Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
с участием прокурора Д.Д.С.,
представителя административного истца ФГБУ " "данные изъяты"" Х.Е.В., действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом ДВС 1598874, рег. N от ДД.ММ.ГГГГ,
Р.Л.Н., представителя административного ответчика - Главы Удмуртской Республики (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N, сроком по ДД.ММ.ГГГГ), заинтересованного лица - Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики (доверенность от ДД.ММ.ГГГГг. N), заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ), диплом ШВ N, рег. N от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика - Главы Удмуртской Республики и заинтересованного лица - Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики М.А.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N, сроком по ДД.ММ.ГГГГ), диплом БВС 0131812, рег. N от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованных лиц Общественной организации "Сарапульское общество охотников и рыболовов", Общественной организации " "адрес"ное общество охотников и рыболовов" (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения " "данные изъяты"" о признании недействующими пунктов 3.23, 3.34 Приложения 2, пунктов 4.2, 17.1 Приложения 3 к Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики, утвержденной Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N и возложении обязанности по исключению из пунктов территорию национального парка " "данные изъяты"",
установил:
указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики (далее - Схема N).
Пунктом 4.6 Схемы N установлено, что описание границ закрепленных, общедоступных и планируемых к закреплению охотничьих угодий приведено в приложениях 2 и 3 к Схеме.
Пункт 3.23 приложения 2 к Схеме N содержит описание границ охотничьего хозяйства Общественной организации " "адрес"ное общество охотников и рыболовов" (далее - ОО " "данные изъяты""), в том числе:
Восточная - по административной границе с Пермским краем (точки географических координат - с.ш. 57 град. 18 мин. 20,57 сек. - в.д. 54 град. 18 мин. 41,99 сек.; с.ш. 57 град. 12 мин. 55,69 сек. - в.д. 54 град. 20 мин. 27,22 сек.; с.ш. 57 град. 10 мин. 30,55 сек. - в.д. 54 град. 20 мин. 26,41 сек.; с.ш. 57 град. 9 мин. 31,87 сек. - в.д. 54 град. 20 мин. 40,57 сек. до береговой линии Воткинского водохранилища (через точки географических координат: с.ш. 57 град. 16 мин. 48,64 сек. - в.д. 54 град. 19 мин. 31,50 сек., с.ш. 57 град. 13 мин. 23,83 сек. - в.д. 54 град. 20 мин. 26,52 сек., с.ш. 57 град. 7 мин. 50,02 сек. - в.д. 54 град. 19 мин. 52,29 сек., с.ш. 57 град. 2 мин. 9,31 сек. - в.д. 54 град. 26 мин. 5,37 сек.), далее по береговой линии Воткинского водохранилища до поселка Волковский;
Южная - от поселка Волковский вниз по среднему течению реки Кама до деревни Сидоровы Горы, далее по административной границе Завьяловского района (через точки географических координат: с.ш. 56 град. 50 мин. 49,17 сек. - в.д. 53 град. 47 мин. 53,17 сек.; с.ш. 56 град. 51 мин. 47,71 сек. - в.д. 53 град. 44 мин. 56,76 сек.) до деревни Фомино.
