Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Гузачева В.А. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 14 декабря 2016 года по делу
по иску Гузачева В.А. к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области", войсковой части 41659, ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай" о взыскании невыплаченного дополнительного материального стимулирования, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гузачев В.А. обратился в суд с иском к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области", войсковой части 41659, ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай" о взыскании невыплаченного дополнительного материального стимулирования, компенсации морального вреда, указывая, что 10.062013 он принят на работу в пожарную команду *** на должность пожарного в войсковую часть 41659. За третий квартал 2016 года сотрудникам данной пожарной команды, кроме истца, начислено и выплачено дополнительное материальное стимулирование. Считает, что уклонение от выплаты данного дополнительного стимулирования неправомерным, так как такая выплата по итогам работы не должна носить произвольный характер в отношении отдельных работников, а лишение ее работника должно быть мотивированным. Поскольку выплаты другим работникам пожарной команды дополнительного материального стимулирования, установленного Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ", составили по 10 000 рублей, то ему должна быть выплачена такая же сумма. Необоснованным лишением премии истцу причинен моральный вред.
При изложенных обстоятельствах истец просил суд взыскать с ответчиков дополнительное материальное стимулирование за третий квартал 2016 года в сумме 10 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 14 декабря 2016 года Гузачеву В.А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Гузачев В.А. просит решение отменить, ссылаясь на то, что ответчиком не представлено доказательств недобросовестного исполнения им должностных обязанностей за спорный период времени. Спорная выплата является стимулирующей и должна выплачиваться ежеквартально в обязательном порядке. Данная выплата входит в систему оплаты труда как дополнительное вознаграждение, выплачиваемое по результатам работы.
В письменных ходатайствах ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" просили оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании истец, его представитель Гиренков А.Н. поддержали доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав истца, его представителя, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ между Гузачевым В.А. и Войсковой частью 41659 в лице командира Войсковой части заключен трудовой договор *** о приеме истца на должность пожарного в пожарную команду пожарного депо. Занимаемая истцом должность относится к категории гражданского персонала. Пожарная команда *** подчиняется командиру войсковой части 41659.
Согласно выписке из приказа командира Войсковой части 41659 *** от ДД.ММ.ГГ "О премировании гражданского персонала Войсковой части 41659 и пожарной команды ***", в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" и решением Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ и в пределах доведенного объема бюджетных средств на эти цели, гражданскому персоналу Войсковой части 41659 и пожарной команде *** приказано выплатить премию по итогам работы в 3 квартале 2016 года согласно приложению. Из приложения *** к приказу командира войсковой части 41659 от ДД.ММ.ГГ *** следует, что Гузачеву В.А. выплачено 0 рублей. В указанный приказ внесены изменения и истцу выплачена премия за приведенный период времени в размере 1 000 рублей.
Как следует из материалов дела, в частности трудового договора, заключенного с истцом, квартальное дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда.
Основанием для предъявления настоящего иска в суд послужили обстоятельства того, что материальное стимулирование выплачено истцу не в полном объеме.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, правильно применив к спорным правоотношениям нормы материального права, оценив по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из того, что размер выплаты материального стимулирования определяется работодателем по результатам эффективности работы работника, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
На основании ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пункт 2 указанного Приказа предусматривает выплату за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с установленным Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (дополнительное материальное стимулирование).
Из положений Порядка усматривается, что материальное стимулирование установлено в виде дополнительных выплат для военнослужащих и в виде премий для гражданского персонала, и должно осуществляться ежеквартально (п. 1).
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава ВС РФ в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2 Порядка).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что расчетная сумма устанавливается Министром обороны Российской Федерации по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе, исходя из численности личного состава и расчетной суммы дополнительного материального стимулирования на одного человека.
Согласно п. 7 Порядка, конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Из содержания приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование представляет собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируется за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала. Выплачиваются по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носят обязательный, гарантированный характер, не определены трудовым договором работника и не входят в систему оплаты труда.
Производство выплат гражданскому персоналу в размере расчетной суммы действующим Порядком не устанавливается и не гарантируется. Условием установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат является наличие выделенных на эти цели ассигнований, их выплата производится военнослужащим и лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Для выплаты дополнительной премии, предусмотренной Приказом Министра обороны *** от ДД.ММ.ГГ, необходимо, чтобы сотрудник проработал 3 квартал в полном объеме и не имел нарушений дисциплины.
Таким образом, как правильно указано судом, выплата премии (материального стимулирования) по итогам работы не должна носить произвольный характер в отношении отдельных работников, при этом, обстоятельства лишения работника указанной премии или уменьшения ее размера должны быть мотивированными, основанными на фактах неудовлетворительного исполнения им своих трудовых обязанностей, иных отрицательных причин и обстоятельств.
Обстоятельства, дающие основания для снижения истцу выплаты материального стимулирования, выраженные в систематической не сдаче зачетов, судом установлены, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Более того, такие обстоятельства стороной истца при рассмотрении спора по существу не отрицались.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку размер материального стимулирования определяется работодателем по результатам эффективности работы работника, не является обязательным, то у суда имелись основания для отказа в удовлетворении иска.
Доводы жалобы основанием для отмены решения не являются, основаны на неправильном толковании норм материального права, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Иных доводов, заслуживающих внимания судебной коллегии, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Гузачева В.А. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 14 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.