Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Минаева Е.В.,
судей Муратовой Н.И., Дубинина А.И.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
с участием прокурора Бондаревой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Айбазова М.А. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 декабря 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Айбазова М.А. к Минераловодской таможне об установлении должностного оклада по ранее занимаемой должности, перерасчете заработной платы, восстановлении на работе и компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Айбазов М.А. обратился в суд с исковыми требованиями, которые были увеличены в ходе судебного рассмотрения дела к Минераловодской таможне об установлении должностного оклада по ранее занимаемой должности, перерасчете заработной платы, восстановлении на работе и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Айбазов М.А. указал, что он проходил службу в должности младшего инспектора-дежурного поста охраны отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Карачаево-Черкесского таможенного поста Минераловодской таможни. 07 сентября 2007 года на основании приказа Минераловодской таможни N 285-К "О назначении М.А. Айбазова" и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ), приказами ФТС России от 12.01.2007 N 12 "О реорганизации таможен, расположенных в Южном федеральном округе" (далее - приказ ФТС России от 12.01.2007 N 12) назначен на должность младшего инспектора-дежурного поста охраны отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Карачаево-Черкесского поста Минераловодской таможни. Согласно п. 2 приказа Минераловодской таможни от 07.09.2007 N 285-К "О назначении М.А. Айбазова" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 N759 "О сохранении за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов" ему был сохранен оклад по ранее занимаемой должности оперуполномоченного по ОВД (по собственной безопасности) Карачаево-Черкесской таможни. Согласно п. 9 приказа ФТС России от 12.01.2007 N 12 - сохранить в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 N 759 "О сохранении за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 42, ст. 4137) за сотрудниками Ингушкской, Кабардино-Балкарской, Калмыкской, Карачаево-Черкесской и Чеченской таможен, назначенными с их согласия в связи с реорганизацией данных таможен на должности с меньшими окладами, на время их службы в новой должности. Согласно п.п. 5 п. 12 приказа ФТС России от 12.01.2007 N 12 Южному таможенному управлению (И.И. Л.) обеспечить: соблюдение пунктов 4-10 приказа ГТК России от 22.01.2001 N 66 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 N 759" (в редакции приказа ГТК России от 26 октября 2001 г. N 1025 и приказа ФТС России от 7 апреля 2005 г. N 295) (далее - приказ ГТК России от 22.01.2001 N 66). В приказе ГТК России от 22.01.2001
N 66 указано: "п. 4. Сохранять за сотрудниками таможенных органов, назначенными с их согласия в связи с реформированием таможенных органов на должности с меньшими окладами, оклады по ранее занимаемым должностям на время службы в новых должностях, при этом выплату соответствующим сотрудникам сохраненного оклада производить не ранее даты издания приказа ГТК России по конкретному таможенному органу". "п. 6. Производить выплату сохраненного должностного оклада по день сдачи дел в связи с освобождением (отстранением) сотрудника таможенного органа согласно установленному порядку от занимаемой должности". Ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 487 "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников таможенных органов Российской Федерации и др." (далее - Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 487), который утратил силу 01.01.2013 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и некоторых федеральных органов исполнительной власти. Также ответчик ссылается на приказ ФТС России от 29.01.2007 N 107 "О размерах денежного содержания сотрудников таможенных органов Российской Федерации", который утратил силу 01.12.2007 в связи с изданием приказа ФТС России от 07.12.2007 N 1510 "О размерах денежного содержания сотрудников таможенных органов Российской Федерации". Указывает, что в период действия Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 487 его трудовые права в части касающейся сохраненного оклада не нарушались. Правоотношения, возникшие уже с 1 января 2013 г..регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 41 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации", в котором отсутствует пункт, определяющий период выплат сохраненного оклада.
Оклад сотрудника в должности младшего инспектора-дежурного поста охраны отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Карачаево-Черкесского таможенного поста Минераловодской таможни 01.10.2008 составил 2889 рублей, что превышает сохраненный должностной оклад равный 2795 рублей. Считает, что при наличии общей и специальной нормы, которые регламентируют одни и те же отношения, применению подлежат специальные нормы, поэтому при разрешении данного спора положения Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 487 применению не подлежат. 08.08.2016 он был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона 114-ФЗ от 21.07.1997 "О службе в таможенных органах Российской Федерации" на основании приказа Минераловодской таможни от 02.08.2016 N 527-к "Об увольнении М.А. Айбазова". Его увольнение было обусловлено дискриминационными мотивами, желанием избавиться от неугодного работодателю человека, так как он подал исковое заявление на Минераловодскую таможню о восстановлении сохраненного оклада по занимаемой должности и перерасчете денежного довольствия. Каких-либо нареканий со стороны таможенных органов, связанных с деловыми качествами, к нему нет и не было. Свою работу он выполнял добросовестно и безупречно.
