Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Бреевой С.С., Шошиной А.Н.,
при секретаре Бордиян В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Ямало-Ненецкому автономному округу Бессонова А.Л. на решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2017 года, которым постановлено:
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу восстановить Васильева А.П. на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, исходя из даты подачи им заявления - с 12 июня 1997 года.
В удовлетворении исковых требований к федеральному государственному учреждению "6 отряд Федеральной противопожарной службы ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" отказать.
Заслушав доклад судьи Бреевой С.С., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
УСТАНОВИЛА:
Васильев А.П. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к ФКУ "6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)" и ГУ МЧС России по ЯНАО о возложении обязанности восстановить его и членов его семьи в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что истец по месту работы в ФКУ "6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)" с 12 июня 1997 года состоял в списках, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. С указанного времени проживал в служебных жилых помещениях, предоставляемых по месту работы, в настоящее время проживает в квартире N в доме N в "адрес", предоставленной ответчиком по договору найма служебного жилого помещения от 15 апреля 2016 года для временного проживания. В 2014 году он узнал, что на учете не состоит ввиду наличия в деле заявления, поданного им после 1 марта 2005 года и несоответствия представленных документов для постановки на учет нормам жилищного законодательства. Первоначальное заявление от 12 июня 1997 года ответчиком было утрачено. Считает, что сохранил право состоять на учете, поскольку до настоящего времени его семья не обеспечена жилым помещением по договору социального найма, а также, что оснований для снятия его с учета у ответчика не имелось.
Просит обязать ответчиков восстановить его и членов его семьи в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, поставленных на учет до 1 марта 2005 года по дате включения в списки очередников с 12 июня 1997 года.
В судебном заседании истец Васильев А.П. и его представитель Зиланова О.И. настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ФКУ "6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)" Чирова А.Ю. полагала учреждение ненадлежащим ответчиком по делу, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Ответчик ГУ МЧС России по ЯНАО для участия в деле своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на иск врио начальника ГУ МЧС России по ЯНАО Александров Л.В. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом принято решение, резолютивная часть которого указана выше и с которым не согласен начальник ГУ МЧС России по ЯНАО Бессонов А.Л.
В апелляционной жалобе начальник ГУ МЧС России по ЯНАО Бессонов А.Л. просит решение суда отменить, в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на основания, по которым истцу отказано в восстановлении в списках, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, полагая их обоснованными. Считает, что Главное управление в силу положений Приказа МЧС России от 12 января 2012 года N 5 не наделено полномочиями по восстановлению сотрудников на такой учет.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Васильев А.П. высказал позицию в поддержку решения суда.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель ГУ МЧС России по ЯНАО Ануфриев Е.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска Васильева А.П.
Представитель ФКУ "6 ОФПС ГПС по ЯНАО (договорной) Синёв К.В. ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д. 148), ходатайствовал о признании учреждения ненадлежащим ответчиком по делу. Данное ходатайство оставлено без удовлетворения, так как право на предъявление иска к конкретному ответчику принадлежит истцу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, выслушав объяснения представителя ответчика Ануфриева Е.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что истец Васильев А.П. с 12 июня 1997 года проходит службу в ФКУ "6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)" (ранее - ПЧ-95 28 отряда ГПС УГПС УВД ЯНАО) (ГПС объектов НГДУ "Тарасовск-Нефть")) (л.д. 34-36, 115-116), первоначально стажером по должности пожарного, а с 08.12.1997 года - в должности пожарного (л.д. 117).
Как следует из протокола N 1 заседания ЦЖБК 28 ОГПС УГПС ЦВД ЯНАО от 3 марта 1998 года, имеющегося в учетном деле истца, Васильев А.П. включен в список очередности на предоставление жилого помещения по дате подачи заявления от 12 июня 1997 года (л.д. 76-79). По состоянию на 4 мая 2005 года истец в указанных списках состоял под номером 99 (л.д. 14).
С 1997 года истец со своей семьей проживал в служебных жилых помещениях, предоставляемых ответчиком по месту работы, с 2009 года проживает в квартире N в доме N в "адрес" по договору найма служебного жилого помещения от 15 апреля 2016 года; жилых помещений в собственности либо на ином праве, не имеет, как и его супруга Васильева О.Н. (л.д. 26-27, 80-82).
В связи с передачей полномочий по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и воинско-спасательных формирований ФКУ "Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с 1 декабря 2011 года на основании Приказа МЧС России от 25 июля 2011 года N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований", учетное дело сотрудника ФКУ "6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО" Васильева А.П. было передано в ФКУ "Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (л.д. 37, 92).
Письмом Уральского филиала ФКУ "Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 4 октября 2013 года Васильев А.П. был уведомлен об отказе в восстановлении в очереди на получение жилого помещения на условиях договора социального найма.
Основанием для отказа послужило то, что документы истца не соответствовали требованиям, установленным Жилищным кодексом РСФСР, Жилищного кодекса РФ, Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР", Главы 3 Примерных Правил, утвержденных указанным постановлением Совмина.
Отсутствие таких документов послужило в силу п. 1 ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ основанием отказа для принятия истца на учет граждан в качестве нуждающихся (л.д. 103).
Правильно установив обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что принятый в отношении Васильева А.П. отказ в восстановлении в очереди на получение жилого помещения на условиях договора социального найма является незаконным, поскольку им созданы неправомерные препятствия для реализации права гражданина на обеспечение жильем.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня устанавливаемого Советом Министров автономной республики исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В силу положений ст. 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы.
Согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П, на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти лежит обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6 Вводного закона).
Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определении от 18 января 2005 года N 7-О, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч. 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона и позиции Конституционного Суда РФ, Васильев А.П., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., мог быть снят с этого учета либо по основаниям предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Совокупность представленных в дело доказательств свидетельствует о том, что Васильев А.П. был поставлен на спорный учет 12 июня 1997 года, вместе с тем, его заявление в материалах учетного дела отсутствует по неизвестной причине. Лица, виновные в его утрате не установлены (л.д. 64-65, 73-102).
При таких обстоятельствах, учитывая, что с момента включения Васильева А.П. в списки нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с 12 июня 1997 года истец не утратил оснований для признания его таковым, жилых помещений, кроме служебного, не имеет, то суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Установлено, что Приказом МЧС РФ от 12 января 2012 года N 5 утвержден Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, согласно которому ведется учет тех сотрудников, которые до 1 марта 2005 года были приняты на учет актами подразделений органа федеральной государственной власти в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
С 12 января 2012 года учет сотрудников ФПС нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется жилищными комиссиями, создаваемыми: в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации - для учета сотрудников ФПС, проходящих службу в Главных управлениях МЧС России по субъектам РФ и подчиненных им учреждениях (л.д. 66-68).
В соответствии с Положением о Единой Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по ЯНАО, утвержденным приказом Главного управления МЧС России по ЯНАО от 17 июня 2016 года N 287-п, к полномочиям жилищной комиссии относятся, в том числе, постановка на учет и ведение учета сотрудников противопожарных служб, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 50-53).
Анализ вышеизложенного свидетельствует об обязанности ГУ МЧС России по ЯНАО вести учет сотрудников, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, следовательно, именно к полномочиям указанного ответчика относится обязанность восстановить истца с составом семьи в указанных списках и доводы апеллятора об ином подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании указанного выше Приказа МЧС России N5 от 12.01.2012 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные суждения.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья: (подпись) С.С. Бреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.