Пункт 3.34 приложения 2 к Схеме N82 содержит описание границ охотничьего хозяйства Общественной организации " "данные изъяты"" (далее - ОО " "данные изъяты""), в том числе:
Северная - от деревни Макарово 1885 км судового хода реки Кама Атласа единой глубоководной системы РФ (точка географических координат - с.ш. 56 град. 42 мин. 31,80 сек. - в.д. 53 град. 42 мин. 7,01 сек.), по среднему течению реки Кама на юг (точка географических координат - с.ш. 56 град. 42 мин. 28,13 сек. - в.д. 53 град. 44 мин. 37,16 сек.) до урочища Рычино 1878 км судового хода реки Кама Атласа единой глубоководной системы РФ, далее по просеке телефонного кабеля (точки географических координат - с.ш. 56 град. 39 мин. 2,78 сек. - в.д. 53 град. 48 мин. 4,86 сек.; с.ш. 56 град. 40 мин. 18,34 сек. - в.д. 53 град. 51 мин. 49,97 сек.) на поселок Кемуль до административной границы с Пермским краем (точка географических координат - с.ш. 56 град. 40 мин. 9,05 сек. - в.д. 53 град. 53 мин. 30,11 сек.);
Западная - от пересечения административных границ Каракулинского, Сарапульского районов и Республики Татарстан (точка географических координат - с.ш. 56 град. 13 мин. 34,84 сек. - в.д. 53 град. 33 мин. 59,81 сек.), далее по границе с Республикой Татарстан (точки географических координат - с.ш. 56 град. 14 мин. 33,23 сек. - в.д. 53 град. 33 мин. 14,86 сек.; с.ш. 56 град. 14 мин. 5,57 сек. - в.д. 53 град. 33 мин. 37,32 сек.; с.ш. 56 град. 13 мин. 59,31 сек. - в.д. 53 град. 29 мин. 20,54 сек.; с.ш. 56 град. 16 мин. 16,30 сек. - в.д. 53 град. 26 мин. 49,61 сек.; с.ш. 56 град. 15 мин. 46,95 сек. - в.д. 53 град. 24 мин. 0,82 сек.) до пересечения с административной границей Киясовского района (точка географических координат - с.ш. 56 град. 16 мин. 0,04 сек. - в.д. 53 град. 23 мин. 11,55 сек.) далее по административной границе Киясовского мимо деревни Юрино, до пересечения с административной границей Малопургинского района (точка географических координат - с.ш. 56 град. 26 мин. 23,31 сек. - в.д. 53 град. 20 мин. 37,97 сек.), далее по административной границе Малопургинского района (точка географических координат - с.ш. 56 град. 31 мин. 17,13 сек. - в.д. 53 град. 21 мин. 5,87 сек.), до пересечения с административной границей Завьяловского районов Удмуртской Республики (точки географических координат - с.ш. 56 град. 33 мин. 46,62 сек. - в.д. 53 град. 26 мин. 41,21 сек.), далее по административной границе Завьяловского района (точки географических координат - с.ш. 56 град. 34 мин. 49,86 сек. - в.д. 53 град. 31 мин. 35,92 сек.; с.ш. 56 град. 35 мин. 7,29 сек. - в.д. 53 град. 32 мин. 6,20 сек.), через автодорогу Ижевск - Сарапул через урочища Заря, Дуванак (точка географических координат - с.ш. 56 град. 41 мин. 40,69 сек. - в.д. 53 град. 39 мин. 51,71 сек.) до деревни Макарово (точка географических координат - с.ш. 56 град. 42 мин. 31,80 сек. - в.д. 53 град. 42 мин. 7,01 сек.).
Обозначения границ охотничьего хозяйства ОО "Сарапульское РООиР" представлены в схемах 195 - 206.