Незаконным увольнением ответчик лишил его возможности трудиться, в связи с чем, он испытывает нравственные переживания и материальные трудности. 25.04.2016 в соответствии с Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ и приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504 "Об утверждении положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - приказ ФТС России от 01.12.2008 N 1504) было написано заявление о заключении с ним контракта на новый срок. В тот же день согласно установленного порядка он с целью согласования заявления обратился к начальнику отдела оперативно дежурной службы и таможенной охраны Карачаево-Черкесского таможенного поста Минераловодской таможни Т.А. Г. (Г. Т.А. принял его заявление и предоставил копию с отметкой о получении) и начальнику Карачаево-Черкесского таможенного поста Минераловодской таможни А.В. П., на что получил отказ, мотивируя тем, что его обращение (претензия) от 14.04.2016 рассматривается руководством Минераловодской таможни и "без команды" они не будут принимать решение (согласовывать или не согласовывать). Считает, что действия начальника отдела Т.А. Г. и начальника поста А.В. П. имеют дискриминационный характер и также нарушают п. 1. ст. 6 Федеральный закон от 2 мая 2006 г..N 59- ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г..N 59-ФЗ), т.е. запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
Начальник Минераловодском таможни в нарушение п. 21 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации утвержденного приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504 принял решение о не заключении с ним контракта на новый срок меньше чем за месяц. Так как 11.07.2016 (меньше чем за месяц до окончания срока действия его контракта) ему начальник отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Карачаево-Черкесского таможенного поста Минераловодской таможни Т.А. Г. сообщил о том, что начальником Минераловодской таможни А.В. Б. принято решение о заключении с ним контракта на новый срок. Так же подтверждением довода о том, что решение начальником таможни принято было менее чем за месяц до истечения срока действия контракта, являются графики дежурств (сменности) на август 2016 г..(с изменениями) внесенными от 18.07.2016 и от 01.08.2016 и график дежурств (сменности) за сентябрь 2016 г..от 29.07.2016, в которых в строке напротив его фамилии в период с 09.08.2016 по 30.09.2016 проставлены отпуск и наряды. Так же перечисленных оснований для отказа ему, как гражданину в заключении контракта, указанных в п. 3 приказа ФТС России от 01.12.2008 N 1504 в соответствии с Федеральным законом 114-ФЗ от 21.07.1997 не имелось. Считает, что его уволили незаконно.
По взысканию компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, а также за работу в ночное время истец указал, что по его расчетам, сверхурочная работа составила: 2008 г..- 364 ч. 47 мин.; 2009 г..- 275 ч. 02 мин.; 2010 г..- 138 ч. 26 мин.; 2011 г..- 278 ч. 40 мин.; 2012 г..- 282 ч. 22 мин.; 2013 г..- 384 ч. 11 мин.; 2014 г..- 414 ч. 24 мин.; 2015 г..- 217 ч. 39 мин.; 2016 г..- 235 ч. 59 мин., поскольку при заступлении в наряд (оперативный дежурный далее - ОД, помощник оперативного дежурного - далее ПОД, наряд охраны объекта далее - ОО) начало служебного времени с 08:00 согласно служебных инструкций ОД, ПОД, ОО, а окончание в момент сдачи оружия (время, указанное в книге приема и сдачи оружия). Учеба по тактико-специальной подготовке, специальной подготовке, физической подготовке в соответствии с журналами по учету успеваемости по БСП, приказами Минераловодской таможни "Об организации боевой и специальной подготовки", так же входит в сверхурочную работу. В нарушении ст. 34 Федерального закона 114-ФЗ от 21.07.1997, а также приказа ФТС от 18.09.2006 N 892 "Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов РФ" и приказов Минераловодской таможни "Об утверждении правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни" Минераловодской таможней в период с 01.01.2008 по 08.08.2016 не производился фактический подсчет служебного времени; продолжительность еженедельного служебного времени фактически превышал установленный законодательством Российской Федерации о труде; отсутствуют приказы Минераловодской таможни "О привлечении М.А. Айбазова к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в праздничные дни"; отсутствуют приказы Минераловодской таможни "О предоставлении М.А. Айбазову дополнительных дней отдыха" за привлечение к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в праздничные дни.
