Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего ***
судей ***., ***
при секретаре ***
с участием прокурора ***
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
истца Б.А.В. на решение Павловского районного суда Алтайского края от 12 декабря 2016 по делу по иску Б.А.В. к КГБУЗ "Павловская ЦРБ" о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи ***, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом ***-л от 30.09.2011 года Б.А.В. была принята на работу в муниципальное учреждение здравоохранения "Павловская центральная районная больница" (в дальнейшем переименовано в КГБУЗ "Павловская центральная районная больница") на должность медицинского лабораторного техника Прутской врачебной амбулатории. 01 октября 2011 года с ней был заключен трудовой договор ***.
Приказом *** от 16.11.2015 года истец была уволена с занимаемой должности в связи с неоднократным неисполнением ею без уважительных причин трудовых обязанностей, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30.03.2016 года Б.А.В. была восстановлена в должности медицинского лабораторного техника Прутской врачебной амбулатории КБУЗ "Павловская центральная районная больница" с 17.11.2015 года, приказы о наложении на нее дисциплинарных взысканий признаны незаконными.
06.06.2016 года на основании приказа главного врача КБУЗ "Павловская центральная районная больница" ***-л от 06.06.2016 года трудовой договор с истцом был расторгнут в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
Решением Павловского районного суда Алтайского края от 15.08.2016 года приказы об увольнении Б.А.В. и о расторжении с ней трудового договора были признаны незаконными, истец была восстановлена в прежней должности медицинского лабораторного техника Прутской врачебной амбулатории с 07.06.2016 года.
Приказом *** от 17.10.2016 года трудовой договор с истицей был расторгнут на основании ст. 77 ч.1 п.7 ТК РФ по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
16.11.2016 Б.А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к КГБУЗ "Павловская центральная районная больница" о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований истица указала на то, что ответчиком нарушена процедура увольнения, поскольку в соответствие со ст. 74 ТК РФ по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускаются изменения в трудовом договоре по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. Утверждает, что работодатель изменил её трудовые функции, вменил ей выполнение трудовых функций медицинской стерилизационной сестры по предстерилизационной очистке инструментария, посуды и т. д., которые согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.06.2010 г. N 541н в обязанности медицинского лабораторного техника не входят. Проведение предстерилизационной очистки лабораторного инструментария является обязанностью медицинской стерилизационной сестры.
Приложением 12 к приказу N 380 Минздрава России от 25.12.1997 года, которым установлены расчетные нормы времени на проведение клинических лабораторных исследований для медицинского лабораторного техника, проведение предстерилизационной очистки лабораторной посуды не предусмотрено.
В связи с существенными нарушениями условий труда неоднократно до увольнения обращалась к работодателю и в надзорные органы, просила предоставить работника для мытья лабораторных пробирок, создать условий для нормальной работы лаборанта, забрать скопившуюся грязную лабораторную посуду, оборудовать отдельную комнату для дезинфекции и предстерилизационной очистки химической посуды, выдать спец. одежду и т. д.
Приказами *** от 31.08.2016 г., *** от 31.08.2016 г., *** от 07.09.2016 г., *** от 07.09.2016 г. на нее были наложены дисциплинарные взыскания. С данными взысканиями была не согласна, писала объяснения, которые не были приняты во внимания работодателем. Причинами неоднократных взысканий, которые были наложены на нее в течение 8 дней, является факт ее отказа выполнять дополнительную работу -предстерилизационную очистку пробирок.
Незаконным увольнением ей был причинен моральный вред, как матери воспитывающей одной сына, и молодому специалисту, который выразился в нравственных переживаниях по причине утраты работы.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истица просила суд признать ее увольнение незаконным, восстановить на работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в сумме 500 000 руб.
Решением Павловского районного суда Алтайского края от 12 декабря 2016 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истица Б.А.В. просит об отмене решения, ссылаясь на то, что в нарушение порядка увольнения ей не был предложен перевод на вакантную должность фельдшера-лаборанта. При этом суд дал неправильную оценку тому обстоятельству, что работодатель необоснованно включил в ее должностные обязанности предстерилизационную очистку инструментария, посуды. Проведение предстерилизационной очистки лабораторного инструментария является обязанностью медицинской стерилизационной сестры.
В возражениях на апелляционную жалобу истицы ответчик просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании в апелляционной инстанции истица Б.А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представители ответчика А.О.В., Р.Л.В., прокурор *** просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
В силу пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора, в том числе, является отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснениями п. 21 Пленума Верховного суда РФ постановления от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации", разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 ТК РФ), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.