Пункт 4.2 приложения 3 к Схеме N82 содержит описание границ планируемого охотничьего хозяйства на территории Воткинского района, в том числе:
Восточная - от пересечения береговой линии Воткинского водохранилища с административной границей Пермского края (точки географических координат - с.ш. 57 град. 1 мин. 37,666 сек. - в.д. 54 град. 13 мин. 10,660 сек.) на юг по административной границе с Пермским краем до деревни Костоваты;
Южная - от деревни Костоваты по грунтовой дороге (через точки географических координат - с.ш. 56 град. 54 мин. 18,840 сек. - в.д. 54 град. 3 мин. 39,874 сек., с.ш. 56 град. 54 мин. 16,962 сек. - в.д. 54 град. 1 мин. 41,552 сек.) до пересечения с автодорогой Чайковский - Воткинск далее по автодороге до реки Сива, далее вниз по среднему течению реки Сива до пересечения с водоводом на город Ижевск (точка географических координат - с.ш. 56 град. 49 мин. 15,909 сек. - в.д. 53 град. 54 мин. 26,192 сек.), далее на запад по грунтовой дороге, идущей по бровке нижней поймы рек Сива и Кама (через точки географических координат - с.ш. 56 град. 49 мин. 38,730 сек. - в.д. 53 град. 53 мин. 53,875 сек., с.ш. 56 град. 50 мин. 16,435 сек. - в.д. 53 град. 52 мин. 26,136 сек.) до грунтовой дороги Перевозное - Докша (точка географических координат - с.ш. 56 град. 50 мин. 22,435 сек. - в.д. 53 град. 50 мин. 59,451 сек.), далее по этой дороге до пресечения с административной границей Воткинского и Завьяловского районов и далее по административной границе (через точки географических координат - с.ш. 56 град. 50 мин. 49,162 сек. - в.д. 53 град. 47 мин. 55,840 сек., с.ш. 56 град. 51 мин. 54,383 сек. - в.д. 53 град. 47 мин. 44,078 сек., с.ш. 56 град. 51 мин. 13,741 сек. - в.д. 53 град. 45 мин. 41,310 сек.; с.ш. 56 град. 51 мин. 47,713 сек. - в.д. 53 град. 44 мин. 56,767 сек.) до деревни Фомино (точка географических координат - с.ш. 56 град. 5 мин. 57,339 сек. - в.д. 53 град. 43 мин. 54,643 сек.).
Обозначение границ планируемого охотничьего хозяйства на территории Воткинского района представлены в схемах 39 - 40.
Пункт 17.1 приложения 3 к Схеме N содержит описание границ планируемого охотничьего хозяйства ОО "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов", в том числе:
Северная - от деревни Макарово (точка географических координат - с.ш. 56 град. 42 мин. 39,89 сек. - в.д. 53 град. 45 мин. 21,02 сек.) по реке Кама до деревни Рычино, далее по просеке телефонного кабеля (тока координат: с.ш. 56 град. 39 мин. 2,52 сек. - в.д. 53 град. 47 мин. 13,82 сек.; с.ш. 56 град. 38 мин. 38,77 сек. - в.д. 53 град. 49 мин. 5,47 сек.; с.ш. 56 град. 39 мин. 17,01 сек. - в.д. 53 град. 50 мин. 2,70 сек. на пос. Кемуль до адм. границы с Пермским краем (точка географических координат - с.ш. 56 град. 38 мин. 51,83 сек. - в.д. 53 град. 15,66 сек.);
Восточная - по административной границе Пермским краем (точки географических координат - с.ш. 56 град. 38 мин. 42,99 сек. - в.д. 53 град. 53 мин. 23,61 сек.; с.ш. 56 град. 37 мин. 44,74 сек. - в.д. 53 град. 57 мин. 47,88 сек.; с.ш. 56 град. 40 мин. 27,44 сек. - в.д. 54 град. 0 мин. 52,56 сек.; с.ш. 56 град. 39 мин. 16,91 сек. - в.д. 54 град. 5 мин. 49,10 сек.; с.ш. 56 град. 34 мин. 45,38 сек. - в.д. 54 град. 2 мин. 3,79 сек.; с.ш. 56 град. 32 мин. 3,91 сек. - в.д. 54 град. 1 мин. 32,52 сек.) на деревни Зелени;
Западная - от деревни Девятово вверх по среднему течению реки Яромаска через деревни Дикуши до автодороги Ижевск - Сарапул (точка географических координат - с.ш. 56 град. 34 мин. 51,47 сек. - в.д. 53 град. 31 мин. 38,71 сек.), далее по административной границе Сарапульского района (точки географических координат - с.ш. 56 град. 37 мин. 15,42 сек. - в.д. 53 град. ЗГ 28,24 сек.; с.ш. 56 град. 39 мин. 20,70 сек. - в.д. 53 град. 33 мин. 13,10 сек.; с.ш. 56 град. 39 мин. 29,40 сек. - в.д. 53 град. 36 мин. 19,78 сек.; с.ш. 56 град. 39 мин. 11,01 сек. - в.д. 53 град. 39 мин. 30,53 сек.) на деревни Зоря, Дуванак до деревни Макарово.