Так как специальными нормами права не регламентированы правоотношения в случаях выявления вышеуказанных нарушений, считает, что необходимо было применять общие нормы трудового права. При сменном графике работы смена или ее часть может приходиться на ночное время (с 22.00 до 06.00). По общему правилу каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (ст. 154 ТК РФ). При этом минимальный размер повышения оплаты труда составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Истец просил суд взыскать с Минераловодской таможни в его пользу компенсацию за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 01.01.2008 по 08.08.2016 (дата увольнения) в размере 1040740,46 руб.; взыскать денежную компенсацию за пользование чужими денежными средствами, за каждый день задержки, за несвоевременную выплату компенсаций за работу в ночное время, в праздничные дни и компенсации за сверхурочную работу, исходя из размеров компенсаций, в размере 612706,29 руб.; взыскать компенсацию за работу в ночное время, с 01.01.2008 по 08.08.2016 (дата увольнения) в размере 189483,08 руб.; взыскать компенсацию за работу в праздничные дни с 01.01.2008 по 08.08.2016 (дата увольнения) в размере 168064,32 руб. Признать приказ Минераловодской таможни N 527 к от 02 августа 2016 года "Об увольнении М.А. Айбазова" - незаконным; восстановить его на службе в таможенных органах с даты незаконного увольнения и обязать ответчика заключить с ним контракт в соответствии с поданным заявлением. Обязать ответчика выплатить ему денежное довольствие с даты незаконного увольнения до даты восстановления на службе. Восстановить с 15.01.2013 должностной оклад в соответствии с п. 2 приказа Минераловодской таможни от 07.09.2007 N 285-К "О назначении М.А. Айбазова" (Сохранить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 N 759 "О сохранении за сотрудникам таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов" М.А. Айбазову оклад по ранее занимаемой должности оперуполномоченного по ОВД (по собственной безопасности) Карачаево-Черкесской таможни). Произвести перерасчет денежного довольствия с учетом всех надбавок, премиальных выплат за период с 15.01.2013 по настоящее время и выплатить полагающиеся денежные средства в размере 250584,67 руб. Взыскать в его пользу с Минераловодской таможни сумму морального вреда в размере 500000 рублей.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 декабря 2016 года отказано Айбазову М.А. в удовлетворении требований о взыскании с Минераловодской таможни в его пользу компенсации за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 01.01.2008 по 08.08.2016 (дата увольнения) в размере 1040740,46 руб., взыскании денежной компенсации за пользование чужими денежными средствами, за каждый день задержки, за несвоевременную выплату компенсаций за работу в ночное время, в праздничные дни и компенсации за сверхурочную работу, исходя из размеров компенсаций, в размере 612706,29 руб., взыскании компенсации за работу в ночное время, с 01.01.2008 по 08.08.2016 (дата увольнения) в размере 189483,08 руб., взыскании компенсации за работу в праздничные дни с 01.01.2008 по 08.08.2016 (дата увольнения) в размере 168064,32 руб., признании приказа Минераловодской таможни N 527 к от 02 августа 2016 года "Об увольнении М.А. Айбазова" - незаконным, восстановлении его на службе в таможенных органах с даты незаконного увольнения и обязании ответчика заключить с ним контракт в соответствии с поданным заявлением, обязании ответчика выплатить ему денежное довольствие с даты незаконного увольнения до даты восстановления на службе, восстановлении с 15.01.2013 должностного оклада в соответствии с п. 2 приказа Минераловодской таможни от 07.09.2007 N 285-К "О назначении М.А. Айбазова" (Сохранить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 N 759 "О сохранении за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов" М.А. Айбазову оклад по ранее занимаемой должности оперуполномоченного по ОВД (по собственной безопасности) Карачаево-Черкесской таможни), производстве перерасчета денежного довольствия с учетом всех надбавок, премиальных выплат за период с 15.01.2013 по настоящее время и выплате денежных средств в размере 250584,67 руб., взыскании в его пользу с Минераловодской таможни суммы морального вреда в размере 500000 рублей.
В апелляционной жалобе Айбазов М.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что он уволен со службы в Минераловодской таможне незаконно, а для правильного разрешения требований по денежным выплатам суду необходимо было назначить судебно-бухгалтерскую экспертизу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, а также объяснений лиц, участвующих в деле, истец Айбазов М.А. с 19.16.2002 проходил службу в должности оперуполномоченного оперативно-розыскного отдела Карачаево-Черкесской таможни (т. 1 л.д. 206).