Разрешая спор, суд установил, что приказом ***-л от 30.09.2011 года Б.А.В. была принята на работу в муниципальное учреждение здравоохранения "Павловская центральная районная больница" (в дальнейшем переименовано в КГБУЗ "Павловская центральная районная больница") на должность медицинского лабораторного техника Прутской врачебной амбулатории. 01 октября 2011 года с ней был заключен трудовой договор ***.
Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 года N2190-р, предусмотрен переход работников здравоохранения, образования и социальной сферы на эффективный контракт. Завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта намечено на 2016-2018 годы.
Как следует из положений вышеуказанной Программы, эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
26.04.2013 года Постановлением Минтруда России N 167н, в рамках реализации Программы, были утверждены рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта. Пунктом 5 указанных рекомендаций предусмотрено, что с работником учреждения, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора. В соответствии с частью второй статьи 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации. Дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат (л.д.192-202).
22 октября 2015 года Главным Управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности был издан Приказ N 657, которым на главных врачей краевых медицинских организаций с целью перевода медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена на эффективный контракт возложена обязанность уведомить работников в письменном виде об изменениях в трудовом договоре, заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам с целью внесения изменений, связанных с переходом на эффективный контракт и завершить перевод работников амбулаторно-поликлинического звена на эффективный контракт в срок до 01.01.2016 года (л.д.180-181), направлены рекомендации по переводу от 23.10.2015 г. (л.д. 195-196).
Рассматривая спор, суд установил, что 16 августа 2016 года Б.А.В. почтовым отправлением направлено уведомление о переходе на эффективный контракт с вносимыми в связи с этим с 17.10.2016 года изменениями в трудовой договор и должностную инструкцию. (л.д.113-121 т.1)
18 августа 2016 года указанные документы, что следует из почтовой квитанции и отчета об отслеживании отправления Почты России, были получены истицей. (л.д.122 т.1)
В полученном Б.А.В. уведомлении разъяснено, что причинами вносимых изменений в трудовой договор являются: перевод медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена на эффективный контракт, введение результатов специальной оценки труда, а также Приказ Главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 22.10.2015 года N 657 "О переводе медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена на эффективный контракт", принятый во исполнение распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 г. N 2190-р об Утверждении Программы поэтапного совершенствование системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
КГБУЗ "Павловская ЦРБ" в направленном Б.А.В. 16.08.2016 года уведомлении об изменении условий труда (л.д. 121), а также уведомлении от 31.08.2016 года (л.д. 177) предлагало истцу иные вакантные должности, если она не пожелает работать в измененных условиях.
17.10.2016 года истице было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, от подписания дополнительного соглашения Б.А.В. отказалась, как и о занятия имеющихся вакансий, перечень которых ей был предоставлен в письменном виде. Данные обстоятельства подтверждаются актами об отказе в ознакомлении и подписании от 17.10.2016 года (л.д.214,215), перечнем вакансий Павловской ЦРБ, исх. *** от 17.10.2016 года (л.д. 213).
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что Б.А.В. отказалась продолжать работу в новых условиях в соответствии с эффективным контрактом и отказалась от всех предложенных вакансий, приказом Главного врача КГБУЗ "Павловская ЦРБ" *** от 17.10.2016 года заключенный с нею трудовой договор был расторгнут (л.д. 216 т.1).
Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно пришел к выводу, что работодателем порядок увольнения был соблюден.
Так, Б.А.В. своевременно, за два месяца (16.08.2016 года) была уведомлена о предстоящих изменениях условий трудового договора, о причинах таких изменений. Также ей были предложены все имеющиеся свободные вакансии, от занятия которых она отказалась.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, на момент увольнения истицы должности фельдшера-лаборанта в штатном расписании не имелось, что подтверждается представленными в апелляционную инстанцию штатными расписаниями по состоянию на 01.01.2016, на 31.03.2016, 01.01.2017г.г.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных условий труда - переводом работников учреждения на эффективные контракты. Кроме того, в связи с проведенной 05.10.2015 года специальной оценкой условий труда медицинского лабораторного техника КГБУЗ "Павловская ЦРБ" (л.д. 218-221) у истца был исключен дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней, предоставлено право на получение компенсационной выплаты в размере 4%, чая, киселя за вредные условия труда, что предусмотрено Дополнительным соглашением к Трудовому договору от 17.10.2016 года, полученном Б.А.В. за два месяца до увольнения.
Указанные изменения условий труда предусмотрены и коллективным договором, заключенным КГБУЗ "Павловская ЦРБ" с работниками 13.10.2016 года, в котором должность медицинского лабораторного техника не входит в Перечень должностей, дающих право на получение дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда.