Обозначение границ планируемого охотничьего хозяйства ОО "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" представлено в схемах 174 - 177.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нечкинский" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Нечкинский") обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений, указывая, что действие пункта 3.23 приложения 2 к Схеме N распространяется на территорию Национального парка "Нечкинский", в частности, на:
- особо охраняемую функциональную зону в кв.1; 8-22; 24-27; 29-30; 32-42 Костоватовского участкового лесничества на площади 2 898 га;
- особо охраняемую функциональную зону в кв.79 Нечкинского участкового лесничества на площади 351 га;
- рекреационную зону в кв.1-2; 8-25; 27-33; 42 Костоватовского участкового лесничества на площади 4 543 га;
- познавательного туризма в кв.3-6 Костоватовского участкового лесничества на площади 879 га;
- обслуживания посетителей в кв.1-2; 11; 19; 32-33 Костоватовского участкового лесничества на площади 173 га;
действие пункта 3.34 приложения 2 к Схеме N распространяется на территорию Национального парка "Нечкинский", в частности, на:
- особо охраняемую функциональную зону в кв. 57-58; 65-67; 70-72; 75-77 Нечкинского участкового лесничества на площади 1 445 га;
- зону познавательного туризма в кв. 69; 73-74; 88 Нечкинского участкового лесничества на площади 229 га;
- рекреационную зону в кв.59 Нечкинского участкового лесничества на площади 19,7 га;
- заповедную зону в кв.63-64 Нечкинского участкового лесничества на площади 152 га;
действие пункта 4.2 приложения 3 к Схеме N распространяется на территорию Национального парка "Нечкинский", в частности, на:
- особо охраняемую функциональную зону в кв.34 Костоватовского участкового лесничества на площади 108,5 га;
- рекреационную зону в кв.8 Костоватовского участкового лесничества на площади 138 га;
- обслуживания посетителей в кв.11 Костоватовского участкового лесничества на площади 85 га;
действие пункта 17.1 приложения 3 к Схеме N распространяется на территорию Национального парка "Нечкинский", в частности, на:
- особо охраняемую функциональную зону в кв.57-58; 66-67; 70-72; 75-77 Нечкинского участкового лесничества на площади 1 041 га;
- зону познавательного туризма в кв.69; 73-74; 88 Нечкинского участкового лесничества на площади 226,6 га;
- рекреационную зону в кв.59 Нечкинского участкового лесничества на площади 19,7 га, и ссылаясь на то, что они противоречат статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире", статье 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьям 12, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Поскольку Указ Главы Удмуртской Республики N распространяет свое действие на территорию Национального парка "Нечкинский", содержит информацию о мерах по воспроизводству объектов животного мира, объемах изъятия объектов животного мира, направлен на регулирование численности объектов животного мира, регулирует любительское и спортивное рыболовство, то есть фактически является основным документом территориального охотустройства Удмуртской Республики, ФГБУ " "данные изъяты"" считает, что Указ Главы Удмуртской Республики N принят с нарушением полномочий, ограниченных федеральными законами, посягает на публичные интересы Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды и нарушает права административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ФГБУ " "данные изъяты"" Х.Е.В. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.
