Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Арбачаковой А.В., Варнавского В.М.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца С.С.А. на решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску
С.С.А. к Региональному управлению по Алтайскому краю Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, МВД Российской Федерации о признании приказа незаконным, обязании внести изменения записи об увольнении, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда, денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.С.А. обратился в суд с иском к Ликвидационной комиссии регионального управления по Алтайскому краю Федеральной службы Российской Федерации, впоследствии неоднократно уточнив исковые требования, указав в качестве ответчиков Региональное управление по Алтайскому краю Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, МВД Российской Федерации и просил признать приказ *** лс от ДД.ММ.ГГ незаконным, обязать надлежащего ответчика изменить запись в трудовой книжке на запись, соответствующую требованиям закона с датой увольнения ДД.ММ.ГГ, взыскать с надлежащего ответчика задолженность по денежному довольствию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере "данные изъяты", денежную компенсацию в размере "данные изъяты", в счет компенсации морального вреда "данные изъяты", расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты".
Свои требования обосновывал тем, что с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в должности оперуполномоченного 1 группы отдела специального назначения. ДД.ММ.ГГ приказом ***-лс он был уволен на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю оборотом наркотических средств и психотропных веществ *** от ДД.ММ.ГГ в связи с переводом в другой государственный орган. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он выполнял свои служебные обязанности в ФСКН по поручению руководства, обязанности были аналогичны, что и до ДД.ММ.ГГ. В дальнейшем был издан приказ ***-лс от ДД.ММ.ГГ, согласно которому дата его увольнения были изменена на ДД.ММ.ГГ, что является правильным, поскольку он свои обязанности исполнял до ДД.ММ.ГГ включительно, дата его зачисления в МВД ДД.ММ.ГГ, вынесен указанный приказ в соответствии с Инструкцией об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах ФСКН, утвержденной приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГ ***. ДД.ММ.ГГ ликвидационной комиссией ФСКН издан приказ *** -л/с, согласно которому приказ ***- л/с от ДД.ММ.ГГ отменен и датой увольнения истца является ДД.ММ.ГГ Полагал, что Приказ ***-лс от ДД.ММ.ГГ в отношении истца является незаконным, так как истец свое согласие на изменение даты увольнения не давал. С приказом об увольнении его не ознакомили, выписка из приказа от ДД.ММ.ГГ ***-лс выдана ДД.ММ.ГГ. За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ заработная плата ему не выплачена. Невыплата заработной платы явилась причиной нравственных страданий, которые истец оценил в "данные изъяты".
Решением "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении иска о признании приказа незаконным, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда, взыскании денежной компенсации С.С.А. отказано.
Дополнительным решением "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении иска об изменении записи в трудовой книжке о дате увольнения С.С.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом принципа равенства сторон перед законом и судом, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельства дела, неприменение норм права, подлежащих применению.
В обоснование жалобы указал на то, что вся процедура действий при упразднении ФСКН урегулирована и должна быть исполнена в соответствии с действующей нормативной базой. Неисполнение должностными лицами обязанностей, возложенных на них законом, не может являться основанием для ущемления прав лиц (сотрудников), добросовестно выполняющих свои обязанности по несению службы (выполнению работы).
Судом не дана оценка факту грубого нарушения действующего законодательства по ознакомлению истца с приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГ.
Полагает, что судом дано неверное толкование норм Указа Президента N 156, он мог быть уволен со службы только при соблюдении процедуры увольнения и (или) перевода, регламентированного нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п. 3.4. Приказа от 12 апреля 2005 года N 115 "Об утверждении инструкции об организации работы по увольнению сотрудников ... " по инициативе сотрудника увольнение в связи с переводом в другой государственный орган осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа. В оспариваемом решении суд ссылается на п. 153 Положения, однако увольнение по данным основаниям подробно регулируется Порядком, который также является действующим и ссылка на него имеется в решении суда. Подобное неполное применение нормы права, содержащейся в подзаконных актах, недопустимо и нарушает права на законное и обоснованное решение.
Необоснованным считает заявитель позицию суда о том, что прием в службу органов внутренних дел гарантирован Указом Президента, так как в ходе рассмотрения дела установлено, что не все сотрудники ФСКН переведены в органы МВД.
Также, указывает на незаконность вывода суда о том, что действия председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН по Алтайскому краю по изданию приказов об изменении даты увольнения являлись незаконными, поскольку издание подобных приказом входит в полномочия указанного лица, а издание приказа об изменении в такие полномочия не входит.