При рассмотрении дела суд первой инстанции проверил доводы Б.А.В. относительно изменения ранее определенных условий трудового договора в нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.06.2010 г. N 541н, необоснованного включения в ее трудовые функции обязанности по предстерилизационной очистке инструментария, посуды, что, по её мнению, относиться к трудовой функции медицинской стерилизационной сестры.
В силу ст. 57 ТК РФ трудовой функцией является работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Из уведомления об изменении условий трудового договора, направленное Б.А.В. 16.08.2016 года и полученное истцом 18.08.2016 года, содержащее текст Дополнительного соглашения к трудовому договору *** от 01.10.2011 года и должностную инструкцию медицинского лабораторного техника Прутской врачебной амбулатории следует, что в соответствии с п. 2 должностной инструкции, утвержденной главным врачом Павловской ЦРБ от 17.10.2016 года, медицинский лабораторный техник "подготавливает для работы реактивы, химическую посуду, аппаратуру, дезинфицирующие растворы. Проводит стерилизацию и дезинфекцию лабораторного инструментария, посуды и т.п. в соответствии с действующими инструкциями. Проводит предстерилизационную очистку ручным способом с целью удаления белковых, жировых и механических загрязнений, а также лекарственных препаратов с использованием моющего раствора. Выполняет лабораторные исследования в соответствии с установленными нормами нагрузки и квалификационными требованиями. Производит взятие материала на анализ. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Регистрирует поступающий в лабораторию биологический материал для исследований, в том числе с использованием персонального компьютера, проводит обработку материала и подготовку к исследованию. Проводит самостоятельно химические макро- и микроскопические исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследований отделяемого, гельминтно-овоскопическое исследование, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований. Проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию ( регистрация, записи в журналах, бланках результатов анализов и т.д.). Выполняем мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в медицинской организации, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов с целью предупреждения возможного заражения при взятии крови (гепатит, ВИЧ-инфекция). Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. Выполняет поручения заведующего КДЛ по материально-техническому обеспечению лаборатории. Соблюдает правила техники безопасности. Повышает профессиональную квалификацию в установленном порядке" (л.д.210).
В должностной инструкции от 04.09.2015 года, с которой Б.А.В. ознакомлена 04.09.2015 года, на медицинского лабораторного техника Прутской врачебной амбулатории были возложены обязанности: "проводит самостоятельно химические макро- и микроскопическое исследования биологического материала крови, гельминтно-овоскопическое исследование. Проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию. Выполняет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в медицинской организации, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов с целью предупреждения возможного заражения при взятии крови (гепатит, ВИЧ-инфекция). Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях" (л.д.108).
Аналогичные обязанности медицинского лабораторного техника закреплены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 N541н.
Приказом Минздрава России от 25.12.1997 N380 утверждено Положение о медицинском лабораторном технике (приложение N6), согласно п. п. 2.2 2.5 которого к обязанностям техника, в числе прочих, относится подготовка для работы реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов, проведение стерилизации лабораторного инструментария в соответствии с действующими инструкциями (л.д.94).
Отсутствие в приложении N12 указанного Приказа Минздрава N380 нормативов проведения данных работ, на что ссылается истец, не свидетельствует о том, что лабораторный техник не должна их выполнять. Приложение N12 содержит расчетные норма времени на проведение клинических лабораторных исследований (л.д.257-269), круг обязанностей медицинского лабораторного техника гораздо шире.
Согласно п.1.1 ОСТа 42-21-2-85 установленные в данном стандарте методы, средства, и режимы предстерилизационной очистки, стерилизации и дезинфекции являются равнозначными по эффективности для каждого вида обработки. Предстерилизационная очистка в силу п.2.1 является обязательным этапом стерилизации (п.2.1), по окончании рабочей смены оборудование должно быть очищено механическим способом путем мытья с применением моющих средств (п.2.7), последовательность очистки ручным способом определена таблицей 1.
Согласно указанной таблице при проведении предстерилизационной очистки предусмотрены следующие процессы: погружение инструментов, загрязненных кровью, в раствор ингибиторов коррозии сразу после их использования, ополаскивание проточной водой, замачивание в моющем растворе при полном погружении изделия, мойка каждого изделия в моющем растворе при помощи ерша или ватно-марлевого тампона, ополаскивание под проточной водой, ополаскивание дистиллированной водой, сушка горячим воздухом.
При этом для каждого процесса, в том числе непосредственно для мойки и ополаскивания, установлены определенные условия его производства: температура, вид, концентрация раствора и воды для мытья, время выдержки и применяемое оборудование.
