено ч. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Судебная коллегия находит, что оформление Департаментом здравоохранения Курганской области заявки на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на май 2016, в которой поименована медицинский работник П.А.И., и направление заявки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2016 не является основанием для лишения истца компенсационной выплаты, право на получение которой в размере " ... " руб. предусмотрено договором от " ... ", заключенным с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департаментом здравоохранения Курганской области.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представителем ответчика Департамента здравоохранения Курганской области не оспаривалось, что право П.А.И. на получение единовременной компенсационной выплаты в сумме " ... " руб. возникло в 2015, однако не было реализовано в результате несвоевременного оформления и направления Департаментом здравоохранения Курганской области заявки на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Межбюджетные отношения между Департаментом здравоохранения "адрес" и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования не должны умалять права медицинского работника П.А.И., приступившей к исполнению трудовых обязанностей, заключившей договор с Департаментом здравоохранения "адрес" в 2015 на получение предусмотренной законом и указанным договором единовременной компенсационной выплаты, рассчитывающей на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств и полагавшей на возможность реализации права на получение единовременной компенсационной выплаты в сумме " ... " руб., в связи с чем решение суда в части отказа во взыскании в пользу истца невыплаченной компенсационной выплаты в размере " ... " руб. подлежит отмене, с удовлетворением иска в данной части.
С учетом требований разумности и справедливости, степени участия представителя и объема оказанных им услуг, в пользу истца подлежат взысканию и понесенные им расходы на оплату услуг представителя в соответствии со ст. 100 ГПК Российской Федерации в размере " ... " руб.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 15 ноября 2016 года в части отказа о взыскании единовременной компенсационной выплаты отменить, исковые требования П.А.И. к Департаменту здравоохранения Курганской области в данной части удовлетворить.
Взыскать с Департамента здравоохранения Курганской области в пользу П.А.И. единовременную компенсационную выплату в сумме " ... " рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме " ... " рублей .
Судья - председательствующий О.Н. Богданова
Судьи: Е.И. Безносова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.