07.09.2007 на основании приказа Минераловодской таможни N 285-К "О назначении М.А. Айбазова" и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ), приказами ФТС России от 12.01.2007 N 12 "О реорганизации таможен, расположенных в Южном федеральном округе" (далее - приказ ФТС России от 12.01.2007 N 12) назначен на должность младшего инспектора-дежурного поста охраны отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Карачаево-Черкесского поста Минераловодской таможни.
Согласно п. 2 приказа Минераловодской таможни от 07.09.2007 N 285-К "О назначении М.А. Айбазова" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 N 759 "О сохранении за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов" Айбазову М.А. был сохранен оклад по ранее занимаемой должности оперуполномоченного по ОВД (по собственной безопасности) Карачаево-Черкесской таможни (т. 1 л.д. 7).
07.09.2007 был заключен контракт с Айбазовым A.M. о службе в таможенных органах Российской Федерации сроком на 1 год в должности младшего инспектора-дежурного поста охраны отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Карачаево-Черкесского поста Минераловодской таможни (т. 1 л.д. 8).
В п. 9 приказа ФТС России от 12.01.2007 N 12 - указано: "сохранить в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 N 759 "О сохранении за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов" за сотрудниками Ингушкской, Кабардино-Балкарской, Калмыкской, Карачаево-Черкесской и Чеченской таможен, назначенными с их согласия в связи с реорганизацией данных таможен на должности с меньшими окладами, на время их службы в новой должности".
Согласно п.п. 5 п. 12 приказа ФТС России от 12.01.2007 N 12 Южному таможенному управлению (И.И. Литвинов) обеспечить: соблюдение пунктов 4-10 приказа ГТК России от 22.01.2001 N 66 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 N 759" (в редакции приказа ГТК России от 26.10.2001 N 1025 и приказа ФТС России от 07.04.2005 N 295).
В приказе ГТК России от 22.01.2001 г. N 66 указано: "п. 4. Сохранять за сотрудниками таможенных органов, назначенными с их согласия в связи с реформированием таможенных органов на должности с меньшими окладами, оклады по ранее занимаемым должностям на время службы в новых должностях, при этом выплату соответствующим сотрудникам сохраненного оклада производить не ранее даты издания приказа ГТК России по конкретному таможенному органу"; "п. 6. Производить выплату сохраненного должностного оклада по день сдачи дел в связи с освобождением (отстранением) сотрудника таможенного органа согласно установленному порядку от занимаемой должности".
В соответствии с приказом ФТС России от 29.01.2007 N 107 "О размерах окладов денежного содержания сотрудников таможенных органов Российской Федерации" максимальный размер оклада по ранее занимаемой должности, то есть по должности оперуполномоченного по ОВД с 01.01.2007 Айбазова М.А. составлял 2795,00 руб. Данный оклад и был установлен Айбазову М.А. 07.09.2007.
В результате анализа карточек-справок формы по ОКУД 0504417 на сотрудника Минераловодской таможни Айбазова М.А. за 2007-2012 г.г., а также законодательства РФ, судом установлено, что должностной оклад по ранее занимаемой должности сохранялся за Айбазовым М.А. с 2007 по 2012 г.г. и ежегодно индексировался в соответствии с постановлениями Правительства РФ.
В соответствии с приказом ФТС России от 29.01.2007 N 107 "О размерах окладов денежного содержания сотрудников таможенных органов Российской Федерации" оклад по фактически занимаемой должности, то есть по должности младший инспектор-дежурный поста охраны 4 разряда отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Карачаево-Черкесского таможенного поста Минераловодской таможни с 01.01.2007 составлял 2114,00 руб. Этот должностной оклад ежегодно индексировался на основании тех же нормативно- правовых актов РФ, что и оклад по ранее занимаемой должности.
Федеральный закон РФ от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
Указанный Федеральный закон РФ также регламентирует, в числе прочих, вопросы поступления на службу в таможенные органы и прекращения службы в таможенных органах.
Так, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 114-ФЗ поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее - контракт).
Контракт заключается в письменной форме между гражданином (сотрудником) и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 10).
Пункт 5 статьи 10 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 114-ФЗ предусматривает возможность заключения Контракта на новый срок до истечения срока его действия по соглашению сторон.
Приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504 в целях реализации положений Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 114-ФЗ утверждено Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ на должностях сотрудников таможенных органов (далее - Положение).
Разделом II Положения регламентирован порядок действий таможенного органа по заключению (не заключению) контракта с сотрудником на новый срок.
Согласно пункту 19 Положения установлен срок уведомления сотрудника об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 114-ФЗ, который должен составлять не менее трех месяцев при его исчислении от даты истечения срока контракта.