Судом первой инстанции в качестве свидетеля допрошена заведующая КДЛ Павловской ЦРБ К.Л.Ф., которая показала, что Б.А.В. находилась у неё в непосредственном подчинении, она осуществляет методическое руководство её деятельностью. В обязанности истца, в том числе, всегда входила стерилизация посуды и инструментария, которая состоит из дезинфекции, предстерилизационной очистки и собственно, стерилизации. Только в Прутской врачебной амбулатории часть своих обязанностей, в том числе по мытью пробирок, средний медицинский персонал незаконно возложил на санитарок, которые были переведены в уборщиков помещений в декабре 2014 года. В Прутской амбулатории созданы все условия для выполнения Б.А.В. ее обязанностей - оборудована зона для мытья лабораторной посуды, установлены двухгнездовая раковина, водонагреватель, имеется сухожарочная установка. Б.А.В. выполняла свои обязанности, в том числе, по предстерилизационной очистке пробирок, в течение полугода в 2015 году. Эти же обязанности, что у Б.А.В., выполняют лаборанты Павловской центральной лаборатории, и амбулаторий в других селах района, поскольку специализированного централизованного стерилизационного отделения для стерилизации всего оборудования, инструментария и лабораторной посуды Павловской ЦРБ нет. Две медицинские сестры так называемого стерилизационного отделения Павловской ЦРБ закладывают в стерилизационные биксы очищенный, вымытый и упакованный средним медицинским персоналом отделений инструментарий и посуду.
Таким образом, доводы Б.А.В. о том, что работодатель необоснованно включил в ее трудовую функцию обязанность по предстерилизационной очистке инструментария, посуды, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку она и ранее в соответствии с положениями вышеуказанных норм обязана была выполнять стерилизацию инструментария и посуды, одним из этапов которой является предстерилизационная очистка.
Кроме того, должность медицинской стерилизационной сестры, в обязанность которой, как считает истец, входит предстерилизационная очистка инструментария и посуды, в штате Прутской амбулатории КГБУЗ "Павловской ЦРБ" отсутствует.
В соответствии с п. 2.12 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", предстерилизационную очистку изделий осуществляют в отделениях лечебных организаций при отсутствии централизованных стерилизационных. Поскольку в Прутской амбулатории имеется штатная должность медицинского лабораторного техника, вменение в его обязанности предстерилизационной очистки лабораторной посуда правомерно.
При этом суд проверил доводы Б.А.В. о том, что КГБУЗ "Павловская ЦРБ" не выполняются обязанности по обеспечению безопасных условий труда, не оборудовано отдельное помещение для дезинфекции и предстерилизационной очистки посуды и установил, что КГБУЗ "Павловская ЦРБ" имеет лицензию от 5 февраля 2015 года на осуществление медицинской деятельности, включающей лабораторную диагностику, а также санитарно-эпидемиологическое заключение от 25.09.2013 года, свидетельствующее о соответствии медицинского учреждения, включающего и Прутскую врачебную амбулаторию, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В ходе плановой проверки, проведенной 30.09.2015 года Территориальным отделом в Павловском, Ребрихинском и "адрес"х Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю), было установлено, что клинико-диагностическая лаборатория Прутской врачебной амбулатории КГБУЗ "Павловская ЦРБ" расположена в здании амбулатории в "адрес", состоит из двух помещений: помещения для отбора крови и помещения моечной, совмещенной с кабинетом для проведения исследований. Также имеется комната для стерилизации, которая оснащена сухожаровым шкафом. В нарушение п. 5.4 и п. 5.8 ч. I СанПин 2.1.3.2630-10 в помещении лаборатории отсутствовали водонагревательное устройство и двухгнездовая раковина (материалы гражданского дела ***, л.д. 129,137,194).
16 мая 2016 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю была проведена внеплановая проверка КГБУЗ "Павловская ЦРБ", в ходе которой установлено, что моечная клинико-диагностической лаборатории Прутской амбулатории оборудована водонагревательным устройством и двухгнездовой раковиной (мойкой), имеется отдельная раковина для мытья рук с подводкой горячей воды. Нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, не выявлено (л.д. 104,105).
При разрешении спора судом в качестве свидетеля допрошена ведущий специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю И.Ю.О., которая пояснила, что в октябре 2015 года проводила проверку КГБУЗ "Павловская ЦРБ". В ходе проверки были выявлены нарушения действующих СанПиН, в частности, в Прутской амбулатории в клиническо-диагностической лаборатории было установлено отсутствие водонагревателя и двухгнездовой раковины. В мае 2016 года была проведена повторная проверка, указанные нарушения были устранены. Каких-либо других нарушений не выявлено. Лаборатория Прутской врачебной амбулатории не является отдельно стоящей или микробиологической лабораторий, поэтому требования о наличии отдельных кабинетов для предстерилизационной очистки и исследования материала на нее не распространяются. При осуществлении очистки лабораторной посуды, забора и исследования взятого биологического материала в одном помещении санитарные нормы не нарушаются, поскольку это разные и не одновременные процессы, они происходят в разное время, контакт грязной посуды и взятых образцов невозможен.