Представители Главы Удмуртской Республики, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики Р.Л.Н., М.А.В. в своих возражениях указали на то, что Схема N утверждена компетентным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, требования которого основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Представитель ОО " "данные изъяты"", ОО " "данные изъяты"" Л.А.В. в своих возражениях указал, что заинтересованные лица осуществляют свою деятельность на основании долгосрочных лицензий, выданных им в соответствии с требованиями действующего законодательства, компетентным на то государственным органом; законность долгосрочных лицензий, лицензионных условий, включая границы закрепленных за ними охотничьих хозяйств, ранее были предметом судебного рассмотрения и получили соответствующую правовую оценку в решении Арбитражного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу "данные изъяты", в котором отмечено, что при оформлении долгосрочной лицензии было получено одобрение со стороны административного истца в виде ее согласования; в соответствии с действующим федеральным законодательством следует, что выдача разрешений на пользование охотресурсами осуществляется именно теми охотпользователями, за кем закреплены охотхозяйства, входящие в спорные по настоящему административному иску территории; административный истец, указывая, что Указ Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N нарушает его права, не уточнил, в чем именно проявилось это нарушение.
В судебном заседании представители Главы Удмуртской Республики, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики Р.Л.Н., М.А.В., представитель ОО " "данные изъяты"", ОО " "данные изъяты"" Л.А.В. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции. Кроме того, Р.Л.Н., представляя также интересы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики пояснила, что Схема N согласована с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, считает административный иск не подлежащим удовлетворению, по изложенным в возражениях основаниям.
Выслушав объяснения сторон, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики Д.Д.С., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Удмуртской Республики не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Так, Федеральное государственное бюджетное учреждение " "данные изъяты"" (место нахождения Удмуртская Республика, "адрес") является юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств федерального бюджета, является природоохранным научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Согласно Положению о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Нечкинский", утвержденному Министерством природных ресурсов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ):
Пункт 4. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Пункт 29. На территории национального парка устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом его природных, историко-культурных и иных особенностей. В соответствии с этим на территории национального парка выделены следующие функциональные зоны:
29.1. Заповедная зона. Основная функция зоны - сохранение и восстановление природных экосистем в процессе их естественного развития. В пределах заповедной зоны полностью запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории.
29.2. Особо охраняемая зона. Обеспечивает условия для сохранения природных комплексов и объектов при строго ограниченном хозяйственном и рекреационном использовании. В границы зоны включены наиболее ценные в научном и природоохранном отношении территории, на которых невозможно или нецелесообразно устанавливать заповедный режим. Зона служит также буфером для участков заповедной зоны.
29.3. Зона познавательного туризма. Предназначена для организации экологического просвещения и ознакомления с природными достопримечательностями национального парка. В зону включены наиболее пригодные для маршрутного туризма территории, в том числе живописные побережья рек Камы и Сивы, пойменные озера, памятники природы и археологии, интересные лесные, ботанические и зоологические объекты.
29.4. Рекреационная зона. Основная функция зоны - организация полноценного кратковременного отдыха в природных условиях.
29.5. Зона обслуживания посетителей. Зона предназначена для приема и комфортного отдыха посетителей национального парка, обеспечения их необходимой информацией.
Пункт 62. Охотопользование на территории национального парка в целях спортивной и любительской охоты осуществляется парком самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям (при условии проведения ими охотоустройства и необходимых биотехнических мероприятий) по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке по согласованию с администрацией национального парка.
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения; особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно статье 2 Федерального закона N33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Согласно статье 15 Федерального закона N33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 22 декабря 2015 г. N 104-РЗ "О Главе Удмуртской Республики" (далее - Закон УР N 104-РЗ) Глава Удмуртской Республики является высшим должностным лицом Удмуртской Республики и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики - Правительство Удмуртской Республики.
Согласно статье 9 Закона УР N 104-РЗ Глава Удмуртской Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, правовых актов Правительства Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, данного Закона, иных законов Удмуртской Республики издает указы и распоряжения; правовые акты Главы Удмуртской Республики, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Удмуртской Республике.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 34 указанного Федерального закона N 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство.
В силу частей 3 - 5 этой же статьи документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации; в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов; к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.