Соответствующий срок (не позднее, чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта) пунктом 21 Положения также установлен для предупреждения сотрудника о принятом начальником соответствующего таможенного органа решении о не заключении с ним контракта на новый срок и увольнении со службы в таможенных органах по предусмотренному п.п. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 114-ФЗ основанию.
Суд первой инстанции, установив, что Минераловодской таможней в регламентированный законом срок был соблюден порядок предупреждения сотрудника о принятом решении не заключать с ним контракт на новый срок, указал, что ответчик не допустил нарушений процедуры прекращения служебных отношений по контракту.
В силу положений ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон. В свою очередь специальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок и приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.
Приведенные нормы Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также вышеперечисленные юридически значимые обстоятельства явились основанием для вывода суда об отказе Айбазову М.А. в удовлетворении требований о признании приказа Минераловодской таможни N 527 от 02 августа 2016 года незаконным, восстановлении истца на службе в таможенных органах с даты незаконного увольнения, обязании ответчика заключить с истцом контракт в соответствии с поданным заявлением, обязании ответчика выплатить денежное довольствие с даты незаконного увольнения до даты восстановления на службе.
Данный вывод суда первой инстанции является обоснованным и соответствующим требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Правомерным является также вывод суда об отказе Айбазову М.А. в удовлетворении исковых требований в части восстановления с 15.01.2013 должностного оклада в соответствии с п. 2 приказа Минераловодской таможни от 07.09.2007 N 285-К "О назначении М.А. Айбазова" (Сохранить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 N 759 "О сохранении за сотрудникам таможенных органов Российской Федерации окладов по ранее занимаемым должностям при переводе их на должности с меньшими окладами в связи с реформированием таможенных органов" М.А. Айбазову оклад по ранее занимаемой должности оперуполномоченного по ОВД (по собственной безопасности) Карачаево-Черкесской таможни), возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет денежного довольствия с учетом всех надбавок, премиальных выплат за период с 15.01.2013 по настоящее время и выплатить полагающиеся денежные средства в размере 250584,67 руб., поскольку он сделан на основании факта установления истцу с 01.01.2013 должностного оклада в размере 14000 рублей в соответствии с фактической занимаемой должностью, а также в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства РФ N 41 от 25.01.2013 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации".
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчиком по вышеуказанным исковым требованиям было заявлено о применении срока исковой давности.
При этом суд первой инстанции так же пришел к правильному выводу о том, что Айбазов М.А. без уважительных причин пропустил срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда также об отказе Айбазову М.А. в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика компенсации за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 01.01.2008 по 08.08.2016 (дата увольнения) в размере 1040740,46 руб.; взыскании денежной компенсацию за пользование чужими денежными средствами, за каждый день задержки, за несвоевременную выплату компенсаций за работу в ночное время, в праздничные дни и компенсации за сверхурочную работу, исходя из размеров компенсаций, в размере 612706,29 руб.; взыскании компенсации за работу в ночное время, с 01.01.2008 по 08.08.2016 (дата увольнения) в размере 189483,08 руб.; взыскании компенсации за работу в праздничные дни с 01.01.2008 по 08.08.2016 (дата увольнения) в размере 168064,32 руб., так как выплаты сотрудникам таможенных органов за сверхурочную работу Федеральным законом от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" и иными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ не установлены. Кроме того, данные требования противоречат условиям контрактов о службе в таможенных органах Российской Федерации (например,
NN 10802000/0210к/12, 10802000/0382к/13, 10802000/0231к/14, 10802000/0195к/15 (пункт 6)), заключенным с Айбазовым М.А., а также Правилам внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни, утвержденным приказами Минераловодской таможни от 27.12.2006 N 378, от 25.03.2009 N 234, от 11.04.2012 N 322, от 07.08.2012 N 705, от 29.12.2012
N 1226, режима несения службы - в соответствии с графиками дежурства (сменности), определяющим порядок предоставления сотрудникам соответствующего подразделения таможни выходных дней.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец также пропустил трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением данных требований, в связи с тем, что Айбазов М.А. был ознакомлен с приказом Минераловодской таможни N 1126 от 29 декабря 2012 года "Об утверждении Правил внутреннего распорядка сотрудников, служебного распорядка сотрудников Минераловодской таможни" 30 января 2013 года и ему была предоставлена возможность реализовать свое право на обращение к работодателю и в суд за защитой нарушенных прав.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции, установив все обстоятельства, имеющие значения для данного дела, дал оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, иных доводов, которые могли бы повлиять на отмену постановленного по делу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.