Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кордюковой Г.Л.,
судей
Малининой Н.Г.,
Охотской Н.В.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 февраля 2017 года гражданское дело N 2-1888/2016 по апелляционной жалобе Березкиной на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2016 года по иску Березкиной к Федеральному государственному казенного учреждению "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., объяснения Березкиной поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ФГКУ "ЗРУЖО" - Поляковой, представителя ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" - Романовской, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Березкина обратилась в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда по адресу: "адрес" на условиях договора найма служебного жилого помещения в общежитии, ссылаясь на то, что является сотрудником гражданского персонала ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, членом первичной профсоюзной организации, фактически пользуется и оплачивает спорную площадь, которая была предоставлена ответчиком на законных основаниях.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований Березкиной отказано.
В апелляционной жалобе Березкина просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, является общежитием, то есть, относится к специализированному жилищному фонду.
Истец с 06 октября 2014 года (приказ о приеме от 06 октября 2014 года N ... -п) по настоящее время работает в ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в должности " ... " в отделе " ... " /л.д. N ... /.
Из справки Первичной профсоюзной организации ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, следует, что Березкина является членом Профессионального союза гражданского персонала вооруженных сил России /л.д. N ... /.
Согласно п. 65 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014-2016 годы (утверждено Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации 20.01.2014) лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах. Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
По акту приема-передачи жилого помещения от 01 августа 2015 года Е.Л.Д., " ... " общежитием по адресу: "адрес", передала комнату N ... в квартире N ... в пользование Березкиной
Одновременно с актом 01 августа 2015 года подписано Обязательство об освобождении жилого помещения после расторжения трудового договора /л.д. N ... /. Березкиной
Управляющей организацией ООО "ГУЖФ", обслуживающей общежитие, на основании акта оформлен лицевой счет на Березкину на оплату коммунальных услуг /л.д. N ... /.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:
1) служебные жилые помещения;
2) жилые помещения в общежитиях.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 100 ЖК РФ,
1. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
2. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
При разрешении спора суд руководствовался положениями Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 N 485, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", при этом установил, что уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, а именно в Северо-Западном регионе - Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "ЗРУЖО"), в полномочия которого входит в соответствии с инструкцией предоставление жилого помещения.
С учетом изложенного и в соответствии с п.1 ст. 296 ГК РФ суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у ответчика ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (работодателя истицы) права распоряжаться спорным жилым помещением, в том числе передавать его по договору найма, в связи с чем признал что в полномочия ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не входит принятие решений о предоставлении служебных жилых помещений и общежитий.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Березкина обращалась в ФГКУ "ЗРУЖО" по вопросу предоставления служебного помещения /л.д. N ... /, решение о предоставлении специализированного жилого помещения, о признании нуждающейся в жилом помещении в отношении Березкиной не принималось, истцом бездействие ФГКУ "ЗРУЖО" не обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, уполномоченным органом ФГКУ "ЗРУЖО" решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения в общежитии не принималось, передача истцу спорного жилого помещения на основании устного распоряжения по акту произведена в нарушение установленного действующим законодательством порядка предоставления, в связи с чем суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455, поскольку данным приказом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 512 о порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, а также Инструкций о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, т.е. указанный правовой акт регулирует вопросы предоставления жилых помещений только гражданам Российской Федерации, имеющим статус военнослужащих, не регулирует вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц гражданского персонала.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводы суда первой инстанции, что предоставление жилых помещений лицам гражданского персонала является компетенцией Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организаций Министерства обороны Российской Федерации, а именно в данном случае ФГКУ "ЗРУЖО"
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 N 485 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которой вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) (п.5). Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа (п.6). Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала (п. 9).
Согласно Положению о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2010 N 1888 (редакция от 03.11.2011), названный Департамент является уполномоченным органом, который принимает решение о предоставлении жилых помещений, относящихся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, в том числе предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил (пп.1 п. 8 Положения).
Таким образом, уполномоченным органом по вопросу предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, в том числе лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице региональных управлений жилищного обеспечения (структурных подразделений регионального управления), в данном случае в лице ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является не является уполномоченным органом по вопросу предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Уполномоченным органом решение о предоставлении спорного жилого помещения специализированного жилищного фонда истцу не принято, передача спорного жилого помещения истцу по акту приема-передачи произведена не уполномоченным органом, в связи с чем у истца права на спорное жилое помещение не возникли и оснований для признания за ней права пользования спорным жилым помещением не имеется.
С учетом изложенного несостоятельны ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, наделенное правом оперативного управления в отношении спорного жилого помещения, является компетентным органом по спорному вопросу и соответственно надлежащим ответчиком, что спорное жилое помещение ей предоставлено по акту приема-передачи, на основании решения первичной профсоюзной организации согласно п.65 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014-2016 годы, а также на то, что она пользуется спорным жилым помещением и осуществляет плату за его содержание.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего жилищного законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельства дела и представленных по делу доказательств.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Березкиной - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.