Частью 6 статьи 39 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 8 этой же статьи установлено, что Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Состав и структура схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, порядок ее составления, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 209-ФЗ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 335 утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к ее составу и структуре (приложения 1 и 2).
В соответствии с пунктом 2 приложения 1 к Приказу Минприроды России N335 Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема) является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 того же приложения предусмотрено, что составление Схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно материалам административного дела оспариваемая Схема N82 согласована с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в установленном порядке (л.д.119).
В приложении 2 к Приказу Минприроды России N 335 в раздел 4 "Социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации" включаются:
4.1. карта-схема административного деления территории субъекта Российской Федерации с указанием границ: охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства;
5. В раздел "Характеристика размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, в субъекте Российской Федерации" включаются:
5.1. информация о принадлежности охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов;
5.2. информация о состоянии ведения охотничьего хозяйства в субъекте Российской Федерации;
5.3. картографический материал, содержащий графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов (разрабатывается на основании сведений о структуре, составе и площади элементов среды обитания согласно приложению);
5.4. комплексная качественная оценка указанных в прилагаемой к настоящим Требованиям таблице элементов среды обитания охотничьих ресурсов с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов, содержащая графический материал, отражающий ареалы обитания охотничьих ресурсов и площади указанных элементов среды обитания, пригодных для обитания охотничьих ресурсов.
6. В раздел "Характеристика состояния численности и размещения охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации" включаются:
6.1. сведения о численности и размещении охотничьих ресурсов (приводятся данные за предыдущий период не менее 10 лет, представленные в виде таблиц, графиков и/или диаграмм);
6.2. таблицы, схемы, диаграммы и/или другой иллюстративный материал, характеризующий состояние использования охотничьих ресурсов;
6.3. информация о динамике использования охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (приводятся данные таблиц, графиков и/или диаграмм за предыдущие 10 лет).
7. В раздел "Мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий" включаются:
7.1. основные направления и мероприятия по развитию охотничьего хозяйства;
7.2. нормы пропускной способности охотничьих угодий субъекта Российской Федерации;
7.3. информация о выделении зон, планируемых для создания охотничьих угодий (для каждого муниципального образования субъекта Российской Федерации): общедоступных охотничьих угодий, закрепленных охотничьих угодий.
Таким образом, согласно указанным требованиям к составу Схемы, в Схеме N, приложение 4 является картой-схемой, предусмотренной пунктом 4.1 Требований к составу Схемы, и отражает границы охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства, в том числе границы ФГБУ "Национальный парк "Нечкинский".
Приложение 2 к Приказу Минприроды России N (требования к составу и структуре Схемы) в раздел "Характеристика размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, в субъекте Российской Федерации" включается информация о принадлежности охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов.
Оспариваемые административным истцом пункты 3.23, 3.34 приложения 2, пункты 4.2, 17.1 приложения 3 к Схеме N содержат описания, соответственно, границ охотничьего хозяйства ОО " "данные изъяты"" и границ охотничьего хозяйства ОО " "данные изъяты"".
Согласно части 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
На момент издания оспариваемого указа у юридических лиц общественной организации " "адрес"ное общество охотников и рыболовов" и общественной организации " "адрес"ное общество охотников и рыболовов" имелись действующие в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ и выданные в соответствие с ранее действующими положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире" долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, а также договоры о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
ОО " "данные изъяты"" имеет действующую долгосрочную лицензию на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов серия ХХ N от ДД.ММ.ГГГГ; ОО " "данные изъяты"" имеет действующую долгосрочную лицензию на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов (серия ХХ N от ДД.ММ.ГГГГ).
Данные долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, содержащие описание границ и площадь закрепленных за указанными общественными организациями охотничьих угодий выданы до издания оспариваемого акта в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".