Ссылаясь на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, полагает, что приказ ***-лс об изменении даты увольнения истца издан с соблюдением требований нормативно-правовых актов.
Считает, что ответчиком грубо нарушено трудовое законодательство при его увольнении. Факт исполнения своих должностных обязанностей нашел свое подтверждение, в связи с чем подлежит выплате заработная плата (денежное довольствие) за спорный период, однако данный вопрос в решении суда не рассмотрен.
Обращает внимание, что в материалах дела имеется график дежурств, утвержденный начальником РУ ФСКН Медведевым на ДД.ММ.ГГ. Кроме того, в здании, находящемся на балансе ГУ МВД по Алтайскому краю по "адрес", имеется вывеска на кабинете М.О.В. о том, что он является начальником Регионального управления. Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, не представлены. Ответчиком в судебном заседании факт работы истца в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в РУ ФСКН по Алтайскому краю не оспаривался.
Проверив материалы дела, законность решения в соответствии с п. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца и его представителя, поддержавших жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграций", постановленоупразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу (п.1). Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции и полномочия, а также штатную численность упраздняемых ведомств (п.2).
Пунктом 4 Указа определено, что сотрудники органов наркоконтроля продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
Проведение организационно-штатных мероприятий должно быть завершено до 01.06.2016, что предписано п. 5 данного Указа Президента Российской Федерации N156 от 05.04.2016.
В соответствии с приказом директора ФСКН России N 161 от 26.05.2016, изданным во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации N 156 от 05.04.2016, сотрудники органов наркоконтроля должны быть освобождены от занимаемых должностей с 01.06.2016.
Особенности, связанные с увольнением сотрудников органов наркоконтроля со службы в связи с упразднением ФСКН России, а также их переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации урегулированы Федеральным законом N 305-ФЗ от 03.07.2016 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Закон N 305-ФЗ от 03.07.2016 г.).
Частью 1, 4 ст. 33 Закона N 305-ФЗ от 03.07.2016 г. установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течении трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Из приведенных положений указанного выше закона во взаимосвязи с положениями Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156, следует, что увольнение сотрудников упраздняемых органов наркоконтроля (за исключением сотрудников, вошедших в состав ликвидационных комиссий должно быть осуществлено до 01.06.2016 г., а принятие на службу в орган внутренних дел в порядке перевода - в течении 3-х месяцев со дня увольнения (до 01.09.2016 г.).
Как установлено судом и следует из материалов дела, С.С.А. проходил службу в Региональном управлении ФСКН России по Алтайскому краю в должности оперуполномоченного 1 группы отдела специального назначения.
ДД.ММ.ГГ С.С.А. предупрежден о предстоящем увольнении по подпункту 6 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) о чем составлен соответствующий акт, в котором имеется подпись истца ( ***).
Приказом директора ФСКН России от ДД.ММ.ГГ N *** предписано сотрудников, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел рапортом в письменном виде, уволить с 31.05.2016
ДД.ММ.ГГ С.С.А. подал на имя начальника ГУ МВД России по Алтайскому краю рапорт, в котором выразил намерение продолжить службу в МВД России (л.д. ***).
Согласно выписке из приказа ***-лс от ДД.ММ.ГГ, С.С.А. уволен со службы в органах наркоконтроля и исключен из списков органов наркоконтроля с ДД.ММ.ГГ (л.д. ***).
Региональным управлением ФСКН России в лице ликвидационной комиссии ***-лс от ДД.ММ.ГГ в приказ от ДД.ММ.ГГ ***-лс внесены изменения касающиеся увольнения и исключения из списка сотрудников органов наркоконтроля С.С.А., приказано считать уволенным и исключенным из списка сотрудников органов наркоконтроля ДД.ММ.ГГ (л.д. ***).
ДД.ММ.ГГ С.С.А. назначен на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела по обеспечению деятельности оперативных подразделений управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД по Алтайскому краю, что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГ *** л/с (л.д. ***).
Приказом ***-лс от ДД.ММ.ГГ Ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю, изданным во исполнение письма председателя Ликвидационной комиссии ФСКН России от ДД.ММ.ГГ N *** отменен приказ ***-лс от ДД.ММ.ГГ, касающийся изменения даты увольнения сотрудников (л.д. ***).
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца денежного довольствия, компенсации в связи с несвоевременной выплатой денежного довольствия, внесении записей в трудовую книжку, а также компенсации морального вреда, поскольку не установилоснования для признания приказа председателя ликвидационной комиссии от ДД.ММ.ГГ, незаконным.