Согласно п. 1.7 СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", предстерилизационная очистка и стерилизация проводятся в централизованных стерилизационных отделениях (далее - ЦСО), а при их отсутствии - в отделениях МО систематически во всех случаях при подготовке изделий к предстоящим медицинским манипуляциям, при которых эти изделия будут соприкасаться с кровью, раневой поверхностью, инъекционными препаратами или при которых имеется риск повреждения слизистых оболочек.
В соответствии с п. 10.17.1 вышеуказанного СанПиН, клинико-диагностические, микробиологические и другие диагностические лаборатории должны размещаться в изолированных непроходных отсеках зданий. Помещение для забора материала располагают за пределами блока помещений для исследований. Размещение и состав помещений микробиологической лаборатории (отделения) определяются с учетом требований санитарных правил по безопасности работы с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных болезней. Доставка материала в лаборатории из сторонних организаций осуществляется через самостоятельный вход.
Таким образом, наличие отдельного моечного помещения, либо пяти отдельных помещений в клинико-диагностической лаборатории санитарными правилами не регламентируется, что разъяснял Б.А.В. руководитель территориального отдела Роспотребнадзора в Павловском, Ребрихинском и Шелаболихинском районах ещё 06.11.2015 года, и работодатель в ходе переписки с истцом.
Доводы истицы о том, что моечная в нарушение СанПиН 2.1.7.2790-10 не оборудована смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков, суд не принимает, поскольку в силу п. 5.3 вышеуказанного СанПиН, требования к оборудованию смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков предъявляется к процедурным и перевязочным кабинетам, а не к помещениям, где проводиться обработка инструментов.
Судом также обоснованно признаны необоснованными доводы истицы о нарушении ответчиком СанПиН 2.1.7.2790-10 в части отсутствия в лаборатории Прутской амбулатории отдельного помещения для хранения эпидемиологических опасных отходов.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", к эпидемиологически опасным отходам (класс Б), в том числе, относятся отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности.
К чрезвычайно эпидемиологически опасным отходам (класс В), в том числе, относятся отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности.
В соответствии с п. 6.4 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов Б и В осуществляется раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц.
В небольших медицинских организациях (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное оборудование). Применение холодильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.
В судебном заседании Б.А.В. пояснила, что образующиеся в процессе деятельности лаборатории отходы она временно хранит в подсобном помещении, складирует их в холодильнике. Доказательств иного суду не представлено. Поскольку клинико-диагностическая лаборатория, где работает Б.А.В., является сельской врачебной амбулаторий, то есть небольшой медицинской организацией, по смыслу п. 6.4 СанПиН 2.1.7.2790-10, создание в ней специального помещения для накопления и временного хранения отходов не требуется.
Таким образом, выводы суда о том, что истцу созданы необходимые условия для работы, в том числе, для предстерилизационной очистки инструментария и посуды - в помещении для забора анализов выделена моечная зона, которая оборудована двухгнездовой раковиной и водонагревательным устройством с подводом горячей воды, соответствуют материалам дела.
Осуществляется материально-техническое оснащение амбулатории полотенцами, мылом, дезинфицирующими средствами, которые получает заведующая амбулатории Клышина, подтверждается накладными на получение указанных средств, представленных суду.
Свидетель К.Л.Ф. подтвердила, что по заявке Б.А.В., ей направляются необходимые реактивы, химикаты, посуда, инструментарий в достаточном количестве.
От получения спецодежды, приобретенной для Б.А.В., последняя отказывалась неоднократно, начиная с 16.08.2016 года, что не отрицала в судебном заседании, объясняя это тем, что не хотела без приказа главного врача покидать рабочее место, чтобы не быть уличенной в прогуле, хотя имела возможность получить её и 16.08.2016 года и воспользоваться служебным транспортом больницы (л.д. 178, 179).
Поскольку в силу ст.77 ТК РФ увольнение по п.7.ч.1 ст.77 настоящего кодекса не является расторжением трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса), то правила части 4 ст.261 ТК РФ на истицу не распространяются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания и порядок увольнения работодателем при увольнении истицы соблюдены, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Павловского районного суда Алтайского края от 12 декабря 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Б.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.