При указанных обстоятельствах, охотничьи угодья, предоставленные юридическим лицам на основании долгосрочных лицензий, в силу статьи 71, подпункта 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ относятся к закрепленным охотничьим угодьям. Согласно пункту 5.1 Требований к составу Схемы информация о них должна содержаться в Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики, что и содержат пункты 3.23 и 3.34 (Схемы 147-154, 195-206) приложения 2 к Схеме N, с описанными границами в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N.
Исключение указанных территорий охотничьих угодий их Схемы нарушит права ОО "Сарапульское РООиР", ОО "Воткинское РООиР", установленных статьей 71 Закона об охоте.
Решением Арбитражного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу NА71-348/2005-Г12 ГУ " "данные изъяты"" отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительными долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, выданных ОО " "данные изъяты"" и ОО " "данные изъяты"", выданных в 2001 и 2005 г.
Довод административного истца об отсутствии согласования с ним вопросов социально-экономической деятельности в нарушение требований пункта 33 Положения о ФГБУ " "данные изъяты"" опровергается вышеуказанным решением суда, согласно которому при выдаче оспариваемых долгосрочных лицензий Воткинскому и Сарапульскому РООиР ГУ " "данные изъяты"" выразил свое согласие на их выдачу, о чем свидетельствует подпись руководителя ГУ " "данные изъяты"" с оттиском печати учреждения на листах согласования условий пользования объектами животного мира.
В силу требований частей 1,3,5,8 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ содержащиеся в действующих долгосрочных лицензиях на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, выданных ОО " "данные изъяты"" и ОО " "данные изъяты"", описания границ закрепленных охотничьих угодий подлежат обязательному отражению в Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики.
В связи с этим, оснований для удовлетворения требований административного истца об оспаривании нормативно-правового акта не усматривается.
Статья 39 Федерального закона N209-ФЗ, Приказ N не содержат требования при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивать ее совместимость со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий посредством указания функционального зонирования территории особо охраняемой природной территории, правового режима использования и охраны его территории. Данный факт подтверждается тем, что уполномоченный в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" орган в области охраны особо охраняемых природных территорий, в ведении которого находится НП " "данные изъяты"" (п.11 Положения о федеральном государственном учреждении Национальный парк " "данные изъяты""), - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласовало проект Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики, не усмотрев в нем нарушений её совместимости со схемами развития и размещения особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) - НП " "данные изъяты"".
Административным истцом ссылки на положения федерального законодательства, устанавливающие подобные требования, не приведены. Функциональное зонирование территории ООПТ, правовой режим использования и охраны его территории национальных парков, являющихся ООПТ федерального значения, устанавливаются уполномоченными федеральными органами в Положении об ООПТ.
Соотношение ограничений, содержащихся в статье 15 Федерального закона N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", со Схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории УР может рассматриваться в части ограничений по пункту "е" части 2 статьи 15 указанного закона, в силу которой на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе промысловая охота, но не запрещается любительская и спортивная охота. Кроме того, любительская и спортивная охота на территории Национального парка "Нечкинский" предусмотрена пунктом 62 Положения о федеральном государственном учреждении Национальный парк " "данные изъяты"".
Таким образом, Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории УР соотносится со схемой размещения ООПТ путем указания их границ и площадей относительно охотничьих угодий Удмуртской Республики.
Утверждение административного истца о противоречии оспариваемых пунктов Схемы N законодательству в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, законодательству об особо охраняемых природных территориях основано на ошибочном толковании норм материального права.
Неправильное толкование и применение оспариваемых правовых норм не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Учитывая, что Схема N издана в пределах предоставленных Главе Удмуртской Республики полномочий, оспариваемые положения этой Схемы соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения " "данные изъяты"" о признании недействующими пунктов 3.23, 3.34 Приложения 2, пунктов 4.2, 17.1 Приложения 3 к Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики, утвержденной Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N и возложении обязанности по исключению из указанных пунктов территорию национального парка " "данные изъяты"", отказать.
Обязать Главу Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Апелляционная жалоба, представление на настоящее решение могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.