При этом суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств продолжения служебных отношений с РУ ФСКН по Алтайскому краю или их возникновение после ДД.ММ.ГГ.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Давая оценку доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает следующее.
Согласно п. 3.4 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН РФ от 12.04.2005 N 115, увольнение сотрудника в связи с переводом в другой государственный орган осуществляется на основании п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. По инициативе сотрудника увольнение по данному основанию осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа.
Поскольку порядок увольнения в связи с переводом сотрудников упраздненного ФСКН России и их приема на службу в органы внутренних дел при наличии волеизъявления, выраженного в соответствующем рапорте, определен Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 и Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ, письмо руководителя органа внутренних дел, подтверждающего такой перевод, вопреки доводам жалобы, не требуется, поскольку данный вопрос урегулирован законодательно.
Согласно п.п. 3,4 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003года N 613, сотрудниками органов наркоконтроля (далее именуются - сотрудники) являются граждане, проходящие службу в органах наркоконтроля, которым в порядке, установленном настоящим Положением, присвоены специальные звания. Сотрудники могут проходить службу не на должностях в ФСКН России и ее территориальных органах в случае:
1) нахождения в распоряжении органов наркоконтроля;
2) нахождения за штатом;
3) прикомандирования к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и организациям.
Согласно п. 2.1 указанного Положения о службе денежное довольствие сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах наркоконтроля, а также предоставление им иных социальных гарантий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящим Положением.
Нахождение в распоряжении - особый правовой статус, придаваемый лицу на основании приказа.
Приказом ФСКН России от 26 декабря 2011 года N 559 утвержден Порядок зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 3 названного Порядка, сотрудник зачисляется в распоряжение органа наркоконтроля приказом органа наркоконтроля по личному составу. Основанием для издания приказа органа наркоконтроля по личному составу о зачислении сотрудника в распоряжение органа наркоконтроля является приказ органа наркоконтроля о проведении организационно-штатных мероприятий в пределах предоставленных полномочий, Указ Президента Российской Федерации об освобождении от должности сотрудников органов наркоконтроля.
При ликвидации территориального органа ФСКН России, организации ФСКН России сотрудники зачисляются приказом ФСКН по личному составу в распоряжение ФСКН России либо территориального органа ФСКН России, на которые возложено проведение мероприятий, связанных с ликвидацией (п. 6 Порядка).
По смыслу вышеуказанных положений зачисление сотрудника в распоряжение наркоконтроля осуществляется на основании изданного им приказа.
Каких-либо доказательств наличия приказа о зачислении в распоряжение ФСКН России материалы дела не содержат, в связи с чем вывод суда о том, что в спорный период истец не находился в распоряжении органа наркоконтроля является верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт работы истца в спорный период нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, а также ссылка на имеющийся в деле график дежурств, утвержденный приказом председателя ликвидационной комиссии М.О.В., не могут быть признаны состоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, в связи с чем, не могут повлечь отмену решения суда в апелляционной порядке.
Как усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец имел статус уволенного, вследствие чего не мог исполнять после ДД.ММ.ГГ должностные обязанности, учитывая при этом упразднение органа.
Как указано выше, особенности, связанные с увольнением сотрудников органов наркоконтроля со службы в связи с упразднением ФСКН России, а также их переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном отказе в признании незаконным приказа регионального управления ФСКН от ДД.ММ.ГГ ***-лс в части отмены приказа ***-лс от ДД.ММ.ГГ, касающейся изменения даты увольнения сотрудника с ДД.ММ.ГГ на ДД.ММ.ГГ, не могут быть приняты во внимание, поскольку трудовое законодательство не предоставляет работодателю право изменять дату увольнения работника без его предварительного согласия после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены. Изменение даты увольнения работника может иметь место только в соответствии со ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон, или в случае спора, на основании решения суда.
Между тем после издания работодателем приказа об увольнении работника ***-лс от ДД.ММ.ГГ трудовые отношения между сторонами контракта о прохождении службы были прекращены, сведения о предварительном согласии сотрудника на изменение даты увольнения на ДД.ММ.ГГ материалы дела не содержат, что свидетельствует о незаконности приказа регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю ***-лс от ДД.ММ.ГГ. Поскольку оспариваемый истцом приказ регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ ***-лс восстановил ранее определенные правоотношения относительно даты прекращения контракта и увольнения со службы, требования С.С.А. в данной части верно оставлены районным судом без удовлетворения.
Иные доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались истцы в суде первой инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца С.С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.