Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 марта 2017 г. по делу N 33-374/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО13,
судей:
ФИО14
при секретаре ФИО10, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО15 на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2016 года, которым ФИО3 и ФИО5, ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2 отказано в удовлетворении искового заявления к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел) о признании незаконным отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении и признании права состоять на жилищном учёте.
Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО6 С.П. в период с ноября 2010 по декабрь 2012 года проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес", а затем в войсковой части N "адрес"
Супруга истца - ФИО16. и дети - ФИО17 с августа 2011 по октябрь 2012 года, а ФИО18 с июня по октябрь 2012 года были зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: "адрес" общей площадью 41,9 кв.м., принадлежащем на праве собственности отцу супруге истца - ФИО11 (умер в мае 2012 года).
При этом ФИО19 в период с 2005 по декабрь 2011 года являлся собственником ? доли в квартире общей площадью 77,1 кв.м., расположенной в городе "адрес", а с января 2012 по октябрь 2015 года собственником квартиры в городе Великий Новгород общей площадью 26,6 кв.м.
С октября 2012 года по настоящее время ФИО20., ФИО21. и ФИО22 зарегистрированы по месту жительства по адресу войсковой части N ( "адрес").
31 марта 2016 года ФИО23 обратился к начальнику отдела с заявлением, в котором просил признать его и членов семьи нуждающимися в жилом помещении.
Решением начальника отдела от 25 апреля 2016 года ФИО24 признан нуждающимся в жилом помещении.
Письменным сообщением этого же должностного лица от 25 апреля 2016 года членам семьи ФИО25. - ФИО26., ФИО27. и ФИО28 доведено об отсутствии оснований для их постановки на жилищный учёт.
Полагая, что упомянутым решением и сообщением нарушены их права, истцы обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили признать незаконным отказ в постановке на жилищный учёт членов семьи ФИО29., признать за ними право состоять на этом учёте и обязать начальника отдела признать их нуждающимися в жилье.
Суд в удовлетворении искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе ФИО30., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое, которым исковое заявление удовлетворить.
В обоснование этого, ссылаясь на определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2007 года N 944-О-О, указывает, что в жилом доме, расположенном в "адрес" они фактически не проживали, поскольку жили в служебной квартире в городе Бутурлиновке, регистрация в жилом доме носила формальный характер, а права пользования этим жилым помещением они не имели.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
На основании ч. 3, 5 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
По результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
В соответствии с абз. 3, 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Члены семьи военнослужащего, проживающие с ним совместно, также признаются нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 N 1280 (далее - Инструкция), признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом.
Приказом Министра обороны РФ от 03 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ" определено, что уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе через ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Специализированные организации Министерства обороны РФ принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, признают их нуждающимися в жилых помещениях, снимают с жилищного учёта, принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность.
Согласно п. 5, 6 Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
При этом в последнем случае в решении должны быть указаны основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 3 к настоящей Инструкции.
Из материалов дела усматривается, что 31 марта 2016 года ФИО31 обратился к начальнику отдела с заявлением, в котором просил признать его и членов семьи нуждающимися в жилом помещении.
Приняв отвечающее требованиям Инструкции решение в отношении ФИО32 начальник отдела, решения, установленного Инструкцией, по результатам рассмотрения его заявления в отношении членов семьи не принимал, поскольку в адрес ФИО33. было лишь направлено сообщение об отсутствии оснований для постановки на жилищный учёт членов его семьи.
При таких обстоятельствах оснований считать, что начальником отдела 25 апреля 2016 года было принято решение об отказе в постановке на жилищный учёт ФИО35., ФИО36 и ФИО37 не имеется, так как направленный ФИО34 уполномоченным органом письменный ответ на его заявление в отношении членов семьи, каких-либо правовых последствий, за исключением информационного содержания, не несёт.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что настоящее дело о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учёт членов семьи ФИО38 признании за ними права состоять на этом учёте и возложении на начальника отдела обязанности признать их нуждающимися в жилье, рассматривалось в порядке искового производства, решение суда первой инстанции по существу является правильным и отмене не подлежит.
Что же касается доводов апелляционной жалобы по существу спора, то оценка им может быть дана лишь после принятия жилищным органом решения, соответствующего вышеизложенным нормам права, в случае не согласия с которым, ФИО39., как военнослужащий, наделённый социальной гарантией со стороны государства в части жилищного обеспечения, вправе обжаловать в судебном порядке.
Не лишён он права и на обжалование бездействия жилищного органа по нерассмотрению в установленном порядке его обращения, в части касающейся членов его семьи.
Руководствуясь ст. 327.1, 329 и п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2016 года по исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО40 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.